о признании незаконным бездействия ответчика



Дело Номер обезличенК\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2010 года

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П.,

с участием представителя истца прокуратуры. .. Мухорина Е.А., представителя ответчика МУЗ «... городская больница» ФИО2,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора. .. области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «... городская больница» о признании незаконными бездействия ответчика по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание поликлиники пандусом и поручнями,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор. .. обратился в суд с иском к в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «... городская больница» (далее – МУЗ. ..) о признании незаконными бездействия ответчика по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание больницы, расположенное в. ... ... .. и обязывании ответчика оборудовать в течение месяца вход в здание пандусом и поручнями на верхней площадке. В обоснование заявленных требований истец указал, что проверкой, проведенной ТОИГОГВ СО УСЗН СО по. .. установлено, что отсутствует беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры: при входе в помещение больницы отсутствуют пандусы, поручни на верхней площадке. По результатам проверки составлен акт обследования объекта Номер обезличен от Дата обезличена г. В обоснование заявленных требований истец сослался на ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», п. 1.4 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора. .. Мухорин Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям. Он дополнительно суду пояснил, что указанное здание является поликлиникой. Пандусы необходимо установить на верхней площадке лестницы, ведущей в здание.

Представитель ответчика МУЗ. .. ФИО2 требования прокурора. .. не признала. В обоснование своих возражений она полагала, что указанные прокурором в иске нормативные документы не должны и не могут применяться в данном случае, так как применимы только для проектных решений объектов, которые планируется построить или в которых проводится реконструкция. В обоснование возражений она сослалась также на на п.1.13 СНиП 35-01-2001, согласно которому указанные требования не распространяются на здания специализированных учреждений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы на условиях опеки, стационары лечебных учреждений и аналогичные учреждения, предназначенные для обслуживания и постоянного пребывания в них данных категорий населения, а также на жилые дома для одной семьи.

При этом она затруднилась пояснить суду, к какому из перечисленных учреждений она относит здание поликлиники. В противоречие своим возражениям она пояснила, что в настоящее время заключен договор подряда с ИП ФИО6 по установке пандуса в здании поликлиники и представила суду договор подряда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, считает требования прокурора. .. подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из положений Конституции РФ, предусмотренных статьями 17-19. Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В части 2 ст. 19 Конституции РФ указано, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В этой связи с целью защиты прав и законных интересов инвалидов и маломобильных групп населения законодателем был принят Федеральный Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из преамбулы данного закона следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Данным Законом определены основные требования, предъявляемые государством к органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также организациям, независимо от организационно-правовых форм по обеспечению жизнедеятельности инвалидов.

Частью первой ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности предусмотрена обязанность органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Как следует из ст. 16 этого же Закона, юридические лица и должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за уклонение от исполнения предусмотренных названным законом требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Судом установлено, что такая обязанность со стороны МУЗ. .. не выполнена. Инвалидам не созданы условия для беспрепятственного доступа к услугам, оказываемым МУЗ. .. в поликлинике, расположенной в. .. по. .. в. ... Поликлиника является объектом социальной инфраструктуры.

Судом установлено, что указанное здание находится в оперативном управлении МУЗ. .., передано в оперативное управление на основании Постановления Главы МО. .. Номер обезличен от Дата обезличена года. Право оперативного управления зарегистрировано в УФРС л.д.11,17). МУЗ. .. согласно Уставу является унитарным предприятием и в силу ст. ст.ст. 115, 296, 297 ГК РФ, на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжаются переданным в оперативное управление имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно Акту обследования Номер обезличен от Дата обезличена года ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по. .. в ходе проведенной проверки соблюдения вышеуказанного закона МУЗ. .., установлено, что при входе в здание поликлиники, расположенное в. ... ... .., отсутствуют поручни на верхней площадке и пандусы.

Представитель ответчика не оспаривала отсутствие входа в здание поликлиники поручней и пандусов.

Таким образом, судом установлено, что доступ инвалидов к услугам поликлиники МУЗ. .. ограничен в связи с отсутствием поручней и пандусов при входе в Банк.

Суд полагает, что при данных обстоятельствах требования прокурора законны и обоснованны. Необеспечение входа в здание поликлиники пандусом и поручнями свидетельствует на нарушении МУЗ. .. ст.ст. 17-19 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Суд также находит, что в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, которые в силу своего состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд с данными требованиями.

Доводы представителя ответчика об отсутствии в законодательстве императивных норм, предусматривающих обязанность собственника помещения, в котором расположен объект социальной инфраструктуры оборудовать вход пандусом и поручнями при отсутствии работ по реконструкции и строительству здания суд отвергает, как противоречащие смыслу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с целями и задачами данного закона и иных нормативных документов, на которые сослался истец, для обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод инвалидов а также их равного права наравне с другими гражданами иметь доступ к объектам социальной инфраструктуры, государство обязывает организации независимо от формы собственности создать соответствующие условия, обеспечивающие такой доступ.

Также суд отвергает доводы представителя ответчика о том. Что помещение поликлиники относится к объектам, указанным в п. 1.13 СНиП 35-01-2001, поскольку помещение поликлиники не является объектом, предназначенным для постоянного или временного проживания инвалидов.

Заявленный прокурором месячный срок для исполнения требования суд находит разумным.

С учетом изложенных обстоятельств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора. .. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «... городская больница» по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание поликлиники, расположенное по адресу:. .. области. ... ...

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «... городская больница» оборудовать в течение месяца с момента вступления решения в силу вход в здание по вышеуказанному адресу пандусом и поручнями на верхней лестничной площадке, для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения и инвалидов с данному объекту социальной инфраструктуры.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ревдинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2010 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья Н.Ю. Козловских