Мотивированное решение изготовлено 28.03.2011г. 2-253
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.03.2011г. Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федоровских С.Н., с участием прокурора Каюмовой Т.Н., при секретаре Вяткиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области к Закрытому акционерному обществу «Режевский механический завод» о признании незаконными действия Закрытого акционерного общества «Режевский механический завод» по осуществлению сброса недостаточно очищенных сточных вод в р. Реж в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решения о предоставлении водного объекта в пользование; об обязании Закрытого акционерного общества «Режевский механический завод» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области к ЗАО «Режевский механический завод» об обязании ЗАО «Режевский механический завод» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, указывая в обоснование иска следующее. В ходе прокурорской проверки, проведенной хх.хх.2010 года выявлено, что у ЗАО «Режевский механический завод» отсутствуют разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решение о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно Уставу ЗАО «Режевский механический завод», основное направление деятельности предприятия: капитальное строительство и реконструкция, капитальный и текущий ремонт производственных и непроизводственных объектов. Выявлено, что ЗАО «РМЗ» является водопользователем, согласно отчету 2-ТП (водхоз) за 2010 год производит сбросы загрязненных недостаточно очищенных сточных вод в водный объект - реку Реж через выпуски. Согласно госстатотчету за 2010 год сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Реж по первому выпуску составил 12.53 тыс. куб. м, по второму выпуску - 122,33 тыс. м3. На основании ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации - сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации). Соответственно, при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных водв поверхностные водные объекты, либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие, как пользователь водного объекта, обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, которым в соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ должны быть возложены обязательные условия на водопользователя: цели, виды и условия использования полного объекта, срок действия решения, указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод. Порядок получения решения установлен ст. 22. 23 Водного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 844. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории Свердловской области данное решение выдает Министерство природных ресурсов Свердловской области). Установлено, что в нарушение действующего законодательства ЗАО «РМЗ» через выпуски в реку Реж допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии со ст.ст.39, 44 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды. Статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с п. 1 ст.44 Водного кодекса, использование водных объектов дляцелей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч.1 п.6 ст.60 Кодекса, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.Таким образом, ЗАО «Режевский механический завод» осуществляет сброс в водные объекты с нарушением правил водопользования - без очистки, без разрешения на сброс, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права неопределенного круга лип на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Принципы охраны окружающей среды указаны в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и теологической безопасности. Разрешительные документы (разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы допустимых сбросов для сброса сточных вод и решение о получении водного объекта в пользование) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на «благоприятнуюсреду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям. Кроме того, бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект река Реж находится в собственности Российской Федерации. Бесконтрольное пользование водным объектом со стороны ответчика нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта. Истец просит признать незаконными действия ответчика по осуществлению сброса недостаточно очищенных сточных вод в р. Реж в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Обязать ЗАО «Режевский механический завод» в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В судебном заседании представитель Свердловского Межрайонного природоохранного прокурора, истец Министерство природных ресурсов, действующее в интересах Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении дела.
В судебном заседании представитель Режевского городского прокурора - помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила предоставить срок для получения соответствующего разрешения до хх.хх.2011г.
Представитель ответчика, Киселев А.П., действующий на основании доверенности, иск признал в полном объеме, показал, что он работает заместителем генерального директора по режиму, промбезопасности и охране труда ЗАО «Режевский механический завод». ЗАО «РМЗ» является водопользователем, производит сброс загрязненных, недостаточно очищенных сточных вод в водный объект - реку Реж. В настоящее время пакет документов для получения разрешение на водопользование практически собран, в ближайшие дни будет направлен в Министерство природных ресурсов Свердловской области для получения решения на водопользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Он просит отсрочить исполнение решения суда до хх.хх.2011г., поскольку именно к этому сроку полагает возможным получение разрешения и решения о водопользовании.
Выслушав ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Уставу ЗАО «Режевский механический завод», основное направление деятельности предприятия: капитальное строительство и реконструкция, капитальный и текущий ремонт производственных и непроизводственных объектов. ЗАО «РМЗ» является водопользователем, согласно отчету 2-ТП (водхоз) за 2010 год производит сбросы загрязненных недостаточно очищенных сточных вод в водный объект - река Реж через выпуски. Согласно госстатотчету за 2010 год сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Реж по первому выпуску составил 12.53 тыс. куб. м, по второму выпуску - 122,33 тыс. м3.
В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. На основании п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации - сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации). Соответственно, при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных водв поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, которым в соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ должны быть возложены обязательные условия на водопользователя: цели, виды и условия использования полного объекта, срок действия решения, указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод. Порядок получения решения установлен ст. 22. 23 Водного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 844. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории Свердловской области данное решение выдает Министерство природных ресурсов Свердловской области). Однако в нарушение действующего законодательства ЗАО «РМЗ» через выпуски в реку Реж допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии со ст.ст.39, 44 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды. Статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с п. 1 ст.44 Водного кодекса, использование водных объектов дляцелей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в (области охраны окружающей среды. Согласно ч.1 п.6 ст.60 Кодекса, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод. не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.Таким образом, ЗАО «Режевский механический завод» осуществляет сброс в водные объекты с нарушением правил водопользования - без очистки, без разрешения на сброс, решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права неопределенного круга лип на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Из смысла ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одними из принципов охраны окружающей среды являются:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; «обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области «охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которойнепредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов. Вторые могут привести к деградации естественных экологических систем. изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов всоответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и теологической безопасности.
Разрешительные документы (разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы допустимых сбросов для сброса сточных вод и решение о получении водного объекта в пользование) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на «благоприятнуюсреду.
Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям. Кроме того, бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект река Реж находится в собственности Российской Федерации. Бесконтрольное пользование водным объектом со стороны ответчика нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта.
При таких обстоятельствах требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить либо рассрочить исполнение решения суда. Представитель ответчика просил отсрочить исполнение решения суда, предоставив конкретный срок до 01.08.2011г., полагая, что данный срок является оптимальным для получения решения на водопользование и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Прокурор с доводами представителя ответчика согласился, не возражая об отсрочке исполнения решения до 01.08.2011г. Суд полагает с учетом доводов, изложенных представителем ответчика, что данное ходатайство подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198, 199, 98 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Закрытого акционерного общества «Режевский механический завод» по осуществлению сброса недостаточно очищенных сточных вод в р. Реж в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Обязать Закрытое акционерное общество «Режевский механический завод» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В данной части отсрочить исполнение решения до хх.хх.2011 года.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Режевский механический завод» в доход государства государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд, с подачей через Режевской городской суд с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья С.Н. Федоровских