о признании незаконным бездействия ответчика



Дело Номер обезличенК\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2010 года

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П.,

с участием представителя истца прокуратуры. .. Мухорина Е.А., представителя ответчика Администрации ГО. .. ФИО4, представителя третьего лица ОАО. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России ФИО9.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора. .. области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО. .. о признании незаконными бездействия ответчика по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание ОАО. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России и обязывании оборудовать вход в здание пандусом и поручнями,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор. .. обратился в суд с иском к в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО. .. о признании незаконными бездействия ответчика по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание ОАО. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России и обязывании ответчика оборудовать вход в здание, расположенное по адресу:. ..,. .. пандусом и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа в здание Банка маломобильных групп населения и инвалидов. В обоснование заявленных требований истец указал, что данное здание находится в собственности ГО. .. и в настоящее время в аренде у Сбербанка России. Проверкой, проведенной ТОИГОГВ СО УСЗН СО по. .. установлено, что отсутствует беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры: на входе в помещение банка отсутствуют пандусы, поручни. По результатам проверки составлен акт обследования объекта Номер обезличен от Дата обезличена г. В обоснование заявленных требований истец сослался на ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», п. 1.4 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ... Мухорин Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации ГО. .. ФИО4 требования прокурора. .. не признала. В обоснование своих возражений она полагала, что указанные прокурором в иске нормативные документы не должны и не могут применяться в данном случае, так как применимы только для проектных решений объектов, которые планируется построить или провести реконструкцию. В настоящее время, администрация городского округа. .. ведет переговоры, а также письменную переписку с управляющим ОАО. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России, по вопросу реконструкции сданных в аренду помещений по договору Номер обезличен Л -08 от Дата обезличена. .. ОАО. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России официально подтвердило информацию о планируемом в 2011 году проведении ремонта дополнительного офиса Номер обезличен по адресу:. .. области. ..,. ... также с учетом вышеуказанных ном и правил.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - ОАО. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России ФИО10 требования прокурора. .. также просила оставить без удовлетворения. В обоснование своих возражений указала, что Банк пользуется нежилыми помещениями, указанными в иске прокурора. В данном здании по договору аренды, заключенному с Администрацией ГО. .. в настоящее время расположен дополнительный офис Номер обезличен /079. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России ОАО. Обязанности Арендатора, предусмотренные договором, по содержанию помещений, проведению текущего ремонта Банком выполняются в полном объеме. Во введении в Свод правил по проектированию и строительству СП 31­102-99 указано, что проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст. 15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных и финансовых возможностей региона. Заявление Прокурора не содержит анализа наличия либо отсутствия возможности для соблюдения администрацией ГО. .. требований закона, в заявлении не отражено, какие зависящие от администрации ГО "... меры и в каком объеме не быть приняты в целях соблюдения правовых норм. Прокурором не представлены доказательства о проведении реконструкции в здании по адресу:. ..,. ... В приложенном к заявлению акте Номер обезличен обследования объектов, социальной инфраструктуры от Дата обезличена года подтверждающие нарушения норм и правил обстоятельства не отражены. Таким образом, администрация ГО. .. требования СНиП 35-01­2001 и Свода правил 31-102-99 не нарушала, действия администрации по ее мнению являются законными.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, считает требования прокурора. .. подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из положений Конституции РФ, предусмотренных статьями 17-19. Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В части 2 ст. 19 Конституции РФ указано, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В этой связи с целью защиты прав и законных интересов инвалидов и маломобильных групп населения законодателем был принят Федеральный Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из преамбулы данного закона следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Данным Законом определены основные требования, предъявляемые государством к органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также организациям, независимо от организационно-правовых форм по обеспечению жизнедеятельности инвалидов.

Частью первой ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности предусмотрена обязанность органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Как следует из ст. 16 этого же Закона, юридические лица и должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за уклонение от исполнения предусмотренных названным законом требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Судом установлено, что такая обязанность со стороны Администрации ГО Дегтярск не выполнена. Инвалидам не созданы условия для беспрепятственного доступа к услугам, оказываемым Сбербанком России в допофисе, расположенном в. .. по. .. в. ... Сбербанк России является объектом социальной инфраструктуры.

Судом установлено, что нежилое помещение расположенное по адресу:. ... ..,. .. является собственностью ГО. .. и в настоящее время сдано в аренду Сбербанку России на основании договора Номер обезличенЛ-08 от Дата обезличена г. В данном помещении на основании вышеуказанного договора аренды осуществляет свою деятельность доп.офис Первоуральского отделения Номер обезличен Сбербанка Россиил.д.32-39).

Согласно Акту обследования Номер обезличен от Дата обезличена года ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по. .. в ходе проведенной проверки соблюдения вышеуказанного закона ОАО. .. отделением Номер обезличен Сбербанка России, в доп. Офисе, расположенном в. ..,. .., установлено, что отсутствуют поручни.

Представитель Банка. .. не отрицает также, что вход в доп. Офис не оборудован пандусом.

В то же время ФИО3 не отрицала, что Сбербанк услуги с выездом на дом не оказывает, в том числе и в отношении инвалидов. Таким образом, судом установлено, что доступ инвалидов к услугам Банка ограничен в связи с отсутствием поручней и пандусов при входе в Банк.

Суд полагает, что при данных обстоятельствах требования прокурора законны и обоснованны. Необеспечение входа в Сбербанк – в допофис, расположенный в. .. в. .. по. .. ГО. .. ст.ст. 17-19 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лица, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Суд также находит, что в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, которые в силу своего состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд с данными требованиями.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица об отсутствии в законодательстве императивных норм, предусматривающих обязанность собственника помещения, в котором расположен объект социальной инфраструктуры оборудовать вход пандусом и поручнями при отсутствии работ по реконструкции и строительству здания суд отвергает, как противоречащие смыслу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с целями и задачами данного закона и иных нормативных документов, на которые сослался истец, для обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод инвалидов а также их равного права наравне с другими гражданами иметь доступ к объектам социальной инфраструктуры, государство обязывает органы местного самоуправления создать соответствующие условия, обеспечивающие такой доступ.

С учетом изложенных обстоятельств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора. .. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации ГО. .. по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание дополнительного офиса Номер обезличен. .. отделения Номер обезличен Сбербанка России, расположенного по адресу:. ... ... ...

Обязать администрацию ГО. .. оборудовать вход в здание по вышеуказанному адресу пандусом и поручнями, для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения и инвалидов с данному объекту социальной инфраструктуры.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ревдинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2010 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья Н.Ю. Козловских