Решение суда от 24.08.2011 года по иску о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности



     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        24 августа 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

с участием прокурора Каюмовой Т.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах Осиповой В.А. к Администрации Режевского городского округа, Уполномоченному органу местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, Уполномоченному органу местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом - Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

        Режевской городской прокурор в интересах Осиповой В.А. обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указав, что в ходе проведения Режевской городской прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства органом местного самоуправления Режевского городского округа, установлено, что в черте городских лесов, а именно <адрес>, до границ застройки индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает Осипова В.А., расстояние от лесного массива составляет менее 15 метров, что не соответствует требованиям п. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которым противопожарные расстояния о границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 15 метров. Земельный участок, до границ индивидуальной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, на котором проживает Осипова В.А., находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа. Ссылаясь на требования ст. ст. 16 п. 1 п.п. 10, 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 16 Лесного Кодекса РФ, п.п. 1, 6 ст. 40 Устава Режевского городского округ, обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил обязать администрацию Режевского городского округа организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ рубку лесных насаждений на расстоянии не менее 15 метров до границ индивидуальной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживает Осипова В.А.

        Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа (далее - УГХ), Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом - Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа (далее - КУИ).

        В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н., поддержав исковые требования, просила обязать Администрацию Режевского городского округа, Управление городским хозяйством Режевского городского округа, Комитет по управлению имуществом в солидарном порядке организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ рубку лесных насаждений на расстоянии не менее 15 метров до границ индивидуальной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживает Осипова В.А., мотивируя свою позицию тем, что обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа относится к полномочиям Администрации Режевского городского округа. Поскольку в данном случае обеспечение мер первичной пожарной безопасности связано с необходимостью организации рубки леса, при этом в соответствии с Уставом Режевского городского округа владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Режевского городского округа, к которому относятся и городские леса, относится к полномочиям Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа, а организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Режевского городского округа относится к полномочиям Управления городским хозяйством, на Комитет по управления имуществом и Управление городским хозяйством данная обязанность должна быть возложена в солидарном порядке.

        Осипова В.А., поддержав исковые требования прокурора, просила иск удовлетворить, т.к. лес вплотную примыкает к границе земельного участка, на котором расположен дом, являющийся жилищем для нее и ее мужа. В результате этого возникает опасность пожара. Кроме того, во время сильного ветра обломки сучков и ветвей деревьев падают на кровлю их дома.

         Представитель администрации Режевского городского округа ФИО4, не признав исковые требования, полагала, что Администрация Режевского городского округа не является надлежащим ответчиком по данному делу. Управление городским хозяйством и комитет по управлению имуществом в соответствии с Уставом Режевского городского округа являются самостоятельными Уполномоченными органами местного самоуправления. К полномочиям Управления городским хозяйством в соответствии со ст. 48 Устава Режевского городского округа относятся организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Режевского городского округа. В соответствии со ст. 43 Устава Режевского городского округа владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Режевского городского округа, к которому относятся и городские леса, относится к полномочиям Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа. Считает, что организация рубки лесных насаждений на расстоянии не менее 15 метров до границ индивидуальной застройки, расположенной по адресу: <адрес> связана непосредственно с использованием городских лесов, являющихся муниципальной собственностью, что прямо отнесено Уставом Режевского городского округа к полномочиям Управления городским хозяйством и Комитета по управлению имуществом. Кроме того, согласно выкопировки Генплана <адрес>, спорный земельный земельный участок является производственной (защитной) зоной предприятия 4 класса, а именно Государственного учреждения «Режевской Лесхоз». Из принадлежности предприятия считает, что и земля охранной зоны является государственной собственностью, а соответственно и лес, произрастающий на этом земельном участке.

          Представитель Управления городским хозяйством Режевского городского округа ФИО5, действующий на основании доверенности, не признав исковые требования, полагал, что у прокурора не имелось полномочий для предъявления данного иска в интересах Осиповой В.А., поскольку обращения Осиповой В.А. к Режевскому городскому прокурору о защите нарушенных прав в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду отсутствует. Прокурором не представлено документов, подтверждающих границы индивидуальной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, а также того, что расстояние от границы индивидуальной застройки до лесного массива менее 15 метров. <адрес> не относится к категории городских и сельских поселений только с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, в связи с чем, считает, что в данном случае не могут применяться положения п. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривающие соблюдение 15 метрового расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов.

        Представитель Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа Иванова Н.А., действующая на основании доверенности, не признав исковые требования, пояснила, что у Комитета по управлению имуществом не имеется полномочий по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в том числе путем организации рубки лесных насаждений или иным способом. Считает, что Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу. Приказом Агентства Лесного хозяйства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земель лесного фонда в категорию земель поселений» земли лесного фонда ФГУ «Режевской лесхоз» общей площадью 5379 га. были переданы в категорию земель поселений <адрес> согласно акта приема-передачи и приложения 1, содержащего перечень площадей лесного фонда. В указанный перечень был включен квартал под № . За Режевским городским округом было зарегистрирован право собственности на земельный участок, включающий квартал Режевского лесничества. Впоследствии нумерация кварталов была изменена, квартал был перенумерован под №

        Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Государственного учреждения <адрес> «Режевское лесничество» Кирюхин А.С. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.

        Допрошенная в качестве специалиста начальник Режевского отдела ФБУ «Кадастровая палата» Оболенская Н.А. суду пояснила, что земельный участок переданный в собственность Режевского городского округа от ФГУ «Режевской лесхоз» состоит на кадастровом учете, однако данный земельный участок не содержит квартал , квартал имеется. По данным кадастрового учета дом, в котором проживает Осипова В.А. находится в квартале .

        Суд, выслушав объяснения сторон, а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        Исковые требования заявлены прокурором в защиту Осиповой В.А. в связи с нарушением требований п. 15 ст. 69 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно в связи с тем, что расстояние от границы застройки индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает Осипова В.А., до лесного массива в черте городских лесов, составляет менее 15 метров. Обращаясь с иском о возложении обязанности на ответчиков организовать рубку лесных насаждений на расстоянии не менее 15 метров до границ индивидуальной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, прокурор фактически требует устранить нарушения правил пожарной безопасности путем организации рубки лесных насаждений. Основанием для предъявления прокурором данного иска в интересах Осиповой В.А. послужило ее обращение к прокурору, что подтверждается ее заявлением (л.д.

        В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

        Как следует из ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» первичными мерами пожарной безопасности признается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

        Согласно ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с п. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 15 метров.

Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.

        Согласно ст. 2 Устава Режевского городского округа наименование муниципального образования - Режевской городской округ. Термины "городской округ", "муниципальное образование", применяемые в Уставе, имеют одинаковое значение.

Статьей 3 Устава Режевского городского округа определяющей состав территории Режевского городского округа закреплено, что городской округ - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>. В состав территории Режевского городского округа входят <адрес>, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: <адрес> ключ, <адрес>

В соответствии с п. 26 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения Режевского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа.

Как следует из п. 3 ст. 21, ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления наделено полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 Устава, т.е. в том числе и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, а также полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Пунктом 6 ст. 41 Устава Режевского городского округа прямо отнесено к полномочиям администрации Режевского городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.

        Как следует из п. 1 ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

        В соответствии п.п. «г» п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия. Как следует из п.п. «а» п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно. В соответствии с п.п. «б» п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или {муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

        В соответствии с п.п. 11, 25 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых и родных территорий, расположенных в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

         Как следует из ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают такими полномочиями как : принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

        В соответствии со ст. 48 Устава Режевского городского округа Управление городским хозяйством Режевского городского округа является Уполномоченным органом местного самоуправления в сфере городского хозяйства к полномочиям которого п. 24 ч. 4 ст. 48 Устава отнесены организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Режевского городского округа. Управление городским хозяйством является главным распорядителем средств местного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета.

        Полномочия Администрации Режевского городского округа закреплены в ст. 41 Устава Режевского городского округа, в соответствии с п. 9 которой к полномочиям Администрации отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды.

        В судебном заседании из исследованных письменных доказательств (л.д. ) установлено, что Приказом Агентства Лесного хозяйства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земель лесного фонда в категорию земель поселений» земли лесного фонда ФГУ «Режевской лесхоз» общей площадью 5379 га. были переданы в категорию земель поселений <адрес> согласно акта приема-передачи и приложения 1, содержащего перечень площадей лесного фонда. В указанный перечень был включен квартал под № За Режевским городским округом было зарегистрирован право собственности на земельный участок, включающий квартал Режевского лесничества.

        Сторонами не оспаривается то, что после государственной регистрации права собственности Режевского городского округа на переданный от ФГУ «Режевской лесхоз» земельный участок, включающий квартал Режевского лесничества нумерация кварталов была изменена, квартал был перенумерован под №

        Квартира , в которой проживает Осипова В.А., расположена в одноэтажном двухквартирном жилом <адрес> в <адрес>, что подтверждается техническим паспортом (л.д. ), планом строения (л.д. ). Находится жилой <адрес> в <адрес> в <адрес>- 7 литер, что следует из плана городских лесов Режевского городского округа (л.д. ), копии материалов стереотопосъемки (л.д. )

        Прокурором представленная фототаблица, из которой прямо следует, что расстояние от лесного массива до границы застройки индивидуального жилого <адрес> составляет менее 15 метров.

        Суд находит обоснованными доводы прокурора о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно обеспечения противопожарного расстояние от границы индивидуальной жилой застройки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, горд Реж, <адрес>, в которой проживает Осипова В.А., до лесного массива не менее 15 метров.

        Обязанность обеспечения противопожарного расстояние от границы индивидуальной жилой застройки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, горд Реж, <адрес>, в которой проживает Осипова В.А., до лесного массива не менее 15 метров в данном случае должна быть возложена на Администрацию Режевского городского округа и Управление городским хозяйством Режевского городского округа, поскольку пунктом 6 ст. 41 Устава Режевского городского округа прямо отнесено к полномочиям администрации Режевского городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, а ст. 48 Устава Режевского городского округа к полномочиям УГХ отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Режевского городского округа. В данном случае обеспечение первичных мер пожарной безопасности неизбежно будет связано с использованием городских лесов, а именно рубкой лесных насаждений на расстоянии 15 метров от границ индивидуальной жилой застройки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, горд Реж, <адрес>, в которой проживает Осипова В.А., до лесного массива.

          При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Администрацию Режевского городского округа и Управление городским хозяйством Режевского городского округа обязанности в солидарном порядке устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечив противопожарное расстояние от границы индивидуальной жилой застройки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, горд Реж, <адрес>, в которой проживает Осипова В.А., до лесного массива не менее 15 метров в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд     

          

Р Е Ш И Л :

        Иск Режевского городского прокурора в интересах Осиповой В.А. удовлетворить частично.

        Возложить на Администрацию Режевского городского округа, Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа обязанность в солидарном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить противопожарное расстояние от границы индивидуальной жилой застройки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, горд Реж, <адрес>, в которой проживает Осипова В.А., до лесного массива не менее 15 метров.

        В удовлетворении исковых требований Режевского городского прокурора к Уполномоченному органу местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом - Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа отказать.

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

             Судья:                                                                                     Быков А.Н.