Решение суда о признании права собственности на домовладение



     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        06 февраля 2012 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковригиной О. П. к ИФНС РФ по <адрес> о признании права собственности на домовладение,

У С Т А Н О В И Л :

        Ковригина О.П. обратилась в суд с иском к ИФНС РФ по <адрес> о признании права собственности на домовладение, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она купила у ФИО1 за 3000 рублей <адрес>, о чем ФИО1 оформил расписку в получении от нее денег за указанный дом. Правоустанавливающие документы на дом у ФИО1 оформлены не были. Она также не может оформить правоустанавливающие документы на дом. Более 20 лет она открыто и непрерывно владеет и пользуется домом <адрес> как своим собственным, ремонтирует дом, следит за его техническим состоянием, обрабатывает приусадебный участок и оплачивает соответствующие налоги. Считает, что в соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ она приобрела право собственности на <адрес>, так как в течение более 20 лет непрерывно, добросовестно и открыто владеет указанным домом как своим собственным. Обращаясь в суд с иском, Ковригина О.П. просила признать за ней право собственности на <адрес> в силу приобретательной давности.

        В судебном заседании <адрес> и решила его купить. Продавал указанный дом ФИО1 У самого ФИО1 правоустанавливающие документы на дом оформлены не были. ФИО1 она передала за дом 3000 рублей, а ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ оформил ей расписку в получении денег. От ФИО1 и других жителей в <адрес>, где находится данный дом, ей известно, что данный дом и ранее перепродавался таким образом по распискам несколько раз. Впоследствии она и ФИО1 не оформили договор купли-продажи дома, т.к. сначала у нее не имелось денег для оформления документов, затем заболел и умер муж. С момента приобретения дома у ФИО1 она оплачивала налоги, страховала данный дом, оплачивала потребленную электроэнергию, следила за техническим состоянием дома, ремонтировала его, обрабатывала приусадебный участок.

        Начальник МИФНС РФ по <адрес> Глотов С.А. направил в суд отзыв, в котором указал, что МИФНС РФ по <адрес> не имеет возражений против исковых требований Ковригиной О.П., просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МИФНС, а также указал, что налог за жилой <адрес> не исчислялся, т.к. органами Ростреестра не представлены сведения об инвентаризационной стоимости этого недвижимого имущества. С ДД.ММ.ГГГГ по данным имеющимся у Налогового органа, собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является Ковригина О.П. Земельный налог на участок не исчислялся, т.к. Ковригина О.П. является пенсионером и освобождена от уплаты земельного налога.

        Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1 не возражая против удовлетворения исковых требований Ковригиной О.П. суду пояснил, что ранее его сестра и он подыскали и купили <адрес> для их матери, которая переехала жить в этот дом из <адрес>. Правоустанавливающих документов у них на дом оформлено не было, дом приобретали путем передачи денег без оформления договора купли-продажи. Его мать не смогла одна самостоятельно проживать в этом доме, в связи с чем этот дом он продал в марте 1990 г. Ковригиной О.П. за три тысячи рублей, о чем оформил Ковригиной О.П. расписку.

        Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Рогозин В.С., о времени и месте рассмотрения дела извещался судом по последнему известному месту жительства - <адрес>, откуда поступили сведения о его отсутствии по данному адресу.

        Суд, выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

        В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

        Частью 1 ст. 213 ГК РФ установлено, что в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.

        Из смысла ч. 2 ст. 218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

        Основания прекращения права собственности и принудительного изъятия у собственника имущества установлены ст. 235 ГК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

        Частью 1 ст. 234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

        Согласно статьям 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.

Исходя из смысла приведенной нормы для приобретения права собственности в силу приобретательской давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: владение должно осуществляться в течение установленного законом времени; владеть имуществом необходимо как своим собственным; владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательской давности. Право собственности в силу приобретательной давности может быть признано как на бесхозное имущество, так и на имущество, принадлежащее другому лицу на праве собственности. Однако о применении положений ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации можно говорить только в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества. Такие обстоятельства в данном случае, как считает суд, имеют место.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

В обоснование исковых требований истцом заявлено, что она в течение более 20 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным домом <адрес>, приобретенным ею ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 за 3000 рублей.

        Доводы истца прямо подтверждаются исследованными судом доказательствами.

        Согласно уведомлений Режевского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. (л.д.

        Из сообщения СОГУП «Филиал Режевское БТИ и РН» (л.д. следует, что по данным архива БТИ на дату записи от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой <адрес> зарегистрировано за Рогозиным В. С. на основании договора купли от ДД.ММ.ГГГГ

        Доводы Ковригиной О.П. о том, что она в течение более 20 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным жилым домом по <адрес>, согласуются с сведениями отраженными в справке ИФНС (л.д. 11) об отсутствии у Ковригиной О.П. задолженности по уплате налога за дом и земельный участок расположенные по адресу: <адрес>, письменном отзыве начальника МИФНС, подтверждающем, что с ДД.ММ.ГГГГ по данным ИФНС собственником земельного участка по <адрес> является Ковригина О.П. ДД.ММ.ГГГГ Ковригина О.П. осуществила страхование жилого дома с надворными постройками, расположенного по <адрес>, уплатив страховой платеж в размере 7 руб. 50 коп. С 1990 года Ковригина О.П. уплачивала налог с владельца строений и земельный участок по <адрес>, что следует из платежных извещений, а также оплачивал потребленную по адресу: <адрес> электроэнергию, услуги по ремонту, замене и опломбировке электрического счетчика.      

         При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Ковригиной О.П. о признании за ней права собственности жилой <адрес> в силу приобретательной давности, подлежащими удовлетворению, поскольку исследованными доказательствами установлено, что Ковригина О.П. владеет домом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в течение установленного законом времени как своим собственным, владеет им добросовестно, открыто и непрерывно. Рогозин В.С. числящийся по данным БТИ как собственник данного дома по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ фактически отказался от своих прав на спорный дом, утратил интерес к его использованию. Ковригина О.П., получая владение спорным домом, не знала и не должна была знать об отсутствии основания возникновения у нее права собственности, с ДД.ММ.ГГГГ она не скрывает факта нахождения спорного дома в ее владении. С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени владение ФИО6 спорным домом не прекращалось.                

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд     

          

Р Е Ш И Л :

        Исковые требования Ковригиной О. П. удовлетворить.

        Признать за Ковригиной О. П. право собственности на жилой <адрес> в силу приобретательной давности.

        Данное решение является основанием для государственной регистрации права Ковригиной О. П. на жилой <адрес> в силу приобретательной давности.

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

             Судья:                                                                                     Быков А.Н.

        Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2012 года.

             Секретарь                                                                                             Дело № 2-39/2012