Решение суда от 14.06.2011 года по иску о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности



     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        14 июня 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

с участием прокурора Каюмовой Т.Н.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа, <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

        Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа, <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указав, что при проведении проверки информации, поступившей из ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по СО Отделение надзорной деятельности РГО поступила информация о соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях территориальных управлений Режевского городского округа, на территории территориальных управлений, установлено, что на территории населенного пункта <адрес> выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п. 15 ст. 69 ФЗ»Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при въезде в <адрес> с левой стороны до границ застройки индивидуальных жилых домов расстояние от лесного массива менее 15 метров, в деревне Мостовой до границ застройки индивидуальных жилых домов расстояние от лесного массива менее 15 метров, в нарушение п. 112 ППБ 01-03 территориальным управлением по <адрес> не разрабатываются мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесном пожаре на здания и сооружения, предусматривающие устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности, не выполнены устройства противозащитных минерализованных полос. Обращаясь в суд с иском, прокурор просил обязать Администрацию Режевского городского округа, Территориальное управление по <адрес> устранить вышеуказанные нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные на территории ТУ по <адрес> городского округа, указанные в акте проверки федерального органа исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ, предписании .

        В ходе рассмотрения гражданского дела помощник Режевского городского прокурора Евграшин А.С. исковые требования не поддержал в связи с их добровольным удовлетворением до начала рассмотрения дела, пояснив, что на сегодняшний день имеются сведения из отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены

        Начальник <адрес> Режевского городского округа Родионов В.Н. суду пояснил, что действительно при проведении проверки на территории <адрес> и <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В настоящее время все выявленные нарушения устранены, о чем составлен акт проверки инспектором отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области.

        Начальник отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Толстых А.Н., направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.     

        Суд, выслушав доводы помощника прокурора Евграшина А.С., начальника <адрес> Родионова В.Н., а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

        Как следует из ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» первичными мерами пожарной безопасности признается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

        Согласно ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

        Согласно ст. 2 Устава Режевского городского округа наименование муниципального образования - Режевской городской округ. Термины "городской округ", "муниципальное образование", применяемые в Уставе, имеют одинаковое значение.

Статьей 3 Устава Режевского городского округа определяющей состав территории Режевского городского округа закреплено, что городской округ - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. В состав территории Режевского городского округа входят <адрес>, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: <адрес> <адрес>, <адрес>

В соответствии с п. 26 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения Режевского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа.

Как следует из п. 3 ст. 21, ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления наделено полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 Устава, т.е. в том числе и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, а также полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Пунктом 6 ст. 41 Устава Режевского городского округа прямо отнесено к полномочиям администрации Режевского городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.

Согласно ч. 1 ст. 49 Устава Режевского городского округа Уполномоченные органы местного самоуправления по сельским территориям - Территориальные управления сел Режевского городского округа (далее - Управления сел) являются территориальными органами местного самоуправления, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Пунктом 8 ч. 4 ст. 49 Устава Режевского городского округа полномочиям Управлений сел относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории.

        Наличие на момент проведения представителем отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> нарушений требований пожарной безопасности в <адрес> об устранении которых были заявлены исковые требования прокурором подтверждается актом проверки (л.д. ), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. ) и не оспаривается сторонами.

        Поскольку п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, а в соответствии с требованиями ст.ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава, п.п. 26 п. 1 которой к вопросам местного значения прямо отнесено и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, суд находит доводы представителя Администрации Режевского городского округа о том, что Администрация Режевского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу несостоятельными.

        Из статей 6, 40, 41 Устава Режевского городского округа прямо следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа отнесено к полномочиям как Администрации Режевского городского округа. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории отнесено п. 8 ч. 4 ст. 49 Устава Режевского городского округа и к полномочиям Управлений сел. При этом, согласно ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.

        В обоснование доводов устранения нарушения требований пожарной безопасности начальником ТУ <адрес> представлен Акт проверки (л.д. ), оформленный ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, из которого следует, что нарушения требований пожарной безопасности устранены.

        При изложенных обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, с учетом мнения прокурора не поддерживающего исковые требования в связи с их удовлетворением ответчиком в добровольном порядке до начала судебного разбирательства, как считает суд, спор о нарушении требований пожарной безопасности на территории ТУ <адрес> городского округа отсутствует, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

         Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд     

          

Р Е Ш И Л :

        В удовлетворении исковых требований Режевского городского прокурора о возложении на Администрацию Режевского городского округа и <адрес> обязанность устранения нарушений требований пожарной безопасности отказать в связи с добровольным удовлетворением исковых требований до начала судебного разбирательства.      

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

             Судья:                                                                                     Быков А.Н.