Решение суда от 21.07.201 года по иску о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов



                                                                                

                                                                            РЕШЕНИЕ

                                                             Именем Российской Федерации

     21 июля 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника Режевского городского прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов, находящуюся по адресу: <адрес> вдоль проезжей части дороги площадью более 30 кв.м.,

У С Т А Н О В И Л :

     Режевской городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о понуждении организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов, находящуюся по адресу: <адрес> вдоль проезжей части дороги площадью более 30 кв.м., обосновав свои исковые требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства органами местного самоуправления Режевского городского округа установлено, что на данной территории обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Пунктами 10, 12 ст. 6 Устава Режевского городского округа к полномочиям органов местного самоуправления отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Земельный участок, на котором обнаружены свалки, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа. Обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил обязать администрацию Режевского городского округа и Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов, находящуюся по адресу: <адрес> вдоль проезжей части дороги площадью более 30 кв.м.

     В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора ФИО2 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что в соответствии со ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу положений ст. 37 данного закона этот вопрос находится в компетенции администрации РГО. Согласно ст. 48 Устава Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа.

     Представитель ответчика - администрации Режевского городского округа ФИО3, исковые требования не признала, пояснив, что свалка бытовых и растительных отходов вдоль проезжей части у <адрес> в <адрес> находится в пределах <адрес> и Режевского городского округа. В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в вопросам местного значения относятся два таких самостоятельных вопроса, как организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, так и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Считает, что в соответствии с названными нормами закона, а также п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Режевского городского округа произведено разграничение указанных вопросов местного значения как самостоятельных. В соответствии с п.п. 9 ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа. Считает, что администрация Режевского городского округа является по делу ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, в исковых требованиях прокурора, предъявленных к Администрации Режевского городского округа просит отказать.

     Представитель ответчика - начальник Управления городским хозяйством Режевского городского округа ФИО4 направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления городским хозяйством Режевского городского округа, в котором указал, что Управление городским хозяйством, не возражает против исковых требований прокурора. УГХ является органом местного самоуправления и в своей деятельности руководствуется нормами Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные лимиты на уборку (содержание) территории у Управления городским хозяйством за 1 и 2 кварталы 2011 года исчерпаны. УГХ проводит аукцион в электронном виде на уборку несанкционированных свалок, в том числе на уборку свалки, находящейся па <адрес> возле <адрес>, вдоль проезжей дороги, общей площадью более 30 метров. ДД.ММ.ГГГГ состоится подведение итогов и определится победитель аукциона, с которым будет заключен муниципальный контракт не ранее чем через 10 дней с момента размещения протокола подведения итогов аукциона. Работы будут выполнены до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования будут удовлетворены в полном объеме.

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> - в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки.

     Выслушав доводы прокурора, мнение представителя Администрации Режевского городского округа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     Статьей 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

     Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

     В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

     Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

     Согласно ч. 3 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В силу п. 2, 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления.

     На основании п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     На основании п. 9 ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа., и к его полномочиям, в том числе относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами то, что земельный участок, расположенный в <адрес> около жилого <адрес> вдоль проезжей дороги, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа, а также то, что на данном земельном участке имеется несанкционированная свалка бытовых и растительных отходов.

     Это обстоятельство подтверждается актом о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками к нему (л.д. ).

     Очевидно, что размещение несанкционированных свалок негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.

     При таких обстоятельствах суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, поскольку в соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа Управление городским хозяйством Режевского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и к его полномочиям, в том числе относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочия Администрации Режевского городского округа закреплены в ст.41 Устава Режевского городского округа, в соответствии с которой к полномочиям Администрации Режевского городского округа не относятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Именно на Управление городским хозяйством Режевского городского округа в должна быть возложена обязанность организации уборки территории, находящейся в <адрес> около жилого <адрес> вдоль проезжей дороги, от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов, поскольку в соответствии с Уставом Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, на указанные цели из бюджета Режевского городского округа на 2011 год предусмотрено выделение денежных средств, распорядителем которых также является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа.

     Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

     Обязать Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов, находящуюся в <адрес> около жилого <адрес> вдоль проезжей дороги площадью более 30 кв.м.

     В удовлетворении исковых требований Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Режевского городского округа обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых и растительных отходов, находящуюся в <адрес> около жилого <адрес> вдоль проезжей дороги площадью более 30 кв.м., отказать.

     Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его вынесения.

     

     Судья: