Мотивированное решение изготовлено 16.07.2011 дело 2-492 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11.07.2011 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдрахимова Ф.Я. к Администрации Режевского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об оспаривании отказа о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, УСТАНОВИЛ: Абдрахимов Ф.Я. обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о признании права на жилищный сертификат, выдаваемый в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование заявленных требований истец указал, что является участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «<данные изъяты>». Постановлением Администрации Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он обратился в Администрацию Режевского городского округа с заявлением о включении его в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, представил необходимые документы. По сообщению сотрудников жилищного отдела Администрации Режевского городского округа, его заявление направлялось в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, однако в принятии в указанную подпрограмму ему отказано по тем основаниям что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ. Истец Абдрахимов Ф.Я. полагает данный отказ незаконным, т.к. в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" он имеет право на обеспечение жилой площадью за счет государства. При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П признаны неконституционными положения закона о том, что право на обеспечение жилым помещением имеют участники ликвидации последствий аварии на производственном объединении «<данные изъяты>», поставленные на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что обжалуемый отказ нарушает его права. В судебном заседании Абдрахимов Ф.Я. уточнил свои исковые требования, указывая, что просит признать незаконным отказ органов исполнительной власти о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Представитель ответчика Администрации Режеского городского округа Пакулина В.К. направила отзыв, в котором иск не признала, указывая, что после того, как Администрацией Режевского городского округа Абдрахимов Ф.Я. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен в льготную очередь как участник ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», истец обратился с заявлением о включении его в федеральную целевую подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, которое с приложенными документами было направлено в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области для принятия решения. Однако, указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации было отказано во включении Абдрахимова Ф.Я. в указанную подпрограмму. Представитель ответчика считает, что Администрация Режеского городского округа выполнила все зависящие от нее действия по рассмотрению заявления истца. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области ФИО4 направила отзыв, в котором указала, что иск не признает, т.к. участие в Федеральной целевой подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы граждан, повергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на <данные изъяты>, аварии на производственном объединении «<данные изъяты>», и приравненных к ним лиц, вставших на учет нуждающихся в жилье после ДД.ММ.ГГГГ, законодательно не предусмотрено. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Абдрахимов Ф.Я. является участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «<данные изъяты>», что подтверждается копией удостоверения на его имя (л.д.№ Данный факт ответчиками не оспаривается. Постановлением Администрации Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Абдрахимов Ф.Я. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.(л.д.№ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.№). Соответственно, в силу ст.ст.13, 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Абдрахимов Ф.Я. имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее Правила). Согласно п.2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. В соответствии с пп.«е» п.5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «<данные изъяты>», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст.14,15,16,17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «<данные изъяты>» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска. В силу п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п.5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в п.19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Таким образом, федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в новой редакции (от ДД.ММ.ГГГГ) не содержит какой-либо дифференциации для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от времени постановки на учет в качестве таковых. Тогда как нормативные акты, изданные Правительством Российской Федерации, в обеспечение исполнения указанного Закона, предусматривают такую дифференциацию. Из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» и от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда <адрес>, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев», следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении ДД.ММ.ГГГГ N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда <адрес> и жалобами граждан ФИО5 и ФИО6», при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями. При внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст.19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П от ДД.ММ.ГГГГ№-П). В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты. Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после ДД.ММ.ГГГГ). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, положения п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1ст.15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. В связи с принятием указанного Постановления ДД.ММ.ГГГГ законодателем были внесены соответствующие изменения в п.1 ч.1 ст.15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В нормативные правовые акты, изданные Правительством Российской Федерации, в обеспечение исполнения указанного Закона, аналогичные изменения до настоящего времени не внесены. Отказ Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным принимать решение о включении лиц в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, формировать сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат и утверждать его, о признании Абдрахимова Ф.Я. участником указанной подпрограммы, и, следовательно, лицом, имеющим право на получение сертификата, вызван наличием дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после ДД.ММ.ГГГГ), признанной Конституционным Судом Российской Федерации необоснованной. Соответственно отказ в признании Абдрахимова Ф.Я. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы противоречит положениям Конституции Российской Федерации и не может быть признан соответствующим Закону. Иных причин, предусмотренных п.22 Правил, по которым Абдрахимову Ф.Я. было отказано во включении в подпрограмму ответчиками, не приведено. Соответственно суд ограничивается проверкой законности указанной причины отказа. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать не соответствующим закону отказ Министерства строительства и архитектуры <адрес> в признании Абдрахимова Ф.Я. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, предоставляющей право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с принятием Абдрахимова Ф.Я. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Режевской городской суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Костенко С.А.