Дело № 2-792/2012 г. Мотивированное решение составлено 08 сентября 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 сентября 2012 года Режевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатовой М.В., при секретаре Минниахметовой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности организации уборки несанкционированной свалки отходов, У С Т А Н О В И Л: Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности организации уборки несанкционированной свалки отходов, обосновав свои исковые требования следующим. В ходе проверки, проведенной Режевской городской прокуратурой на предмет соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории <адрес>, перед ограждением в северо-восточном углу коллективного сада <адрес> находится несанкционированная свалка бытовых отходов площадью более 50 кв.м. По указанным основаниям, ссылаясь на требования ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 16, 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитариные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.88 г. № 4690-88, ст.ст. 6, 48, 49 Устава Режевского городского округа, обращаясь в суд с иском, прокурор просил обязать Администрацию Режевского городского округа организовать уборку данной несанкционированной свалки бытовых отходов. В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Набоков П.С. исковые требования поддержал. Представитель ответчика - Администрации Режевского городского округа Савельева М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, пояснила, что Администрацией в целях организации ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов проводятся мероприятия по их ликвидации путем привлечения хозяйствующих субъектов к уборке территории от свалок. Вопрос об уборке свалки, указанной в исковом заявлении, возможно было решить без обращения в суд, поскольку Администрация в этом направлении своей деятельности не бездействует. Свалка, указанная в исковом заявлении, действительно имеется, она находится в границах <адрес>. Представитель третьего лица на стороне ответчика - МКУ «Управление городским хозяйством» Леонтьева Е.В. пояснила суду, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям Администрации РГО. Администрация является учредителем МКУ «УГХ», все задания МКУ «УГХ» выполняет только в рамках муниципального заказа и выделения бюджетных средств. При поступлении муниципального заказа и средств на уборку свалки, указанной в исковом заявлении, она будет ликвидирована силами УГХ. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов проведенной Режевской городской прокуратурой проверки на предмет соблюдения природоохранного законодательства, на территории <адрес> находится несанкционированная свалка бытовых отходов площадью более 50 кв.м. (л.д. № В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в зоне обнаружения данной свалки бытовых отходов, градостроительным регламентом не предусматривается размещение свалок для бытового, строительного или иного вида мусора. Таким образом, выявленная свалка бытовых отходов образована без разрешения уполномоченных лиц. Согласно Приложению № 58 к Закону Свердловской области «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» вышеуказанная свалка расположена в пределах границ Режевского городского круга. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным Законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 12 приведенного закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В пункте 2.3 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 (далее - СанПин 2.1.7.1038-01), предусматривается, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Пунктом 5.5 этих правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6). Исследованными доказательствами, как считает суд, установлено, что несанкционированная свалка бытовых отходов на территории <адрес> размещена с нарушением вышеприведенных норм природоохранного законодательства, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем суд находит заявленные прокурором исковые требования об организации сбора и вывоза указанных несанкционированных свалок отходов законными и обоснованными. Статья 3 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. Учитывая изложенное, принимая во внимание положения п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-03 «Об отходах производства и потребления», предусматривающих возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования, суд приходит к выводу, что в силу вышеприведенных норм ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на орган местного самоуправления Режевского городского округа - Администрацию Режевского городского округа, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. В соответствии с подпунктами 9, 10, 12, 25 пункта 1 статьи 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Согласно пунктам 1, 2, статьи 40, пунктам 39, 61 статьи 41 Устава Режевского городского округа администрация Режевского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 данного Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и данным Уставом. К полномочиям администрации Режевского городского округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения существовавшего до нарушения права, обязанность по организации сбора и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории <адрес>, перед ограждением в северо-восточном углу коллективного сада «Пробойный ключ», должна быть возложена на Администрацию Режевского городского округа в соответствии полномочиями Администрации, установленными Уставом. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Режевского городского прокурора удовлетворить. Возложить на Администрацию Режевского городского округа обязанность организовать мероприятия по сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на территории <адрес> площадью более 50 м.кв. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба, представление не могут содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции. Судья: подпись <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>