Мотивированное решение изготовлено 05.07.2011 дело 2-411 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30.06.2011 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукиной Л.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Комитету по управлению имуществом Режевского городского округа об оспаривании правового акта, о признании права пользования жилым помещением и признании права на заключение договора социального найма жилого помещения, понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Лукина Л.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации Режевского городского округа (далее РГО), Управлению городским хозяйством РГО, Комитету по управлению имуществом РГО с иском об оспаривании правового акта, о признании права пользования жилым помещением по адресу <адрес>, признании права на заключение договора социального найма указанного жилого помещения и понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения. В обоснование иска Лукина Л.А. указала, что в 1991 вселилась в общежитие по адресу <адрес>, предоставленную ей МЖКУП «Гавань» в связи с работой в школе № <адрес>. В 2008 в связи с увеличением состава семьи ей было предоставлено другое жилое помещение в этом же общежитии, состоящее из двух комнат №. ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен договор найма указанного жилого помещения. С момента вселения она и члены ее семьи зарегистрировались в данном жилом помещении. Постановлением Администрации Режевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ статус общежития с домовладения № по <адрес> снят, однако этим же постановлением жилые помещения по адресу <адрес> включены в специализированный жилищный фонд. Истец Лукина Л.А. полагает, что оспариваемое постановление противоречит требованиям закона, т.к. с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации занимаемое ей спорное жилое помещение утратило статус общежития, поэтому обратное отнесение этого помещения в специализированный жилищный фонд незаконно. Также истец просит признать за ней и ее несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением по адресу <адрес> на основании договора социального найма, обязать ответчиков заключить с ней договор социального найма этого жилого помещения, включив детей в договор найма в качестве членов семьи нанимателя, а также понудить ответчиков к заключению договора приватизации спорного жилого помещения. В судебном заседании истец Лукина Л.А. полностью поддержала исковые требования. Представитель ответчика Администрации РГО ФИО5 возражала против удовлетворения иска, указывая, что жилое помещение по адресу <адрес> было предоставлено Лукиной Л.А. и членам ее семьи в 2008 для проживания как специализированное жилое помещение. Постановлением Администрации Режевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ статус общежития с домовладения № по <адрес> снят. Этим же постановлением жилое помещение по адресу <адрес> включены в специализированный жилищный фонд, т.к. они были предоставлены истцу уже после 2005, т.е. в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно оспариваемое постановление принято Администрацией РГО в пределах полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства. По мнению представителя ответчика не подлежат удовлетворению и остальные требования истца, т.к. общежитие не может быть предоставлено как жилое помещение по договору социального найма и оно не подлежит приватизации. Представители ответчиков Управления городским хозяйством РГО, Комитета по управлению имуществом РГО в судебное заседание не явились. Третье лицо на стороне истца Лукин Е.А. полностью подержал иск. Выслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Режевского городского округа жилой дом по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. Из справки Режевского БТИ видно, что общежитие по адресу: <адрес> принадлежало МЖКУП «Гавань», было передано в муниципальную собственность. (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ Лукина Л.А., проживающая в <адрес>.21 по <адрес> обратилась в администрацию РГО с заявлением о предоставлении ей находящегося в этом же жилом доме жилого помещения, состоящего из двух комнат - 4с и 6с (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ Администрацией РГО с Лукиной Л.А. заключен договор №-н найма жилого помещения в общежитии по адресу <адрес> (л.д.№). Согласно договору членами семьи нанимателя являются муж Лукин Е.А., дети ФИО2 и ФИО1 Справка паспортного стола подтверждает, что в спорном жилом помещении Лукина Л.А. и члены ее семьи зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ Согласно копии постановления Администрации Режевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ статус общежития с домовладения № по <адрес> снят. П.4 постановления жилое помещение по адресу <адрес> ком.4с,6с включено в специализированный жилищный фонд (л.д.№). В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, ст. ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами. Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. В соответствии со ст. ст. 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Подоговору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Как установлено, жилой дом по адресу <адрес> на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации являлся общежитием, был передан муниципальным предприятием в ведение органов местного самоуправления. В силу ст. 7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной нормы Закона усматривается, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Указанную позицию занимает Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан ФИО7 и ФИО8". Так, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение в законодательство нормы ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления. Одновременно Конституционным Судом Российской Федерации ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после ДД.ММ.ГГГГ (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты. Таким образом, с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом по адресу <адрес> фактически утратил статус общежития, и к пользованию находящимися в нем жилыми помещениями подлежали применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку изменение статуса дома предусмотрено Законом. Решение Администрацией РГО о включении всего жилого дома по адресу <адрес> до момента заключения с истцом договора найма спорного жилого помещения не принималось. Соответственно к отношениям по пользованию спорным жилым помещениям подлежали применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Т.е. указание в договоре от ДД.ММ.ГГГГ №-н найма жилого помещения, заключенного Администрацией РГО с Лукиной Л.А., о том, что предметом найма является специализированное жилое помещение по адресу <адрес> и 6с, противоречит требованиям закона. По указанным причинам суд приходит к выводу, что Лукина Л.А. была вселена в спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, и истцы приобрели право пользования этим жилым помещением именно на условиях социального найма. В силу п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. По указанным основаниям суд приходит к выводу о противоречии требованиям закона постановления Администрации Режевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в специализированный жилищный фонд жилого помещения по адресу <адрес> В остальной части оспариваемое постановление не затрагивает прав и интересов истцов, поэтому требование о признании постановления несоответствующим закону в остальной части, удовлетворении не подлежит. В соответствии со ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу ст.63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Поскольку установлено, что истец Лукина Л.А. имеет право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма, данный договор должен быть заключен с истцом как нанимателем жилого помещения, а также включению в договор найма подлежат ее несовершеннолетние дети в качестве членов ее семьи. В соответствии с Уставом Режевского городского округа заключение договоров найма жилых помещений отнесено к компетенции Управления городским хозяйством Режевского городского округа. В силу ст.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального фонда на условиях договора социального найма, вправе с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются либо в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. Поскольку в судебном заседании установлено, что фактически Лукина Л.А. с несовершеннолетними детьми занимает спорное жилое помещение по договору социального найма, она имеет право на заключение с ней договора приватизации данного жилого помещения с учетом соблюдения прав несовершеннолетних детей (ст.7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Из справки Режевского БТИ следует, что правом на приватизацию жилого помещения Лукина Л.А., Лукина Е.А., ФИО2, ФИО1 до настоящего времени не воспользовались. (л.д.№). Указанный факт ответчиками не оспаривается, не опровергнут. Уставом Режевского городского округа определено, что договоры приватизации муниципальных жилых помещений заключает Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа. Руководствуясь ст.194,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать противоречащим требованиям закона постановление Администрации Режевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в специализированный жилищный фонд жилого помещения по адресу <адрес> В остальной части иска об оспаривании правового акта отказать. Признать за Лукиной Л.А., ФИО1 и ФИО2 право пользования жилым помещением по адресу <адрес> на праве социального найма. Обязать Управление городским хозяйством Режевского городского округа заключить с Лукиной Л.А. договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес> включив в договор ФИО1 и ФИО2 в качестве членов семьи нанимателя. Признать за Лукиной Л.А., ФИО1 и ФИО2 право на приватизацию жилого помещения по адресу <адрес> Обязать Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа заключить с Лукиной Л.А., ФИО1 и ФИО2 договор приватизации жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья Костенко С.А.