Решение суда от 30.06.2011 года по иску о признании незаключенным договора купли-продажи, о признании наступившим право собственности на жилое помещение.



Мотивированное решение изготовлено 05.07.2011                дело 2-184                                                                          

            Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2011 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апаева А.Н. к Филиппович В.Н. о признании незаключенным договора купли-продажи, о признании не наступившим право собственности на жилое помещение,

       У С Т А Н О В И Л:

Апаев А.Н. являлся собственником квартиры по адресу <адрес>.

На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру по адресу <адрес> перешло к Филиппович В.Н.

Апаев А.Н. обратился в суд с иском к Филиппович В.Н. о признании незаключенным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу <адрес>, о признании не наступившим права собственности ответчика на указанное жилое помещение.

В обоснование иска истец Апаев А.Н. указал, что квартира по адресу <адрес> является его собственностью с ДД.ММ.ГГГГ. В 1993 он с семьей выехал из <адрес> на постоянное место жительства в Башкирию. В спорной квартире с его разрешения стала проживать Филиппович В.Н. В январе 2011 ему стало известно о том, что право собственности на квартиру по адресу <адрес> зарегистрировано за Филиппович В.Н. Истец указывает, что договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ он не заключал, текст договора подписан не им, в имеющемся в материалах нотариуса заявлении его жены Апаевой Н.М. о согласии на совершение сделки подпись ей не принадлежит. Истец полагает, что договор купли-продажи квартиры заключен не был, поэтому правовых последствий в виде перехода права собственности на квартиру к ответчику не наступило. Также Апаев А.Н. указывает, что на момент совершения сделки в квартире были зарегистрированы несовершеннолетние дети, согласия органов опеки на отчуждение жилого помещения не имелось, тогда как оно являлось обязательным.

Ответчик Филиппович В.Н. иск не признала и пояснила, что в 1993 Апаев А.Н. уехал из <адрес> на постоянное место жительства в Башкирию, при этом разрешил ей проживать в принадлежащей ему квартире по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она приобрела у Апаева А.Н. указанную квартиру. Договор купли-продажи подписывал лично Апаев А.Н., также он привез письменное согласие своей жены на совершение сделки.

Третье лицо Апаева Н.М. также заявила о том, что в заявлении от ее имени о согласии на совершение сделки подпись ей не принадлежит.

Выслушав стороны, представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно копии договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Апаев А.Н. продал Филиппович В.Н. жилое помещение по адресу <адрес>, принадлежащее ему на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Из справки Режевского БТИ следует, что переход права собственности на квартиру был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Согласно справке паспортного стола Апаев А.Н. ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета в связи с выездом из <адрес> в БАСС, <адрес>. (л.д.).

В материалах нотариуса кроме договора купли-продажи имеются: копия свидетельства о заключении брака Апаевых; постановление главы МО «Режевской район» от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении Апаеву А.Н. продажи жилого помещения по адресу <адрес>, в котором проживают несовершеннолетние дети заявителя; ксерокопия заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на продажу квартиры, заверенного печатью Администрации Ново-Кильбахтинского сельсовета <адрес>; второй экземпляр договора купли-продажи квартиры.

Соответственно доводы истца об отсутствии согласия органов опеки на отчуждение жилого помещения не могут быть приняты во внимание, т.к. оригинал такового имеется в материалах нотариуса.

По заключению судебной почерковедческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, рукописные записи «Апаев Анатолий Николаевич» и подписи от имени Апаева А.Н. в двух экземплярах договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи квартиры по адресу <адрес>, подпись в книге реестра нотариальных действий в графе «Расписка в получении нотариально оформленного документа» выполнены самим Апаевым А.Н. Подпись от имени Апаевой Н.М., изображение которой расположено в электрографической копии заявления от ДД.ММ.ГГГГ выполнена самой Апаевой Н.М. (л.д.).

Заключение эксперта подробно мотивировано, проиллюстрировано, сторонами не оспаривается. Суд считает данное доказательство допустимым и достоверным.

При этом суд приходит к выводу, что неверное указание в резолютивной части заключения эксперта имени Апаевой Н.М. является опиской и не влияет на суть заключения, т.к. эксперт исследовал документ, предположительно подписанный Апаевой Н.М. и образцы подписи Апаевой Н.М., т.е. заключение дано относительно принадлежности исследуемой подписи Апаевой Н.М.

Отсутствие в материалах нотариуса оригинала заявления Апаевой Н.М. о согласии на заключение сделки не влияет на законность оспариваемой сделки, поскольку установлено, что ксерокопия снята с документа, содержащего подпись Апаевой Н.М. Утрата оригинала документа должностным лицом - нотариусом, не может влиять на объем прав и обязанностей граждан.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца, приведенных в обоснование иска, и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

По сообщению Уральского регионального центра судебной экспертизы стоимость проведения судебной экспертизы составляет 17 000 руб. (л.д.).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате экспертизы была возложена на стороны в равном размере. До настоящего времени экспертиза не оплачена.

Исходя из требований ч.2 ст.85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведение экспертизы, назначенной судом, обязательно даже в случае отказа обязанной стороны произвести оплату экспертизы.

При отказе от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч. ст.96 и ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не в пользу которой состоялось судебное решение.

По указанным основаниям обязанность по оплате экспертизы должна быть возложена в полном объеме на Апаева А.Н.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

              Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Апаева А.Н. к Филиппович В.Н. о признании незаключенным договора купли-продажи жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о признании не наступившим право собственности Филиппович В.Н. на указанное жилое помещение отказать.

Взыскать с Апаева А.Н. в пользу Уральского регионального центра судебной экспертизы оплату за проведение судебной экспертизы 17 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд через Режевской городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                          Костенко С.А.