Решение суда от 14.07.2011 года по иску о предоставлении жилого помещения



Мотивированное решение изготовлено 15.07.2011 дело 2-448

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.07.2011 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах Хазиевой Р.Н. к Администрации Режевского городского округа о предоставлении жилого помещения,

    У С Т А Н О В И Л:

Режевской городской прокурор в интересах Хазиевой Р.Н. обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о предоставлении жилого помещения, указывая, что согласно списку очередности (внеочередной на получение жилой площади) Хазиева Р.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что занимаемое ей по договору социального найма жилое помещение по адресу <адрес> является аварийным и непригодным для проживания. Данный факт подтвержден актом от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии МО «Режевской район». Ссылаясь на положения п.1 ч.2 ст.57, 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор просит обязать Администрацию Режевского городского округа предоставить Хазиевой Р.Н. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, пригодное для проживания, площадью не менее 39,7 кв.м.

В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н. и истец Хазиева Р.Н. иск поддержали в полном объеме.

Третьи лица Хазиев И.Т. и Хазиев Р.Т. в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика Администрации Режевского городского округа (далее Администрация РГО) Пакулина В.К. представила отзыв, в котором указала, что иск не признает, т.к. Администрация РГО в силу положений закона обязана обеспечивать жилыми помещениями лишь лиц, признанных в установленном порядке малоимущими. Хазиева Р.Н. с заявлением о признании ее малоимущей не обращалась. Хазиева Р.Н. состоит в очереди на получение жилого помещения.

Суд, выслушав истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно копии ордера серии 2003 от ДД.ММ.ГГГГ Хазиева Р.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> (л.д.

Согласно списку очередности Хазиева Р.Н. состоит в очереди на получение жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. основанием для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являлось нахождение жилья в аварийном состоянии (л.д.).

Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

      В соответствии со ст. 5 ФЗ Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ, к жилищным отношениям, возникшим до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки Хазиевой Р.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии со ст.8 Жилищного кодекса РСФСР периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производилось обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудовались для использования в других целях либо такие дома сносились по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производились в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Т.е. во внеочередном порядке жилое помещение предоставлялось гражданам, занимавшим непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения, подлежащие переоборудованию для использования в других целях либо сносу.

Согласно Положению по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , межведомственная комиссия, созданная для рассмотрения вопросов о непригодности жилых домов и нежилых помещений для постоянного проживания, была обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам:

- пригодные для постоянного проживания;

- непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями;

- непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.

На основании акта межведомственной комиссии, исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов принималось решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания (п.3.5 Положения).

Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

Из представленного истцами Акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что при наличии сведений о непригодности жилых помещений в <адрес> для проживания, в акте отсутствует указание, что указанный дом имеет дефекты, которые не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно, т.е. ремонту или реконструкции не подлежит.

Решения органа местного самоуправления о сносе указанного жилого дома или его переоборудовании для использования в других целях, в том числе - об отселении и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательно порядке не принималось.

Соответственно имеющийся в деле Акт межведомственной комиссии не является основанием для предоставления Хазиевой Р.Н. жилого помещения во внеочередном порядке, т.е. таковое право у Хазиевой Р.Н. после составления указанного акта не возникло. Данный акт послужил основанием для постановки Хазиевой Р.Н. в очередь, по своей сути являющейся льготной, в которой она состоит и по настоящее время в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47. (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с п.47 которого межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

-о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

-о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

-о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Из представленного истцом акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и не подлежащим ремонту.

Однако, поскольку с даты составления данного акта у лиц, занимающих жилые помещения в указанном доме, в том числе и у истца, возникает право претендовать на внеочередное предоставление жилья, к возникшим правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу ч.2 ст.49, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает обязанность во внеочередном порядке предоставить гражданину жилое помещение по договору социального найма в случае, если данный гражданин признан малоимущим, то есть неспособным приобрести на свои личные средства жилое помещение, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и занимаемое ими помещение признано непригодным для проживания, аварийным и не подлежащим ремонту.

Как установлено в судебном заседании, Хазиева Р.Н. и ее семья в установленном законом порядке малоимущими не признаны, т.к. не обращались с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления.

Таким образом, право на внеочередное получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации у истца Хазиевой Р.Н. не возникло.

В соответствии с п.1,8,9 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Как установлено, решения о признании дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу, о выселении жителей дома, органами местного самоуправления не принималось.

Соответственно, указанные в исковом заявлении положения ст.ст.85,86 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положения ст.ст.87,89 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку эти нормы регулируют порядок и условия предоставления жилых помещений при выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений, а требования истцом заявлены в порядке и по основаниям, предусмотренным ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По указанным основаниям суд приходит к выводу, что в иске Хазиевой Р.Н. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.194,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Режевского городского прокурора в интересах Хазиевой Р.Н. к Администрации Режевского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья               Костенко С.А.