Решение суда от 22.07.2011 года по иску о восстановлении в льготный список очередности



     Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011 года.        2-599                                              

                                                             РЕШЕНИЕ

                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.07.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Федоровских С.Н., при секретаре Вяткиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухова В.А. к Администрации Режевского городского округа о восстановлении в льготный список очередности,

        установил:

Глухов В.А. обратился с иском к Администрации Режевского городского округа о восстановлении в льготный список очередности, указав, что является <данные изъяты>, до 2005г. состоял в льготном списке очередности на получение жилья. Для перерегистрации и подтверждения своей очереди в декабре 2004 года обратился в жилищный отдел администрации Режевского городского округа, однако заявление у него не приняли, обосновав это тем, что у него есть время до ДД.ММ.ГГГГ Поэтому он перерегистрировался в феврале 2005 года. ДД.ММ.ГГГГ ему пришло уведомление о том, что он исключен из списков очередности в льготной очереди на получение жилья, в связи с тем, что встал на учет после ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение он считает неправомерным и просит включить его в льготный список очередности.

Истец Глухов В.А. иск поддержал, уточнив, что просит не включить его в льготный список очередности, а восстановить в льготном списке очередности и поскольку он в списке состоял, но был исключен, слово «включить» указано им ошибочно, дополнительно показал, что он является <данные изъяты>, ему было выдано удостоверение в 2004г., в котором указано, что он имеет право на льготы. В Управлении социальной защиты населения ему перечислили те льготы, которые он должен получать от социальной защиты, про льготу на получение жилья он не знал. Об этом узнал случайно и сразу написал заявление о постановке на учет для получения жилья. Он не помнит, когда писал заявление, все оформляла его мама. Он был контужен и потому у него бывают провалы в памяти. Удостоверение он получил в 2004 году, а справку из военкомата, подтверждающую, что он является <данные изъяты>, ему выдали в 2005 году, обратился он за ней в 2004 году, эти справки не делают быстро, все проверяют. Он живет в квартире мамы, своего жилья не имеет. Он хочет, чтобы его восстановили в льготном списке очередности на получение жилья по договору социального найма, на получение общежития он не претендует.

     Представитель ответчика администрации РГО, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, а также о предъявленных исковых требованиях, в судебное заседание не явился, не просил суд отложить рассмотрение дела, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представил.

Суд, выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Свидетель ФИО2 показала, что у нее есть квартира, которая принадлежит ей на праве собственности с 1992 года. Глухов В.А. - ее сын. В квартире он только зарегистрирован, но права на нее не имеет, своего жилья у него нет. Он получил контузию во время службы, потому оформлением всех документов на жилье занималась она. У нее есть еще один сын, который также претендовал на получение квартиры, и его жилищные вопросы также решала она. Когда Глухов В.А. получил удостоверение <данные изъяты>, она узнала, что можно встать в администрации в очередь на получение жилья по льготному списку очередности. Она собрала документы на Глухова В.А. и обратилась в жилищный отдел администрации. У нее были еще документы по жилищному вопросу второго сына, и ей в жилищном отделе администрации сказали, чтобы она занималась первоначально этими документами, а потом решала вопрос с постановкой на учет Глухова В.А., поскольку он право на получение жилья на льготных основаниях имеет, и может обратиться с заявлением о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ей сказали донести справку из военкомата, которая была выдана только в феврале 2005г. После получения справки Глухов В.А. написал заявление, и документы были приняты в жилищный отдел. Сына поставили в льготный список очередности, никаких проблем с постановкой не было, никто не говорил, что по закону это не положено. Глухова В.А. поставили в три списка: льготный на получение жилья по договору социального найма, на получение комнаты в общежитии и в общий, он после 2008. остался только в общем списке очередности. С 2005г. она регулярно заходила в жилищный отдел, узнавала, как продвигается очередь, ей на листочке ФИО4 писала номер очередности по каждой из трех очередей, то есть, до 2008г. она не скрывалась и сотрудники администрации знали о том, что ее сын состоит в льготном списке очередности на получение жилья, и только в 2008г., то есть, спустя три года после постановки на учет, пришло постановление главы РГО о том, что ее сына исключили из льготного списка очередности. Она полагает, что это несправедливо, ее сын такой же <данные изъяты> как и те граждане, которые находятся в списке до ДД.ММ.ГГГГ

На основании удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ., Глухов В.А. имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.).

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы МО «Режевской район» от ДД.ММ.ГГГГ Глухов В.А. в соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР, ст. <адрес>, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно поданным заявлениям, и включен в списки проживающих на условиях найма в список . (л.д. ).

Согласно представленному учетному делу, Глухов В.А. состоял в указанных списках со дня подачи им заявления, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ Глухов В.А. признан нуждающимся в получении жилья на основании представленных им документов (л.д.).

Постановлением главы администрации РГО от ДД.ММ.ГГГГ Глухов В.А. был исключен из списков очередности в соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, постановлением главы РГО от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации областных законов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом решения общественной городской комиссии при Режевском городском округе от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он подал заявление после ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

В судебном заседании установлено, что в собственности и по договору социального найма Глухов В.А. жилья не имеет. Он зарегистрирован в квартире своей матери без права на жилое помещение по адресу: <адрес> и проживает в квартире на условиях найма (л.д.).

Как показала ФИО2, она является собственником квартиры с 1992 года, ее сын Глухов В.А. права на ее квартиру не имеет. Она зарегистрировала сына в своей квартире, поскольку ему необходима была регистрация.

      Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» были установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 указанного Закона (в той же, ранее действовавшей редакции) было закреплено право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Ветераны боевых действий на территории Российской Федерации были включены в категории ветеранов Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу с 01.01.2004.

Этим же законом были внесены дополнения в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону «О ветеранах боевых действий», согласно которым в этот перечень включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Из этого следует, что право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий, закрепленное в п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (в ранее действовавшей редакции), у ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации, к которым относится истец, возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в действующей редакции (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ) устанавливает право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Истец Глухов В.А. получил удостоверение ДД.ММ.ГГГГ, однако справку из военкомата о том, что он является <данные изъяты> ему выдали только в феврале 2005г. (л.д. при этом Глухов В.А. пояснил, что за указанной справкой он обратился заранее, еще в 2004 году. Получив справку, он сразу же написал заявление, которое в жилищном отделе приняли.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равенства всех перед законом. Согласно данной конституционной норме, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Указанный вывод вытекает также из ст. ст. 1, 2, 6 (ч. 2), ст. ст. 7, 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, из которых следует, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и подтвердил правовую позицию, согласно которой изменения, вносимые законодателем (в том числе посредством временного регулирования ранее установленных правил), должны осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения военнослужащих; это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция носит общий характер и должна учитываться федеральным законодателем при внесении изменений в условия предоставления жилья или соответствующей ежемесячной денежной компенсации гражданам, увольняющимся с военной службы (п. 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П).
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Истец Глухов В.А. имеет статус <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ у него в связи со вступлением с указанной даты в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» возникло право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, закрепленное в п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (в ранее действовавшей редакции). Также ст. 36 ЖК РСФСР предусмотрено, что в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий: инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам.        Истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до вступления в действие ЖК РФ, в ст. 57 которого указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.        Основания для снятия с учета предусмотрено ст. 56 ЖК РФ. Однако представителем ответчика не представлено доказательств того, что указанные основания имеются.

Так как предоставление жилого помещения для <данные изъяты> предусмотрено ФЗ «О ветеранах», то указанной категории граждан не требуется относиться к категории малоимущих граждан, для постановки на учет требуется только подтверждение факта нуждаемости в жилом помещении, что истец в судебном заседании подтвердил.

В соответствии с постановлением главы МО «Режевской район» от ДД.ММ.ГГГГ. Глухов В.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет (л.д.).

Указанная норма позволяет <данные изъяты>, поставленным на учет нуждающихся в получении жилых помещений с выделением до ДД.ММ.ГГГГ в списки имеющих право на предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, реализовать свое преимущественное право и после ДД.ММ.ГГГГ

Жилые помещения по договорам социального найма должны им предоставляться в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, т.е. в порядке очередности, но с учетом преимущественного права, возникшего до вступления Жилищного кодекса Российской Федерации в силу.
При этом следует указать, что на сегодняшний день в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приняты еще не все предусмотренные им нормативные правовые акты, призванные регулировать отдельные жилищные правоотношения. Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ.

Таким образом, Глухов В.А. постановлением главы Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ был необоснованно исключен из льготного списка очередности на получение жилья по договору социального найма

При таких обстоятельствах требование Глухова В.А. о восстановлении в льготном списке очередности нуждающихся в получении жилья по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Истец Глухов В.А. заявил только требование о восстановлении его в льготном списке очередности Суд рассмотрел иск в пределах заявленных требований.

       Руководствуясь ст. 194, 195,196,197, 198, 199 ГПК РФ, суд

                                      РЕШИЛ:

          Иск Глухова В.А. удовлетворить.

          Восстановить Глухова В.А. в льготном списке очередности нуждающихся в получении жилья по договору социального найма

          Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья:                                               С.Н. Федоровских