Решение суда от 16.03.2011г. по иску о включении имущества в наследственную массу



Мотивированное решение изготовлено 21.03.2011г. 2-220

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.03.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Федоровских С.Н.,

при секретаре Вяткиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кигельмана И.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Режу Свердловской области о включении в состав наследственного имущества, признании собственником,

УСТАНОВИЛ:

Кигельман И.А. обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Режу Свердловской области о включении в состав наследственного имущества, признании собственником, указав, что хх.хх.2005г. в г. ХХХ умерла его жена К., после ее смерти открылось наследство в виде 1\2 доли в квартире хх дома хх по ул. ХХХ в г. ХХХ; жилого дома №хх (общей площадью 20 кв. метров, жилой площадью 14 кв. метров) и хозяйственных строений по ул. ХХХ в деревне ХХХ, ХХХ района Свердловской области, на основании договора купли-продажи от хх.хх.1989г.; земельного участка площадью 2800 кв. метров по тому же адресу (кадастровый номер ххххххххх) на основании свидетельства о праве собственности на землю №хх от хх.хх.1993г. Завещание К. не составляла. Наследниками первой очереди является он и их дети сын Кигельман В.И. и дочь Кигельман (Арфина) С.И. В установленный законом шестимесячный срок наследники к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, он фактически принял наследство, оставшееся после смерти супруги. Хх.хх.2008г. по решению Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга он был признан принявшим наследство в виде 1\2 доли в квартире хх дома хх по ул. ХХ в г.ХХ после смерти К., дети от наследства отказались. При подготовке в суд он хотел включить в исковое заявление все имеющееся имущество, в том числе жилой дом и земельный участок, однако при оформлении документов обнаружил, что в свидетельстве о праве собственности на землю вместо отчества супруги «ХХХ» указано «ХХ», в договоре купли-продажи на дом указаны инициалы супруги хх вместо хх. Ранее указанным ошибкам особого значения не придавалось, он не предполагал, что могут быть такие последствия. В настоящее время он намерен оформить документы на дом и земельный участок, потому обратился в суд. Истец просит включить в состав наследственного имущества после смерти супруги К. жилой дом по адресу ХХХ район, с. ХХ, ул. ХХХ, хх с хозяйственными строениями: баней, предбанником, навесом, сараем, беседкой, воротами, ограждением литера 2, ограждением литера 3, скважиной, а также земельный участок по тому же адресу и признать его собственником указанного имущества.

В судебном заседании истец Кигельман И.А. отсутствовал, его интересы представлял представитель Арфин А.Я., действующий на основании заявления истца и нотариально удостоверенной доверенности, который иск поддержал, уточнил, что Кигельман И.А. фактически наследство принял, поскольку после смерти жены он остался проживать в квартире, пользуется домом и земельным участком в д. Воронино, используя его как дачу в летнее время. В зимнее время дом закрыт, но они постоянно его проверяют, то есть, обеспечивают сохранность имущества. Ошибки в документах были обнаружены только после смерти К. Истец просит включить указанное имущество в состав наследства, поскольку фактически он принял наследство, просит признать право собственности на указанное в иске имущество.

Представитель ответчика ИФНС России по г. Режу Свердловской области, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. Против иска возражений не предъявил.

Третье лицо Арфина С.И. иск поддержала, показала, что она является дочерью умершей К. и истца Кигельман И.А. Кигельман В.И. является ее братом. После смерти мамы осталось наследство в виде 1\2 доли квартиры, дома с хозяйственными строениями и земельного участка в д.ХХХ. Они с братом знали, что по закону в течение шести месяцев необходимо обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но они с таким заявлением не обратились, на него не претендуют, отказались от него в пользу отца, который фактически наследство принял, так как в квартире проживал вместе с К. до ее смерти, на день ее смерти и после ее смерти. Он также принял имущество в виде дома и земельного участка, поскольку домом пользуется, земля обрабатывается ими. У них в семье спора по наследству не имеется. Они с братом решили, что отец сам определит, кому какое имущество останется, и они с его решением будут согласны.

Третье лицо Кигельман В.И. направил в адрес суда посредством электронной почты нотариально удостоверенное заявление об отказе от наследства в виде жилого дома и земельного участка, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

К. умерла хх.хх.2005г.

Согласно ксерокопии свидетельства о браке Кигельман И.А. является ее мужем.

Наследственное дело после смерти К. не заводилось.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

На основании исследованных судом письменных документов установлен круг наследников по закону после смерти К.: ее муж - Кигельман И.А. и дети Кигельман В.И. и Кигельман (Арфина) С.И.

Кигельман И.А. просит включить в состав наследственного имущества жилой дом с хозяйственными строениями и земельный участок по адресу: ул.ХХ, хх в д. ХХ ХХХ района Свердловской области, указывая, что в документах, подтверждающих право на данное имущество, неверно указано отчестве его умершей супруги, потому он не может оформить наследство.

Истцом представлено свидетельство о праве собственности на землю №хх от хх.хх.1993г., согласно которому К. является собственником земельного участка в д. ХХХ, ХХХ района, ул. ХХХ, хх.

Согласно договора купли-продажи дома К. приобрела хх.хх.1989г. дом по ул. ХХХ, хх в д. ХХХ, при этом в п.5 договора указано, что жилой дом расположен на земельном участке, предоставленном в пользование гр. К. совхозом им. ХХХ.

Согласно свидетельству о рождении Кигельман (Арфиной) С.И., Кигельман В.И. отчество их матери К. указано «ХХ». Отчество «ХХХ» указано и в свидетельстве о регистрации брака, свидетельстве о смерти.

Как следует из информации ТУ по с. ХХХ, земельный участок по адресу д. ХХ, ул. ХХХ, хх площадью 2800 кв. метров принадлежит на праве собственности К., жилой дом по адресу: д. ХХХ, ул. ХХХ, хх принадлежит К. на основании договора купли-продажи от хх.хх.1989г.

Из информации БТИ г. Режа и Управления федеральной службы государственной регистрации установлено, что сведений о каких-либо собственниках на спорное домовладение и земельный участок не имеется.

Суд считает установленным возникновение у К. при жизни права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок по ул. ХХХ, хх в д. ХХ, данное имущество подлежит включению в состав наследства после ее смерти.

Представитель истца в судебном заседании показал, что Кигельман И.А. фактически принял наследство. Другие наследники первой очереди от наследства отказались в его пользу, что подтверждено показаниями третьего лица Арфиной С.И. и заявлением третьего лица Кигельмана В.И. об отказе от наследства в виде дома и земельного участка. Третье лицо Арфина С.И. подтвердила тот факт, что до смерти К. их отец пользовался домом и земельным участком, продолжает пользоваться указанным имуществом и по настоящее время, обеспечивая его сохранность.

Факт принятия истцом наследства в виде дома и земельного участка установлен в судебном заседании.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Кигельмана И.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указанное в исковом заявлении имущество в виде дома с хозяйственными строениями и земельного участка подлежит включению в состав наследственного имущества, и поскольку истец фактически после смерти К. наследство принял, то подлежит удовлетворению и его требование о признании права собственности на указанное имущество.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти К., умершей хх.хх.2005г., жилой дом №хх и хозяйственные строения в виде бани, предбанника, навеса, сарая, беседки, ворот, ограждения литера 2, ограждение литера 3, скважины по ул. ХХ в деревне ХХХ, ХХ района Свердловской области, земельный участок по адресу: ул. ХХХ, хх в деревне ХХХ, ХХХ района Свердловской области, (кадастровый номер ххххххххххх).

Признать Кигельмана И.А. собственником жилого дома №хх и хозяйственных строений в виде бани, предбанника, навеса, сарая, беседки, ворот, ограждения литера 2, ограждения литера 3, скважины по ул. ХХХ в деревне ХХ, ХХХ района Свердловской области, земельного участка по адресу: Свердловская область, ХХХ район, д.ХХХ, ул.ХХХ, хх (кадастровый номер хххххххххх).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: С.Н. Федоровских