Мотивированное решение изготовлено 03.09.2012 дело 2 -687 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28.08.2012 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., с участием помощника прокурора Набокова П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора об оспаривании законности Решения Режевской Думы от 18.04.2012 №10 «Об утверждении Регламента Режевской Думы», а также Регламента Режевской Думы, У С Т А Н О В И Л: Режевской городской прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании законности Решения Режевской Думы от 18.04.2012 №10 «Об утверждении Регламента Режевской Думы» (далее по тексту Решение), а также Регламента Режевской Думы (далее по тексту Регламент). В обоснование заявления прокурор указал, что Решение принято с нарушением положений ст.47 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах муниципального самоуправления», п.3 ст.61 Устава Режевского городского округа. Так, в п.2 Решения указано, что Решение вступает в силу с момента его принятия. Однако, действующими положениями законодательства и Устава Режевского городского округа предусмотрено, что решения Режевской Думы вступают в силу с момента подписания, а подписываются указанные нормативные акты Главой Режевского городского округа в течение 10 дней со дня их принятия. Прокурор полагает, что указанные нарушения закона при принятии Решения позволяют ставить вопрос о несоответствии закону всего Решения, и просит признать его незаконным. Также прокурор указал, что Регламент (ст.23) в нарушение требований п.п.4.1 и 5 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах муниципального самоуправления» не содержит положений об отчетности Главы Режевского городского округа перед населением муниципального образования, и положений о соблюдении Главой Режевского городского округа законодательно установленных ограничений и запретов. П.4 ст.5 Регламента установлено, что на заседание Думы могут быть приглашены представители суда, прокуратуры и эксперты для дачи пояснений по рассматриваемым Думой вопросам. Прокурор полагает, что указанный пункт регламента принят в нарушение ст.5 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 №1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ст.5 Федерального закона от 17.01.1192 «О прокуратуре Российской Федерации». В связи с указанными нарушениями закона прокурор просит признать Регламент не соответствующим закону и просит обязать Режевскую Думу привести Регламент в соответствие с законом. В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Набоков П.С. доводы заявления поддержал. Представитель Режевской Думы Гараева С.Р. с доводами заявления не согласилась, указывая, что оспариваемое Решение принято в соответствии с ч.8 ст.62 Устава Режевского городского округа, устанавливающего возможность вступления решений Думы в силу с момента их принятия. Регламент также не противоречит требованиям закона, т.к. является правовым актом, устанавливающим правила для депутатов Режевской Думы при осуществлении ими депутатской деятельности. Глава Режевского городского округа в соответствии с Уставом Режевского городского округа является самостоятельным органом муниципальной власти, поэтому положения об отчетности Главы Режевского городского округа перед населением муниципального образования и положения о соблюдении Главой Режевского городского округа законодательно установленных ограничений и запретов содержит Устав Режевского городского округа. Положения п.4 ст.5 Регламента являются рекомендательными, т.к. не содержат сведений об ответственности перечисленных в нем лиц за неявку на заседания Думы. Поэтому данный пункт Регламента, по мнению представителя, не противоречит действующему законодательству. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Режевская Дума является представительным органом муниципального образования Режевской городской округ (ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии со ст.43 Закона нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов. В силу ст.47 данного Закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии с п.8 ст.62 Устава Режевского городского округа муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) либо издания (подписания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте. Решением Режевской Думы от 18.04.2012 №10 утвержден Регламент Режевской Думы (л.д.№). Согласно п.2 Решения, настоящее Решение вступает в силу с момента его принятия. Как полагает прокурор, момент вступления Решения в законную силу определяется подписанием данного муниципального правового акта. Однако, из вышеуказанных законоположений следует, что уставом муниципального образования предусмотрена возможность установления в самом муниципальном правовом акте момента вступления его в силу - с момента издания (подписания) или с иного момента, каковым в данном случае является момент принятия решения. Соответственно, по основаниям, указанным прокурором, Решение не подлежит признанию незаконным и недействующим. По иным основаниям Решение прокурором не оспаривается, соответственно, суд не проверяет оспариваемое Решение на соответствие требованиям закона за пределами доводов заявления. Доводы прокурора о несоответствии Регламента положениям п.п.4.1 и 5 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах муниципального самоуправления» не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. В соответствии с п.4.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах муниципального самоуправления» Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. В силу ст.5 данного Закона Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Согласно ст.21 Устава Режевского городского округа Глава Режевского городского округа и Режевская Дума являются самостоятельными органами местного самоуправления. Полномочия Главы Режевского городского округа, его обязанность соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, а также его подконтрольность и подотчетность населению и представительному органу муниципального образования, установлены ст.34 Устава Режевского городского округа. В соответствии со ст.2 Регламента, Регламент Думы является правовым актом, определяющим: 1.1. Порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседания Думы; 1.2. Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Думы;1.3. Порядок избрания Главы Режевского городского округа, председателей постоянных депутатских комиссий; 1.4. Порядок избрания заместителя Председателя Режевской Думы; 1.5. Порядок рассмотрения кандидатур на должность Председателя Контрольного органа Режевского городского округа; 1.6. Образование постоянных депутатских комиссий и заслушивание их отчетов; 1.7. Порядок рассмотрения депутатских запросов; 1.8. Порядок голосования; 1.9. Условия осуществления депутатами Думы своих полномочий; 1.10. Иные вопросы организации работы Думы. Таким образом, Регламент устанавливает порядок осуществления деятельности органом местного самоуправления - Режевской Думой, порядок избрания Главы муниципального образования, а также устанавливает правила для депутатов Режевской Думы при осуществлении ими депутатской деятельности. Каких-либо законоположений, в силу которых Регламент должен в обязательном порядке содержать положения о правах и обязанностях Главы Режевского городского округа, прокурором не приведено. Указанные положения содержатся в Уставе Режевского городского округа, доводов, дающих основания полагать, что эти положения должны быть продублированы в ином муниципальном правовом акте, каковым является и Регламент, прокурором не приведено. Соответственно, в удовлетворении указанной части заявленных требований надлежит отказать. П.4 ст.5 Регламента установлено, что на заседания Думы могут быть приглашены представители суда и прокуратуры для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Думой вопросам. Указанное положение Регламента противоречит действующему законодательству по следующим основаниям. В соответствии со ст.120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу ст.5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) "О судебной системе Российской Федерации" суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. В соответствии со ст.5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 10.07.2012) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей. Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012) "О статусе судей в Российской Федерации" всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, действующим законодательство не предусмотрена и в силу положений ст.5 указанного Федерального закона запрещена, Как видно, из оспариваемого прокурором п.4 ст.5 Регламента, указанное положение правового акта органа местного самоуправления предоставляет Режевской Думе право приглашать на свои заседания для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Думой вопросам представителей суда и прокуратуры, каковыми являются судьи и прокуроры. Примененная формулировка п.4 ст.5 Регламента допускает в силу изложения неопределенность в своем понимании и трактовке, и необоснованно предоставляет Режевской Думе право требовать от судей и прокуроров предоставления любых интересующих депутатов Думы сведений, которые являются предметом рассмотрения на заседаниях Думы, в том числе и сведений, которые могут быть известны судьям в связи с рассмотрением находящихся в их производстве дел, и прокурорам в силу их должностных обязанностей. Т.е. указанное положение Регламента фактически допускает право вмешательства Режевской Думы в деятельность суда и прокуратуры, что прямо запрещено конституционным и федеральным законодательством. Доводы представителя Режевской Думы о рекомендательном характере оспариваемого положения Регламента также не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление права, закрепленного в правовом акте, подразумевает возникновение определенной обязанности у лиц, в отношении которых данное право установлено. Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы прокурора о противоречии п.4 ст.5 Регламента требованиям действующего законодательства обоснованны, соответственно указанное положение Регламента подлежит признанию недействующим со дня принятия. Требования прокурора о понуждении Режевской Думы к устранению указанных нарушений закона также являются обоснованными. Руководствуясь ст.194,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Режевского городского прокурора удовлетворить частично. Признать не соответствующим закону и недействующим со дня принятия положение п.4 ст.5 Регламента Режевской Думы, утвержденного Решением Режевской Думы от 18.04.2012 №10 в части установления права приглашения на заседания Думы представителей суда и прокуратуры для предоставления необходимых сведений и дачи заключений по рассматриваемым Думой вопросам. Обязать Режевскую Думу устранить указанные нарушения закона, допущенные при принятии Регламента Режевской Думы. В удовлетворении остальной части заявления Режевского городского прокурора отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Костенко С.А.