Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011 года. 2-599 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22.07.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Федоровских С.Н., при секретаре Вяткиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухова В.А. к Администрации Режевского городского округа о восстановлении в льготный список очередности, установил: Глухов В.А. обратился с иском к Администрации Режевского городского округа о восстановлении в льготный список очередности, указав, что является <данные изъяты>, до 2005г. состоял в льготном списке очередности на получение жилья. Для перерегистрации и подтверждения своей очереди в декабре 2004 года обратился в жилищный отдел администрации Режевского городского округа, однако заявление у него не приняли, обосновав это тем, что у него есть время до ДД.ММ.ГГГГ Поэтому он перерегистрировался в феврале 2005 года. ДД.ММ.ГГГГ ему пришло уведомление о том, что он исключен из списков очередности в льготной очереди № на получение жилья, в связи с тем, что встал на учет после ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение он считает неправомерным и просит включить его в льготный список очередности. Истец Глухов В.А. иск поддержал, уточнив, что просит не включить его в льготный список очередности, а восстановить в льготном списке очередности № и № поскольку он в списке состоял, но был исключен, слово «включить» указано им ошибочно, дополнительно показал, что он является <данные изъяты>, ему было выдано удостоверение в 2004г., в котором указано, что он имеет право на льготы. В Управлении социальной защиты населения ему перечислили те льготы, которые он должен получать от социальной защиты, про льготу на получение жилья он не знал. Об этом узнал случайно и сразу написал заявление о постановке на учет для получения жилья. Он не помнит, когда писал заявление, все оформляла его мама. Он был контужен и потому у него бывают провалы в памяти. Удостоверение он получил в 2004 году, а справку из военкомата, подтверждающую, что он является <данные изъяты>, ему выдали в 2005 году, обратился он за ней в 2004 году, эти справки не делают быстро, все проверяют. Он живет в квартире мамы, своего жилья не имеет. Он хочет, чтобы его восстановили в льготном списке очередности на получение жилья по договору социального найма, на получение общежития он не претендует. Представитель ответчика администрации РГО, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, а также о предъявленных исковых требованиях, в судебное заседание не явился, не просил суд отложить рассмотрение дела, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представил. Суд, выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Свидетель ФИО2 показала, что у нее есть квартира, которая принадлежит ей на праве собственности с 1992 года. Глухов В.А. - ее сын. В квартире он только зарегистрирован, но права на нее не имеет, своего жилья у него нет. Он получил контузию во время службы, потому оформлением всех документов на жилье занималась она. У нее есть еще один сын, который также претендовал на получение квартиры, и его жилищные вопросы также решала она. Когда Глухов В.А. получил удостоверение <данные изъяты>, она узнала, что можно встать в администрации в очередь на получение жилья по льготному списку очередности. Она собрала документы на Глухова В.А. и обратилась в жилищный отдел администрации. У нее были еще документы по жилищному вопросу второго сына, и ей в жилищном отделе администрации сказали, чтобы она занималась первоначально этими документами, а потом решала вопрос с постановкой на учет Глухова В.А., поскольку он право на получение жилья на льготных основаниях имеет, и может обратиться с заявлением о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ей сказали донести справку из военкомата, которая была выдана только в феврале 2005г. После получения справки Глухов В.А. написал заявление, и документы были приняты в жилищный отдел. Сына поставили в льготный список очередности, никаких проблем с постановкой не было, никто не говорил, что по закону это не положено. Глухова В.А. поставили в три списка: льготный на получение жилья по договору социального найма, на получение комнаты в общежитии и в общий, он после 2008. остался только в общем списке очередности. С 2005г. она регулярно заходила в жилищный отдел, узнавала, как продвигается очередь, ей на листочке ФИО4 писала номер очередности по каждой из трех очередей, то есть, до 2008г. она не скрывалась и сотрудники администрации знали о том, что ее сын состоит в льготном списке очередности на получение жилья, и только в 2008г., то есть, спустя три года после постановки на учет, пришло постановление главы РГО о том, что ее сына исключили из льготного списка очередности. Она полагает, что это несправедливо, ее сын такой же <данные изъяты> как и те граждане, которые находятся в списке до ДД.ММ.ГГГГ На основании удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ., Глухов В.А. имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.№). На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы МО «Режевской район» от ДД.ММ.ГГГГ Глухов В.А. в соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР, ст. <адрес>, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно поданным заявлениям, и включен в списки проживающих на условиях найма в список №. (л.д. №). Согласно представленному учетному делу, Глухов В.А. состоял в указанных списках со дня подачи им заявления, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ Глухов В.А. признан нуждающимся в получении жилья на основании представленных им документов (л.д.№). Постановлением главы администрации РГО № от ДД.ММ.ГГГГ Глухов В.А. был исключен из списков очередности в соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, постановлением главы РГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации областных законов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом решения общественной городской комиссии при Режевском городском округе от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он подал заявление после ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). В судебном заседании установлено, что в собственности и по договору социального найма Глухов В.А. жилья не имеет. Он зарегистрирован в квартире своей матери без права на жилое помещение по адресу: <адрес> и проживает в квартире на условиях найма (л.д.№). Как показала ФИО2, она является собственником квартиры с 1992 года, ее сын Глухов В.А. права на ее квартиру не имеет. Она зарегистрировала сына в своей квартире, поскольку ему необходима была регистрация. Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» были установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 указанного Закона (в той же, ранее действовавшей редакции) было закреплено право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Ветераны боевых действий на территории Российской Федерации были включены в категории ветеранов Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу с 01.01.2004. Этим же законом были внесены дополнения в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону «О ветеранах боевых действий», согласно которым в этот перечень включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Из этого следует, что право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий, закрепленное в п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (в ранее действовавшей редакции), у ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации, к которым относится истец, возникло с ДД.ММ.ГГГГ. Подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в действующей редакции (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ) устанавливает право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Истец Глухов В.А. получил удостоверение ДД.ММ.ГГГГ, однако справку из военкомата о том, что он является <данные изъяты> ему выдали только в феврале 2005г. (л.д.№ при этом Глухов В.А. пояснил, что за указанной справкой он обратился заранее, еще в 2004 году. Получив справку, он сразу же написал заявление, которое в жилищном отделе приняли. Статьей 19 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равенства всех перед законом. Согласно данной конституционной норме, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Указанный вывод вытекает также из ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), ст. ст. 7, 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, из которых следует, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и подтвердил правовую позицию, согласно которой изменения, вносимые законодателем (в том числе посредством временного регулирования ранее установленных правил), должны осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения военнослужащих; это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция носит общий характер и должна учитываться федеральным законодателем при внесении изменений в условия предоставления жилья или соответствующей ежемесячной денежной компенсации гражданам, увольняющимся с военной службы (п. 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П). Так как предоставление жилого помещения для <данные изъяты> предусмотрено ФЗ «О ветеранах», то указанной категории граждан не требуется относиться к категории малоимущих граждан, для постановки на учет требуется только подтверждение факта нуждаемости в жилом помещении, что истец в судебном заседании подтвердил. В соответствии с постановлением главы МО «Режевской район» № от ДД.ММ.ГГГГ. Глухов В.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет (л.д.№). Указанная норма позволяет <данные изъяты>, поставленным на учет нуждающихся в получении жилых помещений с выделением до ДД.ММ.ГГГГ в списки имеющих право на предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, реализовать свое преимущественное право и после ДД.ММ.ГГГГ Жилые помещения по договорам социального найма должны им предоставляться в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, т.е. в порядке очередности, но с учетом преимущественного права, возникшего до вступления Жилищного кодекса Российской Федерации в силу. Таким образом, Глухов В.А. постановлением главы Режевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ был необоснованно исключен из льготного списка очередности на получение жилья по договору социального найма № При таких обстоятельствах требование Глухова В.А. о восстановлении в льготном списке очередности нуждающихся в получении жилья по договору социального найма № подлежит удовлетворению. Истец Глухов В.А. заявил только требование о восстановлении его в льготном списке очередности № Суд рассмотрел иск в пределах заявленных требований. Руководствуясь ст. 194, 195,196,197, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Глухова В.А. удовлетворить. Восстановить Глухова В.А. в льготном списке очередности нуждающихся в получении жилья по договору социального найма № Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме. Судья: С.Н. Федоровских
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При этом следует указать, что на сегодняшний день в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приняты еще не все предусмотренные им нормативные правовые акты, призванные регулировать отдельные жилищные правоотношения. Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ.