Решение суда от 09.09.2011 года по иску о взыскании единовременной задолженности по выплате возмещения вреда здоровью, об установлении ежемесячной суммы компенсации возмещения вреда здоровью с последующей индексацией



            Мотивированное решение изготовлено 14.09.2011 года. 2-711

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09.09.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федоровских С.Н., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абибуллаева Яшара к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> о взыскании единовременной суммы задолженности по выплате возмещения вреда здоровью, об установлении ежемесячной суммы компенсации возмещения вреда здоровью с последующей индексацией,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

    Абибуллаев Я. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> (далее УСЗН по <адрес>) о взыскании единовременной суммы задолженности по выплате возмещения вреда здоровью, об установлении ежемесячной суммы компенсации возмещения вреда здоровью с последующей индексацией, указывая в заявлении, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на специальных военных сборах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части и ВСО и направлялся в 30-ти км зону отчуждения. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена <данные изъяты> инвалидности; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> утратой трудоспособности в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС - бессрочно. Он обратился в УСЗН по <адрес> с заявлением о перерасчете возмещения вреда здоровью из фактического заработка за работу в зоне аварии на ЧАЭС, ему было отказано. В соответствии с базовым Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исчисление ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью из размера утраченного заработка с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ регулировалось частью 1 п. 25 ст. 14 (в редакции базового Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), где разъяснялось, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 настоящего закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или) соответствующей её части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ). В соответствии подпунктом У.5. пункта V Указания Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ -У, разъясняется, что «..., инвалидность, связанная с чернобыльской катастрофой, считается профессиональным заболеванием...». Статьей 1 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, разъясняется, что «отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом РФ и настоящими Правилами». В связи с изменениями, внесенными в законодательные акты РФ: в базовый Закон - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ; в «Правила» - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ; Указанием Минсоцзащиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ дано разъяснение о порядке применения вышеуказанных редакций законодательства. Согласно данного Указания, категориям граждан, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 13 базового Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) со 2-го марта 1996 года упразднено Правило назначения пенсий в размере возмещения вреда здоровью утраченного заработка. Гражданам данной категории предоставлено право на одновременное получение двух денежных выплат: пенсии по «Правилам», установленным «Законом о государственных пенсиях в РСФСР»с применением норм Закона РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ); суммы возмещения вреда здоровью из размера утраченного заработка, предшествующему окончанию работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или с последнего места работы за 12 месяцев перед установлением инвалидности (связанной с работами по ЛПК на ЧАЭС), в соответствии с «Правилами» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ), и по ч. 1 п. 25 ст. 14 базового Закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ). Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью, профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится в новых условиях (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №180-ФЗ). Исходя из названных норм, право выбора периода, из которого исчислялось возмещение вреда принадлежало самому инвалиду. Органы социальной защиты населения были не вправе по своей инициативе вопреки воле инвалида исчислять ежемесячную сумму ВВЗ за период, не выгодный инвалиду. Истец представлял в УСЗН справку о размере заработной платы за период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Исчисление сумм возмещения вреда из заработка истца, полученного за период работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, составляющий менее 12 месяцев, соответствует требованиям ранее действующей редакции ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также разъяснению Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», аналогичным разъяснениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснению Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно которым, если в заработке гражданина до получения увечья произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, то при подсчете среднего заработка, учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. Исчисление ежемесячной выплаты в возмещение вреда производится на основании справки о начисленной заработной плате, подлежащей налогообложению, выданной на основании лицевых счетов. Для лиц, командированных для выполнения работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы или военнообязанных, призванных на спецсборы, в средний заработок включается заработок, сохраняемый по основному месту работы, а также доплаты за работу в зоне отчуждения (разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГК ПИ 2001- 1139, 1208). В справке предприятия - Ингичинской опытно-методической технологической экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ, отражена заработная плата за время нахождения Абибуллаева Я. в Чернобыле за июль - октябрь всего 890, 49 рублей. В архивной справке Министерства обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ, в книге формы 77 «Учета расчетов с личным составом (военнообязанными)» в/ч за 1986 год отражены начисления Абибуллаеву Я. в августе-октябре, всего 1977, 47 рублей. Начисления в июле 1986г. не производились. Средняя заработная плата = 955,99 рублей ( 890,49 + 1977,47 = 2867,96 : 3 ). В связи с повышением стоимости жизни проиндексирована сумма заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты ВВЗ на коэффициент в 1986 году - в 6,7 раз. Затем сумму заработка увеличивают в 6 раз (по увечьям, иным повреждениям здоровью, полученным до ДД.ММ.ГГГГ), получается 38430,80 рублей. Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная выплата в возмещение вреда с учетом процента утраты трудоспособности 60% - 23058,48 руб.; 70%-26901,56 руб., которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997 годах (в редакции Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) с ДД.ММ.ГГГГ- в 2,5 раза; с ДД.ММ.ГГГГ- в 1,9 раза; с ДД.ММ.ГГГГ- в 1,81 раза; с ДД.ММ.ГГГГ- в 1,9 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,4 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,68 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,27раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,26 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,05 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,05 раза; с ДД.ММ.ГГГГ- в 1,05 раза; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,2 раза; и того 85,40; с ДД.ММ.ГГГГ- в 1,1 раза, итого 93,946. С ДД.ММ.ГГГГ - установлена 3 группа инвалидности с 60% утратой трудоспособности. С учетом повышающих индексов 1993 - 1996 г.г.: 23058,48x85,40= 1969194,19 руб. (на ДД.ММ.ГГГГ) На ДД.ММ.ГГГГ-1969194,19x1,1=2166113,61 рубль. ДД.ММ.ГГГГ с учетом деноминации рубля ВВЗ составит 2166,11 рубль. С ДД.ММ.ГГГГ-2166,11 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ-2166,11 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 2166,11 руб. Данная сумма ВВЗ подлежит индексации на коэффициенты: с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,581 коэффициент роста МРОТ; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,515 коэффициент роста МРОТ; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,518 коэффициент индекса роста ВПМ; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,512 коэффициент индекса роста ВПМ; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,092 коэффициент индекса роста ВПМ; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,1 коэффициента прогнозного уровня инфляции (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ); с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,11 коэффициента прогнозного уровня инфляции (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ); с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,09 коэффициента прогнозного уровня инфляции (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ); с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,08 коэффициента прогнозного уровня инфляции (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ); с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,105 коэффициента прогнозного уровня инфляции; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,13 коэффициента прогнозного уровня инфляции; с01.01.2010г. - в 1,1 коэффициента прогнозного уровня инфляции; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,1 коэффициента прогнозного уровня инфляции; Производим расчет ВВЗ с учетом индексации: с ДД.ММ.ГГГГ-2166,11 х 1,581 =3424,62 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 3424,62 х 1,515 = 5188,30 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 2 группа инвалидности 70% утраты трудоспособности. ВВЗ составляет: 26,901,56 х 93,946 = 2527293,96 руб., с учетом деноминации - 2527,29 рублей. С учетом индексации: 2527,29 х 1,581 х 1,515 = 6053,40 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ-6053,40 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 6053,40 х 1,518 = 9189,06 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 9189,06 х 1,512 = 13893,86 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 13893,86 х 1,092 = 15172,10 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 15172,10 х 1,1 = 16689,31 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ- 16689,31 х 1,11 = 18525,13 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 18525,13 х 1,09 = 20192,39 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ -20192,39 х 1,08 = 21807,78 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 21807,78 х 1,105 = 24097,60 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 24097,60 х 1,13 = 27230,29 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ-21230,29 х 1,1 = 29953,32 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 29953,32 х 1,1 = 32948,65 руб. Как следует из расчета задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2011г., с 1996г. по 2011г. подлежала к выплате сумма в размере 2577982 рубля 43 копейки, выплачена сумма 926869 рублей 27 копеек, необходимо выплатить 1651113 рублей 16 копеек. Указанные суммы подлежат взысканию с Управления социальной защиты населения <адрес> как надлежащего ответчика, поскольку орган социальной защиты производит расчет подлежащих выплате сумм, формирует списки граждан - получателей компенсаций. Данные списки предоставляются органами социальной защиты населения в соответствующие территориальные органы Федерального казначейства для перечисления средств на указанные компенсации. Таким образом, решения о выплате или не выплате принимается органом социальной защиты населения. Истец с учетом вышеизложенного просит взыскать в свою пользу с ответчика за счет средств федерального бюджета единовременную сумму задолженности по выплате возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1651113 рубля 16 копеек, установить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму компенсации возмещения вреда здоровью в размере 32948 рублей 65 копеек, которую обязать ответчика начислять ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ.

        Истец Абибуллаев Я. и его представитель Феоктистова Е.Н. иск поддержали, дополнительно пояснили, что истец является инвалидом, он был в Чернобыле, в 1996 году ему установлена <данные изъяты> а с 2001 года <данные изъяты>. 3 месяца истец пробыл в Чернобыле, он получал выплаты в Чернобыле и по месту работы получал зарплату. При выходе на инвалидность для назначения компенсации возмещения вреда здоровью, он предоставил справки в УСЗН по <адрес>, однако в справках не было указано основание начисления зарплаты, истцу отказали, тогда истец начал собирать новые справки в подтверждение. Из Узбекистана ему направили справку о размере заработной платы за период работы в Чернобыле. Из Украины направили справку о размере выплат за период нахождения в Чернобыле. Они взяли заработок, который сохраняется по основному месту работы, и оплату за период нахождения в Чернобыле в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ и произвели расчет средней заработной платы. Теперь они обращаются с иском, чтобы сделали перерасчет исходя из среднего заработка по месту работы в Чернобыле и по основному месту работы. Истец находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в Чернобыле, именно с ДД.ММ.ГГГГ по месту работы его заработная плата составила 890 рублей 49 копеек. Они взяли три месяца, которые истец находился на работе, такой же период взяли за Чернобыль. По месту работы у истца сохранился заработок, плюс он получил оплату в Чернобыле, его положение существенно улучшилось. Ранее у Абибуллаева Я. представителем была Дмитриева Н.Р., Абибуллаев Я. ей справки показывал, она что-то считала, сказала, что по указанным справкам расчет не выгоден для Абибуллаева Я., сумма будет меньше. Его в то время устраивала та сумма, про которую ему сказали, он не знал, что может получать больше. Они считают, что решение суда от 2007 года, которым с ответчика в пользу Абибуллаева Я. взыскана сумма в счет компенсации вреда здоровью, не будет исполняться, так как будет новое решение от 2011 года. Новое решение отменит решение от 2007 года. Они считают, что расчет, произведенный ответчиками, не верен, поскольку, несмотря на установление инвалидности в 1996г., увечье истец получил в Чернобыле в 1986г, соответственно, необходимо среднюю зарплату увеличить в 6, 7 раза, затем еще в 6 раз, поскольку увечье до ДД.ММ.ГГГГ. УСЗН пропустила все коэффициенты, которые необходимо было применить. Чернобыльцы получили свое увечье в период пребывания в Чернобыле. К Чернобыльской зарплате они прибавили ту, которая была до Чернобыля, её все равно необходимо индексировать. Такой расчет предусмотрен п. 8 разъяснения Минтруда . Если бы после ДД.ММ.ГГГГ назначено возмещение, никакого спора бы не было, но компенсация назначена до этого закона, только чернобыльцу предоставлялся выбор, а суды и соцзащита должны были подсказать ему правильный вариант. Об этом говорится и в ст. 1086 ГК РФ. Они просят назначить выплату возмещения вреда исходя из особых условий, истец работал в особых условиях, подтверждено военным билетом, что он находился в 30-ти километровой зоне. Других документов, кроме военного билета, подтверждающих нахождение истца в 30-ти километровой зоне, у них нет.

        Представитель ответчика Якимова И.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что истец работал в 30-ти километровой зоне, период работы должен был составить менее 1 месяца, чтобы Абибуллаев Я. мог претендовать на иной расчет. К Абибуллаеву Я. законы, на которые ссылается его представитель, не применимы. Они не признают требования Абибуллаева Я., которому в соответствии с действовавшим законодательством была назначена сумма в возмещение вреда здоровью. При выделении денежных средств они осуществляют выплату в тех размерах, в которых это предусмотрено, они не нарушили закон и не ограничили права истца на получение денежного пособия. Абибуллаев Я. обратился в УСЗН с заявлением о назначении компенсации, к заявлению он приложил удостоверение, справку ВТЭК, ксерокопию медицинского удостоверения, ксерокопию военного билета, справку с места работы о заработной плате за 12 месяцев до получения инвалидности, истцу была назначена ежемесячная компенсация, которую он получает до настоящего времени и задолженности перед ним не имеется. В 1996 году был произведен расчет возмещения вреда здоровью исходя из полученной истцом инвалидности, управление не согласно с тем, что истец, спустя 15 лет, предоставляет справку о зарплате за 1986 год, эта справка находится у него уже длительное время, она была у истца в 1996г. при назначении компенсации, на момент вынесения решений судом в 2007г. Истец на эту справку никогда не ссылался, ее не предоставлял, он сам в суде сказал, что специалист ему просчитывала все варианты, данная справка ему была не выгодна и потому он сделал свой выбор. В военном билете отражено, что он участвовал в 30-км зоне, однако больше ни в одной архивной справке об этом не сказано. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, которая действовала на момент установления инвалидности, предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка или в его части, в зависимости от утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Разъяснениями Минтруда от 1996 года установлены документы, которые предоставляет гражданин, претендующий на возмещение вреда здоровью. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, регулировался Правилами возмещения вреда от 24. 12.1992г. в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено ст. 12 Правил, что размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности. В ст. 14 Правил был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднемесячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения вреда. По выбору гражданина среднемесячный заработок мог был определен исходя из 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате или снижению трудоспособности. В соответствии с базовым законом РФ от 15.05. 1991 года (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) инвалидам назначалась пенсия по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с Чернобыльской катастрофой. Пенсия могла быть назначена в размере фактического ущерба, при этом она могла быть исчислена из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения. Но это касается только пенсии, ч. 2 ст. 38 базового закона устанавливала, что по желанию обратившегося за пенсией среднемесячный фактический заработок может браться за любой период из 12 месяцев работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Статьями 29-38 закона установлено пенсионное обеспечение инвалидов-чернобыльцев. Пенсия выплачивалась в размере фактического ущерба. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ данная норма исчисления пенсии отменена. После ДД.ММ.ГГГГ пенсия и сумма в возмещении вреда стали разными выплатами. В марте 1996 года расходы по пенсии стали осуществлять органы пенсионного фонда. Абибуллаеву Я. сумма возмещения вреда назначена с ДД.ММ.ГГГГ из среднего месячного заработка за последние 12 последних месяцев работы, предшествующих установлению инвалидности в соответствии с п.25 ч.1 ст. 14 Закона о ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ законодатель изменил способ определения размера возмещения вреда, причиненного здоровью, который стал определяться не из заработка, а в твердых суммах в зависимости от инвалидности. В законе не предусмотрено фактического заработка, до ДД.ММ.ГГГГ это касалось назначения пенсии, Абибуллаев Я. никогда пенсию не получал. Он получил её только при установлении группы инвалидности. В 1986 году произошло предшествующее увечье, но это для тех, у кого произошли устойчивые изменения, касающиеся его имущественного положения, так могла назначаться только пенсия, а не возмещение вреда. Новые условия не относятся по предшествующему увечью до ДД.ММ.ГГГГ, это касается назначения пенсии, так трактует закон. У истца уже все было установлено, до ДД.ММ.ГГГГ по-другому уже не могло рассчитываться, в силу вступил другой нормативно-правовой акт. Суды не имеют права осуществлять перерасчет, как и органы соцзащиты, есть постановление Верховного Суда РФ по этому вопросу. Если бы менее 1 календарного месяца находился истец в Чернобыле, то оплата была бы больше, в <адрес> такие случаи имеются. Действующим законодательством перерасчет не предусмотрен. Они рассчитывали размер возмещения и по тому варианту, который просит истец, этот расчет не выгоден для него, он меньше, даже с применением тех коэффициентов, о которых говорит представитель истца. Представитель истца «выхватила» при расчетах те статьи законов, которые ей выгодны, при этом, не обращая внимание, что некоторые положения законов для ситуации с Абибуллаевым Я. не должны применяться. Есть предусмотренные законом виды расчетов компенсации в возмещение вреда, Абибуллаев Я. сам выбрал выгодный для него вариант. Ни УСЗН, ни суд не могут предлагать какие-то варианты, это право человека. В 2007г. были решения о взыскании в пользу истца сумм в возмещение вреда, индексации этих сумм, указанные решения вступили в законную силу и никто их не отменял.

        Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

        Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

        В соответствии со ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями и дополнениями) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

        При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред, и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

       Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

       В соответствии со ст. 4 указанного Закона, социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

       На основании п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции постановлений Пленума от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ средний месячный заработок инвалида подсчитывался путем деления на двенадцать общей суммы заработка за двенадцать месяцев работы, а если до наступления страхового случая (трудового увечья) стаж работы составляет менее 12 месяцев, то путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы (п.3 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ, части 1 и 2 cт. 15 Правил). До ДД.ММ.ГГГГ в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж 12 и более месяцев, в течение 12 месяцев перед повреждением здоровья, изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за 12 месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (ч.2 ст. 15 Правил). После ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, если доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного (п.6 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ). Исходя из содержания названных выше норм судам следует иметь в виду, что сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения, либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.

       Представитель истца ссылалась на улучшения в положении истца только потому, что у него стала выше оплата труда, поскольку он получал заработную плату по месту основной работы и оплату за работу в зоне радиации в ЧАЭС, однако с учетом вышеизложенного, данные доводы являются необоснованными, указанное улучшение постоянным не являлось.

      В соответствии с разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» возмещение вреда устанавливается на основании следующих документов: заявления о возмещении вреда, заключение, выданное учреждением медико-социальной экспертизы, удостоверения, установленного образца, справки о заработной плате.

      Как видно из материалов пенсионного дела, Абибуллаев Я. обратился с заявлением о назначении компенсации возмещения вреда ДД.ММ.ГГГГ, к заявлению были представлены ксерокопия акта медосвидетельствования ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ об установлении инвалидности, ксерокопия акта медосвидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, которым была установлена утрата трудоспособности 60%., ксерокопия военного билета, справка из ЗАО «Режевской химический завод» от ДД.ММ.ГГГГ Истцу с ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению была назначена и выплачивалась сумма компенсации возмещения вреда здоровью исходя из среднего месячного заработка за 12 последних месяцев работы, предшествовавших установлению инвалидности.

      Судом установлено, что в 2007г. Абибуллаев Я. обращался с иском к ответчику УСЗН по <адрес> о взыскании задолженности суммы возмещения вреда здоровью, о взыскании ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с ее последующей индексацией в установленном законом порядке. По этому иску ДД.ММ.ГГГГ Режевским судом было принято решение, которым иск удовлетворен, взыскано с ТОИОГВ УСЗН <адрес> в пользу Абибуллаева Я. за счет средств федерального бюджета в счет возмещения вреда здоровью задолженность по ежемесячным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ единовременно в сумме 198329 рублей 99 копеек, взыскано ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ денежная сумма возмещения вреда здоровью в размере 8247 рублей 63 копейки с последующей индексацией в установленном законом порядке. Решение суда вступило в законную силу и в настоящее время исполняется.

      При рассмотрении дела о возмещении вреда здоровью суд проверял правильность произведенного расчета сумм возмещения вреда для того, чтобы определить сумму задолженности, а также сумму, подлежащую взысканию на будущее время.

      Как следует из материалов дела истец сам в исковом заявлении предложил способ и порядок защиты от инфляции сумм, подлежащих взысканию в счет возмещения вреда здоровью, истец сам просил взыскать определенные суммы исходя из сделанного ответчиком расчета первоначальной суммы компенсации исходя из размера заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью. Данный заработок был проиндексирован судом на индексы величины прожиточного минимума по <адрес>.

      В данном судебном заседании истец также подтвердил, что его устраивал размер компенсации, то есть, подтвердил, что на тот период он сделал свой выбор.

      Вступившее в законную силу предыдущее решение суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного гражданского дела и суд первой инстанции не имеет права подвергать решение ревизии.

      Решение Режевского суда от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН по <адрес> исполняет добросовестно, все выплаты и компенсации произведены в полном объеме и своевременно. Это истец в суде не оспаривал.

      Как следует из показаний истца и его представителя, истец просит пересмотреть заработную плату для установления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, о взыскании задолженности по компенсации в возмещение вреда в связи с тем, что он по своему выбору установил иной размер заработной платы, установить новый размер компенсации с учетом нового размера заработной платы он просит с 1996г. по август 2011г. То есть, Абибуллаев Я. фактически подвергает сомнению выводы, изложенные в предыдущем решении суда.

      Позиция истца и его представителя при рассмотрении данного гражданского дела противоречит требованиям ст. 23 ГПК РФ принципам обязательности исполнения ранее постановленного судебного решения по гражданскому делу по спорным правоотношениям, в ходе разрешения которого истец уже выбрал один из способов защиты своих прав в рамках состязательности гражданского процесса.

      Кроме того, инвалидность у Абибуллаева Я. возникла только в 1996 году.

      Специалистом УСЗН по <адрес> проверялись расчеты по той справке, которую представил истец, размер компенсации составил меньшую сумму даже с учетом применения коэффициентов 6,7 и 6.

      УСЗН по <адрес> не ограничило прав истца на получение ежемесячной денежной компенсации. После предоставления заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с базовым Законом в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 318780 рублей.

       В соответствии с базовым Законом, законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а также постановлениями Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам могла исчисляться:

- из среднего месячного заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих установлению инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС;

- из среднего месячного заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС             - в случаях профессионального заболевания либо выполнения работ на аварийном блоке в 3 зоне опасности в 1986г. и документального подтверждения о выполнении этих работ;

- из условного месячного заработка, если период работ по ликвидации последствий

катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца.

       Истцом предложен расчет, который ни соответствует ни одному из предложенных расчетов.

       Для расчета суммы возмещения вреда из среднего месячного заработка за 12 месяцев до окончания работ на ЧАЭС необходимо документальное подтверждение работ на аварийном блоке в 3-ей зоне опасности или установление причины инвалидности - профессиональное заболевание.

      В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона о ЧАЭС (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), частью 3 статьи 15 Правил возмещения вреда, утвержденных постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4214-1, действовавшим на момент установления инвалидности, предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником своих обязанностей. Если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся из условного месячного заработка. Условный месячный заработок определялся следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных днейи полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. В справке, предъявленной истцом, отражены начисления за 4 календарных месяца.

        Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанном с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ( с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 1995г., 1998г.). Как предусмотрено ст. 12 Правил, размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности. В ст. 14 Правил закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднемесячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения вреда. По выбору гражданина среднемесячный заработок может быть определен за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате, снижению трудоспособности. В связи с трудовым увечьем. В ст. 13 Правил учитывается состав заработка, из которого исчисляется размер вреда.

       Расчет суммы возмещения вреда Абибуллаеву Я. произведен УСЗН по <адрес> исходя из среднего месячного заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих установлению инвалидности на основании представленных заявителем справок о заработной плате за 12.1994г., с 01.1995 по 12.1995 г., с 01.1996г. по 11.1996г. предшествующих установлению 3 группы инвалидности и утрате трудоспособности 60 % с ДД.ММ.ГГГГ Расчет произведен в соответствии с действовавшим на тот период законодательством и по выбору истца, право истца нарушено не было. Сведений о заработной плате за другой период заявитель в Управление не предоставлял.

В связи с изменением II группы инвалидности ДД.ММ.ГГГГ и утратой трудоспособности 70 % Абибуллаеву Я. была установлена выплата по возмещению вреда в твёрдой сумме.

На основании вступившего в законную силу решения Режевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Абибуллаеву Я. была пересчитана ежемесячная денежная выплата с 01.07. 2000 г. по ДД.ММ.ГГГГ и установлена с ДД.ММ.ГГГГ денежная сумма возмещения вреда в размере 8247 рублей 63 копейки последующей индексацией суммы, в установленном законом порядке, а также была единовременно взыскана сумма 198329 рублей 99 копеек.

При изложенных обстоятельствах доводы истца и его представителя являются необоснованными и потому исковые требования удовлетворению не подлежат

        Руководствуясь ст.ст.194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении иска Абибуллаева Яшара отказать в полном объеме.

        Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд через Режевской городской суд со дня его вынесения в окончательной форме.

         Судья                                                                  С.Н. Федоровских