Решение суда по иску об обязании разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов



       

Дело № 2-484/2012г.

                                                                       

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     07 июня 2012 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу к Обществу с ограниченной ответственностью «Режевское мебельное производство» о возложении обязанности разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить необходимые документы для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л :

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу к Обществу с ограниченной ответственностью «Режевское мебельное производство» о возложении обязанности разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить необходимые документы для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, указав в обоснование иска, что в ходе проведенной в марте 2012 г. проверки выявлено отсутствие у ООО «Режевское мебельное производство» разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, проекта нормативов предельно допустимых выбросов, чем грубо нарушается действующее законодательство об охране атмосферного воздуха. ООО «Режевское мебельное производство» осуществляет деятельность по изготовлению всевозможной мебели (корпусной, мягкой, из ДСП, массива), изготовление столярных изделий и любых других изделий из массива. В нарушение требований ст.ст. 12, ч. 2 ст. 14, 15, 16, 17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 22, 29 ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Мебельное производство» осуществляет эксплуатацию 11 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них 4 организованных, при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятием с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляется без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) в 2011 году ООО «Режевское мебельное производство» фактически было выброшено в атмосферу 75,557 тонны загрязняющих веществ. В том числе, в период с января 2011 г. по декабрь 2011 г. предприятие осуществляло хозяйственную деятельность, в связи с чем производило выбросы загрязняющих веществ из организованных источников в атмосферный воздух, в том числе оксид углерода (2,647 т.), диоксид серы (0,360 т.), диоксид азота (0,043 т.) Обращаясь в суд с иском Свердловский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Режевское мебельное производство» в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить в Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

        Свердловский межрайонный природоохранный прокурор направил в суд ходатайство, в котором, поддержав исковые требования, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

         Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Тихоноров В.В. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, а также указал, что исковые требования прокурора поддерживает.

         Представитель ответчика - директор ООО «Режевское мебельное производство» Сергеев С.В., полностью признав исковые требования, суду пояснил, что ООО «Режевское мебельное производство» осуществляет изготовление различной мебели. До 2008 г. у предприятия имелось разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, проект нормативов предельно допустимых выбросов. В 2008 г. в связи с кризисом финансовое положение предприятия резко ухудшилось, в связи с чем, с 2008 г. у предприятия не было оформлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, проект нормативов предельно допустимых выбросов. В настоящее время предприятием проводится необходимая работа для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов, и получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Полагает, что 10 месячного срока будет достаточно для оформления и получения указанных документов.

        Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в Артемовском и Режевском районе Войнова Е.А. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования прокурора, полагая их законными и обоснованными, поскольку, по ее мнению, отсутствие у ООО «Режевское мебельное производство» проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду грубо нарушает действующее законодательство об охране атмосферного воздуха, а также права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду.

     Выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующей территории.

      В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

      Как следует из ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

       Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

       Разрешительные документы (Проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения окружающей среды.

        Согласно ст. 20 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

        Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

        В силу ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане и юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и доработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

        Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

        На основании ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

      Согласно п.2.1 санитарных правил СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.

         Пунктом 4.1.1. СанПин 2.1.6.1032-01 закреплена обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

              - разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных            

        мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха                    

        санитарным правилам;

     - обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;

     - обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;

     - получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);

      - обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;

      - информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;

      - выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

      В судебном заседании из представленных прокурором документов установлено и не оспаривается ответчиком то, что ООО «Режевское мебельное производство» осуществляет деятельность по изготовлению всевозможной мебели (корпусной, мягкой, из ДСП, массива), изготовление столярных изделий и любых других изделий из массива. При этом, грубо нарушая требования приведенного выше действующего законодательства ООО «Мебельное производство» осуществляет эксплуатацию 11 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них 4 организованных, при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятием с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ осуществляется без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем безусловно нарушается действующее законодательство об охране атмосферного воздуха, а также права неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду.

     При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

      Согласно ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

        Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на ООО «Режевское мебельное производство» обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить в Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, учитывая объем необходимых работ, суд считает необходимым установить такой срок ООО «Режевское мебельное производство» до ДД.ММ.ГГГГ

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

     Иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.

     Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Режевское мебельное производство» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и предоставить на утверждение проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить в Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу документы, необходимые для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба, представление не могут содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Решение изготовлено судьей лично в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

     Судья                                                                                             Быков А.Н.