Изготовлено 20 сентября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года город Ревда Свердловской области
Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой С.Ю.,
при секретаре Востриковой Н.В.,
с участием представителей истца Ульянова А.Н. – начальника Территориального отдела Управления, Хитриной Ю.С., представившей доверенность № 05-28/67 от 11 января 2010 года,
представителей ответчиков ООО «Компания Комбытсервис» Гусейнова А.Н., действующего на основании доверенности № 15 от 01 февраля 2010 года,
ООО «Антек» Фирулевой Екатерины Ивановны. Действующей на основании доверенности № 01-д от 11 января 2010 года, Томилова Александра Николаевича, действующего на основании доверенности № 03-д от 01 июля 2010 года,
представителей третьего лица – Администрации ГО Ревда Прохоровой Ольги Александровны, действующей на основании доверенности № 11 от 11 января 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, заявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Комбытсервис», Обществу с ограниченной ответственностью «Антек о признании незаконными действий управляющих компаний по начислению платы и корректировки за холодное водоснабжение и водоотведение в отношении неопределенного круга лиц и об обязывании управляющих компаний прекратить незаконные действия и довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации после вступления его в законную силу,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ( далее по тексту Роспотребнадзор) обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Компания Комбытсервис» (далее по тексту «Комбытсервис»), ООО «Антек»:
- о признании действий управляющих компаний по начислению платы по услуге « холодное водоснабжение» и « водоотведение» за период с 01.01.2009 года по настоящее время, а также начисления корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение с декабря 2009 года по настоящее время незаконными, в отношении неопределенного круга лиц,
- об обязывании управляющих компаний прекратить незаконные действия в отношении неопределенного круга лиц по начислению платы за услуги « холодное водоснабжение» и « водоотведение»,
- об обязывании управляющих компаний довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в 10-ти дневный срок, со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования:
- просит признать действий управляющих компаний по начислению платы по услуге « холодное водоснабжение» и « водоотведение» за период с 01.01.2009 года по май 2010 года включительно незаконными в отношении неопределенного круга лиц,
- просит признать действия ООО « Антек» по начислению корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение в декабре 2009 года за 2009 год незаконными, в отношении неопределенного круга лиц,
- просит признать действия ООО « Комбытсервис» по начислению корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение в феврале 2010 года за 2 квартал 2009 год незаконными, в отношении неопределенного круга лиц,
- просит обязать управляющие компании прекратить незаконные действия в отношении неопределенного круга лиц по начислению платы за услуги « холодное водоснабжение» и « водоотведение»,
- обязать управляющие компании довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в 10-ти дневный срок, со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, в судебном заседании истец частично отказался от исковых требований о признании действий управляющих компаний незаконными в период « по настоящее время», данный отказ отчасти исковых требований принят судом, производство по делу в этой части прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.
В обоснование исковых требований следует, что в период с января 2010 года по настоящее время в адрес Ревдинского территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области поступают многочисленные обращения потребителей о неправомерном и необоснованном начислении потребителям корректировки платы за услуги по строкам «холодное водоснабжение» и «водоотведение» управляющим компаниями ООО «Антек», ООО «Комбытсервис», которые являются исполнителем жилищно - коммунальных услуг, от лица которого, выставляется плата потребителям.
По результатам рассмотрения обращений граждан, проведенных мероприятий по контролю в отношении ООО «Антек» и ООО «Комбытсервис» в период с января 2010 года по май 2010 года, проведенного административного расследования в отношении управляющих компаний, истцом установлен незаконный характер начисления платы за услуги холодное водоснабжение и водоотведение с января 2009 года по май 2010 года, а также произведенной корректировки платы за данные услуги за период 2009 года в декабре 2009 года (ООО «Антек»), в феврале 2010 года за 2 квартал 2009 года (ООО «Комбытсервис»).
ООО « Комбытсервис»: методику расчета платы за коммунальные услуги, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, управляющая компания до декабря 2009 года не применяла, хотя Правила утверждены Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 года и вступили в законную силу с момента их официального опубликования. Впервые, методика расчета была применена в декабре 2009 года – январе 2010 года. В данный период к жилым помещениям, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, в домах оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета, применена формула 9 (пп. 1 п.1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам). Формула 4 (пп. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам) была применена в феврале 2010г. за период 2 квартал 2009г. к жилым помещениям, не имеющим индивидуального прибора учета, в жилых домах поселка Кирзавод, не оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета. Данное действие было произведено в связи с получением разъяснений Министерства регионального развития РФ исх. № 43145-ИБ1 14 от 18.12.2009 года. В феврале 2010 г. ООО «Комбытсервис» был произведен перерасчет «корректировки» за январь 2010 года по формуле 9. В марте 2010 г. методика расчета платы за холодное водоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам ( по формуле 9) не применялась. В апреле 2010 г. ООО «Комбытсервис» стало применять к жилым помещениям, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, в домах, оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета, формулу 9. При этом, управляющей компанией, один раз в квартал планируется применять «корректировку» платы за холодное водоснабжение формуле 4. Данная формула будет применяться к жилым помещениям, которые не оборудованы индивидуальными проборами учета, в домах, оборудованных общедомовым коллективным) прибором учета (будет распределяться разница между объемами общедомовых (коллективных) приборов учета за вычетом распределенных объемов по формуле 9 и объемов нормативного потребления. Неприменение методики расчета, установленной Правилами, привело к тому, что в январе 2010 года потребители, чьи жилые помещения оборудованы индивидуальным прибором учета в дома, оборудованных общедомовым ( коллективным) прибором учета, получили « допредъявления» платы по холодному водоснабжению за декабрь 2009 года по тарифу 2009 года. Потребители, проживающие в домах, оборудованных общедомовым прибором учета, в котором все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, в марте 2010 года получили « допредъявление» платы за холодное водоснабжение, потребленную исходя из общедомового прибора учета с 01.01.2009 года по 22.03.2010 года ( Энгельса, 46,46А). Таким образом, пор мнению истца, действия ООО « Комбытсервис» по предъявлению платы в связи с доначислением, незаконны.
Кроме того, расчеты управляющей компании ООО « Комбытсервис» не являются обоснованными по следующим основаниям.
1).Размер платы оказанных услуг рассчитывается, исходя из показаний приборов учета в порядке, установленном пунктами 16, 21,22, 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления в порядке, утвержденном пунктами 19 и 32 Правил. Управляющая компания не обладает достоверной информацией о фактическом количестве проживающих в жилых помещениях граждан. ООО «Комбытсервис», на основании сведений соседей, составляет Акты фактического проживания, в большинстве случаев такие Акты составляются самими жителями многоквартирного дома (данные акты подписывают не менее три лица). Между тем, расчет платы за холодное водоснабжение в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по форму 3, которая содержит показатель – количество граждан, проживающих ( зарегистрированных) в жилом помещении. При отсутствии информации о количестве проживающих граждан расчеты управляющей компании необоснованны.
2). По п. 49 Правил, исполнитель (управляющая компания) обязан, при наличии коллективных ( общедомовых) приборов учета, ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учете показаний. ООО « Комбытсервис» нарушает срок снятия показаний приборов учета, в связи с чем, расчеты построены на показаниях прибора не за полный календарный месяц.
3). По п. 38 Правил, потребители самостоятельно должны указывать объем ( количество) потребленной в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, заносить эти данные в специальные графы платежного документа. В ООО « Комбытсервис» установлен период с 05 по 22 числа каждого месяца. В результате внеплановых проверок, установлено, что не всеми гражданами передаются показания индивидуальных приборов учета, в связи с этим, управляющая компания не обладает необходимо и достоверной информацией при определении объема потребленного коммунального ресурса – холодной воды, исходя из показаний индивидуальных приборов учете. Начисление платы по таким жилым помещениям управляющей компанией не производится. В связи с этим, объем, а, следовательно, и плата за водоотведение, управляющей компанией определена необоснованно.
Отсутствует обязательная для потребителей информация, что является нарушением ст. 10 ФЗ « О защите прав потребителей» и п. 38 Правил.
ООО «Комбытсервис» не доводит до сведения потребителей и это не отражено в квитанциях:
- единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов,
- сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг, с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
-счета-квитанции при наличии общедомовых (коллективных) и индивидуальных приборов учета содержат информацию о нормативе потребления коммунального ресурса, что вводит потребителя в заблуждение относительно предъявленного к оплате потребленного объема коммунального ресурса.
- предъявляет к оплате объем коммунального ресурса по строке «холодное водоснабжение» на основании платежною документа, в котором содержатся два значения объема, объединенных знаком «+». Данное действие не предоставляет полную и достоверную информацию, вводит потребителя в заблуждение относительно фактического объема (потребленного коммунального ресурса.
ООО « Антек»: методику расчета платы за холодное водоснабжение, установленную Правилами, начало частично применять с 2008 года. В декабре 2009 г. за весь период 2009 года, в помещениях, не оборудованных индивидуальным прибором учета, в домах оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета была произведена корректировка размера платы за холодное водоснабжение по формуле 4. В настоящее время такая корректировка производится ежеквартально по формуле 4 (пп. 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам Предоставления коммунальных услуг). Поскольку правилами предусмотрено проведение корректировки ежеквартально, а в иных случаях ( при наличии договорных отношений) 1 раз в год, при отсутствии договорных отношений, управляющая компания нарушила периодичность проведения корректировки по формуле 4.
Кроме того, расчеты управляющей компании ООО « Антек» не являются обоснованными по следующим основаниям.
1). Управляющая компания не обладает достоверной информацией о фактическом количестве проживающих в жилых помещениях граждан. ООО «Антек», на основании сведений соседей, информация подтверждается участковым милиционером, или они получаются непосредственно от граждан.
2). По п. 49 Правил, исполнитель ( управляющая компания) обязан, при наличии коллективных ( общедомовых) приборов учета, ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учете показаний. ООО « Антек» нарушает срок снятия показаний приборов учета.
3). По п. 38 Правил, потребители самостоятельно должны указывать объем ( количество) потребленной в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, заносить эти данные в специальные графы платежного документа. В ООО « Антек» установлен период с 10 по 15 числа каждого месяца. В результате внеплановых проверок, установлено, что не всеми гражданами передаются показания индивидуальных приборов учета, в связи с этим, управляющая компания не обладает необходимо и достоверной информацией при определении объема потребленного коммунального ресурса – холодной воды, исходя из показаний индивидуальных приборов учета. При начисление платы в таким жилых помещениях указывается объем ( количество) равный объему предыдущего месяца. В связи с этим, объем, а, следовательно, и плата за водоотведение, управляющей компанией определена необоснованно.
Отсутствует обязательная для потребителей информация, что является нарушением ст. 10 ФЗ « О защите прав потребителей» и п. 38 Правил.
ООО «Антек» не доводит до сведения потребителей, и это не отражено в квитанциях:
-не указан норме контактного телефона, факта и при наличии адрес электронной почты, адрес сайта,
-значение тарифов ( цен) на коммунальные услуги, норму потребления, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов
- сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг, с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
-ООО « Антек» предъявляет потребителям к оплате объем коммунального ресурса на основании платежного документа, в котором содержатся сведения об объеме потребления ресурса, рассчитанного в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и сведения о показаниях индивидуального прибора учета. Таким образом, ООО «Антек» вводит потребителя в заблуждение относительно предъявленного к оплате «дополнительного объема коммунального ресурса», рассчитанного в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, от Роспотребнадзора, поступило дополнение к исковому заявлению (т. 3л.д. 183-189), из которого следует, что в соответствии с п. 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме, вносят плату за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений или принадлежащих собственникам жилых помещений, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем ( количество) потребленной холодной воды определяется исходя из показаний коллективных приборов учете, распределяется между указанными собственниками в порядке п. 21,23 Правил. В нарушение указанных норм, управляющие компании ООО « Комбытсервис» и ООО « Антек», за потребленные с 01.01.2009 года по настоящее время коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, объем которых определен из показаний общедомого ( коллективного) прибора учета, предъявляли счета – квитанции нанимателям муниципального жилищного фонда, что подтверждается сведениями платежных документов. Тогда, как, согласно п. 22 Правил, только собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний общедомового прибора учете, следовательно, наниматели не несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета, поскольку собственником муниципального жилищного фонда является Администрация ГО Ревда.
В судебном заседании представители истца Ульянов А.Н. и Хитрина Ю.С. исковые требования, с учетом их уточнения поддержали в полном объеме, суду пояснили, что в мае 2010 года были проверены действия управляющих компаний, согласно проверкам выявлено, что действия управляющих компаний незаконны.
Представитель истца Хитрина Ю.С. суду пояснила, что ООО « Комбытсервис» до декабря 2009 года не применяло методику расчета, указанную в Правилах предоставления коммунальных услуг, не обладает достоверной информацией по числу граждан, проживающих в жилых помещениях, нарушает сроки снятия показаний коллективных ( общедомовых) приборов учета, при отсутствии факта передачи гражданином показаний индивидуального прибора учета, не насчитывает ему размер платы, а, при поступлении таких сведений, не производит перерасчет платы по всему дому, нарушает сроки предоставления гражданам квитанцией на оплату коммунальных услуг, производит « доначисления», не предусмотренные Правилами, произвело корректировку в феврале 2010 года за 2 квартал 2009 года после прекращения договорных отношений с гражданами на управление многоквартирного дома. Кроме того, в квитанциях ООО « Комбытсервис» не содержатся до настоящего времени информации о показателе общедомого потребления воды, считает, что данные показатели, помимо индивидуального потребления воды, должны быть указаны в квитанции в отдельной графе.
ООО « Антек» произвело незаконно корректировку размера платы в декабре 2009 года за весь 2009 год, исходя из размера платы за потребленную холодную воду, определенную ресурсоснабжающей организацией – УМП « Водоканал», однако имело право корректировать лишь 1 раз в квартал, не обладает достоверной информацией по числу граждан, проживающих в жилых помещениях, нарушает сроки снятия показаний коллективных ( общедомовых) приборов учета, при отсутствии факта передачи гражданином показаний индивидуального прибора учета, насчитывает ему размер платы по показателю предыдущего месяца, а, при поступлении сведений, не производит перерасчет платы по всему дому, нарушает сроки предоставления гражданам квитанцией на оплату коммунальных услуг. Просит исковые требования удовлетворить, а также обязать компании прекратить незаконные действия, довести решение суда до потребителей через средства массовой информации.
Представитель ответчика ООО « Комбытсервис» Гусейнов А.Н. требования истца не признал, суду пояснил, что действительно, компания до декабря 2009 года методику расчета платы за коммунальные услуги, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг ценам, утвержденных Постановлением Правительства РФ. № 307 от 23.05.2006 года, не применяло, жителям за коммунальные услуги в этот период счета предъявлялись по индивидуальным приборам учета, при их наличии, и по нормативу, при их отсутствии. Разницу по расходам в виде убытков, в связи с их незначительностью, компания брала на себя. Однако, в 2009 году, в массовом порядке потребители стали устанавливать как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета. В результате, убытки компании возросли в несколько раз, и, возникла необходимость в применении методики расчета платы за коммунальные услуги по Правилам предоставления коммунальных услуг. В декабре 2009г., в январе 2010г., в жилых домах, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, к жилым помещениям, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, размер платы был определен в соответствии с формулой 9 (п.п.1, п.3 приложения № 2 к Правилам). В феврале 2010г. в жилых домах пос. Кирзавод, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета и не оборудованных индивидуальными приборами учета, размер платы был определен в соответствии с формулой 4 (п.п. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам), произведена корректировка за 2 квартал 2009г. по фактическим объемам потребления ресурсов, а также в связи с получением разъяснений Министерства регионального развития РФ от 18.12.2009 года. Довод истца, что компания не обладает достоверной информацией о фактическом количестве проживающих в жилых помещениях граждан не соответствует действительности. Так, согласно договору от 01.01.2006г., заключенному компанией с ООО «Управление ЖКХ» на предоставление услуг по расчетно – кассовому обслуживанию населения, последнее оказывает также услугу по ведению паспортного учета граждан для целей начисления оплаты за ЖКУ и данный учет ведется ежедневно. Кроме того компания с помощью домовых активов проводит работу по выявлению лиц, проживающих в жилом фонде без регистрации и пользующихся коммунальными услугами. По выявленным фактам составляются акты, на основании которых, расчетно-кассовому центру дается указание на производство начисления платы за ЖКУ, с соответствующими расчетами. Согласно п.п ж п.52 Правил обязанность информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений возложена на потребителя. Согласно п.п. «е» п. 49 Правил, компания ежемесячно, в течение последней недели месяца, обязана, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета снимать их показания. Однако, данное условие выполняется не всегда своевременно в связи с тем, что в соответствии с п. 16 Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 г. №1558-ПП, рассмотрение заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций в срок до 1 числа каждого месяца необходимо формировать реестр получателей компенсаций расходов с указанием даты рождения, места жительства (пребывания), категории льготника, реквизитов документа о праве на меры социальной поддержки, суммы компенсации по каждому получателю и способа выплаты компенсации в соответствии с заявлением получателя компенсации. Кроме того, потребители не выполняют свои обязанности, не всегда своевременно передают показания индивидуальных приборов учета. Однако, правилами не предусмотрен порядок расчета в подобных ситуациях в срок до двух месяцев, в связи с чем потребителю и предъявляется «ноль». При возобновлении передачи данных производится перерасчет. Довод истца об отсутствии обязательной информации не вполне обоснован. Так, компания практически полностью соблюдает требования п.38 Правил - единицы измерения объемов коммунальных ресурсов на 2010г. были предоставлены потребителям на обороте счетов за ноябрь 2009г., а с июня 2010г. ежемесячно, сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе: с проживанием временных жильцов и со снижением качества коммунальных услуг в графе перерасчет»; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленный ли законами и договором указывается при наличии таковых; счета - квитанции при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета и индивидуальных приборов учета содержат информацию о расходе потребленных коммунальных, а не о нормативе; предъявляется к оплате объем коммунального ресурса по строке «холодное водоснабжение» на основании платежного документа, в котором содержатся два значения объединенных знаком «+», что не противоречит Правилам. Доводы истца относительно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг не может быть принят во внимание в связи с тем, что данная норма регулирует отношения собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) и ресурсоснабжающей организации, и никакого отношения к управляющей организации не имеет. Согласно Правил, существует понятие «потребитель» и компания оказывает услуги потребителям, к которым относятся, как собственники жилых помещений, так и наниматели. Цена договора и размер платы за коммунальные услуги, в т.ч. по холодному водоснабжению и водоотведению, а также порядок и сроки оплаты определены в разделе 5 договора управления. Истец в качестве доказательств своих доводов ссылается на акт внеплановой проверки компании от 25.05.2010г. Однако данный акт не может служить доказательством по делу, так как не содержит сведений о выявленных нарушениях обязательных требований норм, Правил и т.п. Таким образом, ООО компания «Комбытсервис» считает предъявленные требования необоснованными, недоказанными и не подлежащими удовлетворению. Просит исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме ( т. 4л.д. 20-22 - отзыв на исковое заявление).
Представители ответчика ООО « Антек» Фирулева Е.И. и Томилов А.Н. исковые требования не признали. Фирулева Е.И. суду пояснила, что при начислении платы за коммунальные услуги ООО « Антек» руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг. По домам, оборудованных общедомовым ( коллективным) прибором учета определение размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения производится в следующем порядке:
1). В квартирах, не оборудованных индивидуальными и общими ( квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в домах, оборудованных общедомовым прибором учета, в жилом помещении определяется на основании п. 22 Правил № 307, в соответствии с пунктом 19 Правил № 307.
2). В квартирах, оборудованных индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в домах, оборудованных общедомовым прибором учета - для холодного водоснабжения на основании п. 23 Правил - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам № 307. Ссылка истца на п. 19, 22, 23 Правил № 307 в обоснование своего довода о том, что при исчислении платы по общедомовым приборам учета учитывается ряд показателей неправомерна, поскольку вышеназванные пункты Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, служат только для определения, расчета размера платы за коммунальные услуги в различных ситуациях, определяют порядок формирования нормативов потребления коммунальных услуг. Кроме того, формулы, предусмотренные п. 19, 22 и 23 не направлены на определение объемов коммунальных услуг, затраченных на содержание мест пользования, а предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги, именно в жилых помещениях, для чего и были применены ООО «Антек». Отсутствие в Правилах № 307 порядка учета потребленного ресурса в местах общего пользования не дает ООО «Антек» права не применять положения Правил № 307 для определения размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилых помещениях. В соответствии с пунктом 23 Правил № 307 и подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307, при оборудовании многоквартирного дома активными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими ( квартирными) приборами учета, размер платы за холодное водоснабжение и в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. Согласно пунктам 19, 22 Правил № 307 и подпункту 3 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета, размер платы за водоснабжение и водоотведение в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по формуле 3. Кроме того, согласно пунктам 19, 22 Правил № 307 и пп.4 п. 1 Приложения № 2 к Правилам № 307, приходящаяся на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, доля холодной воды, поставленной в многоквартирный дом в соответствии с показаниями общедомового (коллективного) прибора учета, учитывается в плате за коммунальные услуги, потребленные собственниками этих помещений, за счет корректировки по формуле 4. Представители ответчика также возражают против доводов о недостоверной информации компании о проживающих, поскольку в данном случае имеется вина потребителя, и именно на него возложена обязанность информировать о количестве проживающих граждан, что не является виной ответчика. В настоящее время, в платежном документе ответчика указываются все пункты, в том числе и изложенные истцом в исковом заявлении, в виде информации для потребителей. Полагают, что в действиях ООО « Антек» нарушений прав и законных интересов потребителей не усматривается. Просят исковые требования оставить без удовлетворения ( т.2л.д. 18-34 – отзыв на исковое заявление, т. 4л.д.
Представитель третьего лица – Администрации ГО Ревда Прохорова О.А. просила вынести решение по усмотрению суда. При этом, суду пояснила, что Администрацией ГО Ревда была проведена проверка законности действий управляющих компаний, составлен акт, который имеется в материалах дела. С доводами истца о том, что Администрация, как собственник муниципального жилищного фонда должна нести расходы по оплате коммунальных услуг за холодное водоотведение и водоснабжение за нанимателей, не согласилась, пояснив, что Роспотребнадзором неверно толкуются Правила, в данном вопросе она полностью поддерживает мнение ответчиков ( т. 4л.д. 130-133 – отзыв на исковое заявление).
Третье лицо – представитель Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствии.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п.п. 1, 3 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30. 06.2004г. № 322.
С учетом ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2.300-1 «О защите прав потребителей», контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 года № 154, Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории Свердловской области служба представлена Управлением. В соответствии с п.8.4.6 положения об Управлении Роспотребнадзора, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Данное полномочие закреплено в ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В судебном заседании установлено, что предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, имеющих намерение заказать и (или) уже использующих услуги ООО «Антек» и ООО « Комбытсервис» исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельности (Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Судом установлено, что управляющая компания ООО « Комбытсервис» на основании договора управления многоквартирным домом, управляет 143 многоквартирными домами, из которых 92 дома оборудованы общедомвыми приборами учета.
Управляющая компания ООО «Антек» на основании договора управления многоквартирным домом, управляет 73 многоквартирными домами, из которых 50 домов оборудованы общедомвыми приборами учета.
Договор управления многоквартирным домом - это двухсторонний, взаимный, консенсуальный, возмездный, казуальный, срочный и смешанный договор, содержащий элементы договоров возмездного оказания услуг, подряда, энергоснабжения (предоставления коммунальных услуг). Договор управления многоквартирным домом не является публичным договором, договором присоединения и договором доверительного управления.
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, посвященные условиям договора управления о предоставлении коммунальных услуг (купли-продажи холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа и услуг водоотведения), отсутствуют и специальные нормы, регулирующие условия о выполнении подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Правовые нормы, регулирующие отношения из этого смешанного договора, существуют в ЖК РФ только частично. Поэтому применимые для регулирования таких отношений нормы права должны определяться на основе предписания п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской федерации.
1. По требованию о незаконности действий управляющих компаний по начислению платы за холодное водоснабжение о водоотведение в период с января 2009 года по май 2010 года и корректировки по формуле 4 – ООО « Антек»в декабре 2009 года за 2009 год, ООО « Комбытсервис» за 2 квартал 2009 года в феврале 2010 года.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, (в том числе холодное водоснабжение, водоотведение) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил) ( далее по тексту Правила).
Правилами установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются (п. 20 Правил ):
- для холодного водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
- для сточных вод - как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды;
На основании закона ( жилищного кодекса Российской Федерации) предусмотрены два варианта определения размера платы за коммунальные услуги:
1) на основании показаний приборов учета;
2) на основании нормативов потребления коммунальных услуг.
Предметом судебного разбирательства явились порядок и методика начисления платы за холодное водоснабжение и водоотведение в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета или не оборудованных ими, в многоквартирных домах, оборудованных коллективным ( общедомовым) прибором учета
Согласно Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными ( общедомовыми) приборами учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- при отсутствии во всех жилых помещениях индивидуальных приборов учета в соответствии с пунктом 21 Правил ( пп.1 п.2 приложения № 2 к Правилам) ( формула 6);
- при оборудовании многоквартирного дома частично или полностью индивидуальными приборами учета, в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета в соответствии с пунктом 23 Правил ( пп1 п.3 приложения № 2 к Правилам)( формула 9),
- при оборудовании многоквартирного дома частично или полностью индивидуальными приборами учета, в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета в соответствии с пунктами 22,19 Правил (пп3 п.1 приложения № 2 к Правилам)( формула 3).
Установленный порядок расчетов обязательств по внесению платы за коммунальные услуги предусматривает оплату коммунальных услуг, необходимых для содержания общего имущества дома.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил, общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а следовательно, и оплату за потребленную холодную воду и по строке « водоотведение».
Согласно пп 1 п.3 приложения № 2 к Правилам, расчет по формуле 9 производится исходя из следующих показателей:
V
D
P = ------------- x V x T, (9)
ky3.i V + V i.p ky
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды),
D фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м,);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.p (холодной воды), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования),измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м.);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.n (холодной воды), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м);
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной
i.p воды), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором
учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м);
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
Ky установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м).
Согласно пп 3 п.1 приложения № 2 к Правилам, расчет по формуле 3 производится исходя из следующих показателей:
P = n x N x T, (3)
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
J (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел,
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
Ky установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м.).
Кроме того, согласно пунктам 19, 22 Правил N 307 и подпункту 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 приходящаяся на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, доля холодной воды, поставленной в многоквартирный дом в соответствии с показаниями общедомового (коллективного) прибора учета, учитывается в плате за коммунальные услуги, потребленные собственниками этих помещений, за счет корректировки по формуле 4, которая проводится не чаще 1 раза в квартал, если договором не предусмотрено ее проведение 1 раз в год.
Аналогичное разъяснение предоставило в судебное заседание Министерство регионального развития Российской Федерации, учреждение, имеющее право давать разъяснение по применению Правил предоставления коммунальных услуг ( т. 4л.д. 164-165).
Корректировка по формуле 4 производится на основании следующих показателей:
S
i
P = (P - P ) x ----, (4)
k.i ламбда.p пр S
D
где:
P - размер платы за потребленный в многоквартирном
ламбда.p доме (жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду) и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
P - общий размер платы соответственно за холодное
Пр водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
I многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
При применении формулы 4 необходимо учитывать следующее.
Пункт 22 Правил N 307, который явятся отсылочным к п. 19 Правил, рассчитан на регулирование отношений по определению корректировки платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при условии, что другие помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а сам многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета. При этом, в отличие от пунктов 19, 20 и 21 Правил N 307, содержащих особые формулы расчета платы за коммунальные услуги, в пункте 22 такая самостоятельная формула отсутствует. Из содержания данного пункта следует, что при наличии предусмотренных в нем условий, плата за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, подлежит определению в соответствии с пунктом 19 названных Правил, рассчитанном на отсутствие как в многоквартирном доме, так и во всех его помещениях общедомовых и общих (индивидуальных) приборов учета.
Поскольку пункт 22 Правил N 307 регулирует отношения по оплате коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных помещений индивидуальными приборами учета, при применении формулы 4 должны использоваться данные, соответствующие условиям, изложенным в названном пункте, а не в пункте 19. Это, в частности, означает, что при применении формулы 4 в соответствии с пунктом 22 Правил N 307, показатель S должен означать общую площадь всех D помещений в многоквартирном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, как это следует из диспозиции пункта 22, а не общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, как предусматривается при применении формулы 4 в соответствии с пунктом 19 Правил N 307. Соответственно, формула 4 предназначена для распределения между собственниками помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, платы за то количество холодной воды, поставленной в многоквартирный дом в соответствии с показаниями общедомового (коллективного) прибора учета (Р ламбда.р ), которая не была оплачена собственниками всех помещений жилого дома по показателям индивидуальных приборов учета или по нормативу потребления (Р пр. ). Исключение из Р пр. платы за водоснабжение нежилых помещений привела бы к необоснованному распределению этой платы между собственниками жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
С учетом изложенного, пункты 22 и 23 Правил N 307, подпункт 3 пункта 1 и подпункт 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 307 в совокупности обеспечивают распределение объема потребленной многоквартирным домом холодной воды, определенной по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, между собственниками ( потребителями услуг) жилых помещений указанного дома при расчете платы за коммунальные услуги.
Таким образом, расходы по потреблению холодной воды на содержание общего имущества в многоквартирном доме учитываются при расчете платы за коммунальные услуги (для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле 9, а для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, - по формулам 3 и 4), что соответствует пункту 1 статьи 39 и пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса.
ООО « Антек»:
В судебном заседании установлено, что у ООО « Антек» заключены с гражданами договоры на управление многоквартирным домом, в которых не имеется соглашения сторон о проведении корректировки ( по формуле 4) 1 раз в год. Несмотря на отсутствие соглашения, управляющая компания в декабре 2009 года произвела такую корректировку за весь 2009 год, что не соответствует закону. Данный факт подтверждается бланком типового договора на управление многоквартирным домом ( т. 4л.д. 123-124), актом проверки ООО « Антек» от 25 мая 2010 года – т. 1л.д. 13-15. ), договором на управление многоквартирным домом ( т.3л.д.190-203). Кроме того, представители управляющей компании данный факт в судебном заседании не отрицали, пояснив, что возникала сложность по применению формулы 4 до получения разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, что в силу ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает истца от необходимого дальнейшего доказывания данного обстоятельства.
Таким образом, действия ООО « Антек» по начислению платы по корректировке по формуле 4, в декабре 2009 года за 2009 год по многоквартирным домам, оборудованным общедомовым прибором учета в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в связи с нарушением периодичности проведения корректировки, необходимо признать незаконными в отношении неопределенного круга потребителей.
ООО « Комбытсервис»:
В судебном заседании установлено и подтверждается Актом проверки управляющей компании ( т. 1л.д. 36-71), что ООО Комбытсервис» методику расчета, установленную Правилами, не применяло до декабря 2009 года. Распределение потребленного коммунального ресурса ( холодная вода) производилось пропорционально проживающим в жилых помещениях граждан ( за исключением расхода по индивидуальным приборам учета), то есть объем потребленного коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета, за исключением суммарного объема индивидуальных приборов учета, делился на количество граждан, не имеющих индивидуальных приборов учета. Данное обстоятельство подтверждено представителем управляющей компании как в судебном заседании, так и в отзыве на исковые заявление ( т. 4л.д. 20-22), что в силу ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает истца от необходимого дальнейшего доказывания данного обстоятельства. При этом, доводы ответчика о том, что неприменение методики расчета коммунальных услуг не отразилось на правильности их начисления отклоняются судом, поскольку в соответствии Жилищным кодексом РФ были разработаны Правила предоставления коммунальных услуг, ООО « Комбытсервис» является по договору управления многоквартирного дома исполнителем по предоставлению коммунальных услуг, порядок расчета коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, в связи с чем, методика расчета коммунальных платежей, изложенная в Правилах, обязательна для исполнителя с момента их опубликования и вступлении с законную силу.
Далее, с декабря 2009 года по апрель 2010 года, управляющая компания, производила расчет платы за холодное водоснабжение также с нарушениями норм действующего законодательства.
В частности, в декабре 2009 года – январе 2010 года к жилым помещениям, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, в домах оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета, была применена формула 9. Как следует из Акта проверки, в январе 2010 года потребители, чьи квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета холодной воды, в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, получили дополнительное предъявление платы за холодное водоснабжение за оставшийся период декабря 2009 года по тарифу 2009 года ( т. 1л.д. 225-226). В феврале 2010 года был произведен перерасчет за январь 2010 года по формуле 9. В марте 2010 года методика расчета платы за холодное водоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам ( по формуле 9) не применялась. Данное следует из многочисленных жалоб граждан на действия управляющей компании и акта проверки (т.1л.д. 36-38 и 72, 85,86-87, 89-90). При этом при осуществлении проверки сотрудникам Роспотребнадзора были предоставлены документы по нескольким многоквартирным домам, оборудованным коллективным ( общедомовым ) прибором учета. Кроме того, в судебном заседании также установлено, что потребители, проживающие в домах, оборудованных общедомовым прибором учета, в котором все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, в марте 2010 года получили « допредъявление» платы за холодное водоснабжение, потребленную исходя из общедомового прибора учета с 01.01.2009 года по 22.03.2010 года ( Энгельса, 46,46А). Данные действия управляющей компании также на законе не основаны, поскольку расчет платы по таким домам должен осуществляться по формуле 9 ( п. 23 Правил), и корректировка по данному пункту Правил не предусмотрена.
Размер платы за водоотведение напрямую зависит от потребленного объема холодной воды, соответственно, и от правильности исчисления платы за холодное водоснабжение.
Проверка действий ООО « Комбытсервис» была проведена в мае 2010 года, рассматривались действия управляющей компании по начислениям коммунальных расходов по холодному водоснабжению и водоотведению, включая начисления за апрель 2010 года, порядок и методику расчета за май 2010 года Роспотребнадзор при данной проверке не рассматривал, в связи с не наступлением расчетного периода, поэтому действия управляющей компании ООО « Комбытсервис» по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение в домах, оборудованных коллективным прибором учета, необходимо признать незаконными за период с 01 января 2009 года по апрель 2010 года включительно в отношении неопределенного круга лиц.
Кроме того, судом установлено, что в феврале 2010 года за 2 квартал 2009 года ( апрель – июнь), с применением формулы 4, ООО « Комбытсервис» произведена корректировка платы за холожное водоснабжение и водоотведение в жилых помещениях, не имеющих индивидуального прибора учета, в жилых домах поселка Кирзавод, не оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета. Тогда как, договор на управление многоквартирным домом с указанными жителями домов были расторгнуты с 01 июля 2009 года, в связи с созданием ими товарищества собственников жилья, что подтверждается свидетельством о регистрации товарищества собственников жилья « Кирзавод» ( т. 4л.д. 70-71) и квитанциями о проведении и начислении платы за корректировку ( т. 4л.д. 72-76). Кроме того, данные действия управляющей компании противоречат ч.2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, по которой при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Незаконным также является период корректировки ( через 8 месяцев).
В связи с этим, действия управляющей компании ООО « Комбытсервис» по начислению корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение в феврале 2010 года за 2 квартал 2009 года по жилым домам поселка « Кирзавод» являются незаконными в отношении неопределенного круга лиц.
Суд не основывает свое решение на заключениях Администрации ГО Ревда ( т. 1л.д. 162-198), поскольку по протесту прокурора г. Ревды было отменено Постановление Главы ГО Ревда о назначении состава комиссии по проведению данных проверок.
Кроме того, действиями управляющих компаний нарушены положения пп.е п. 49 Правил, согласно которым, при наличии коллективных ( общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, исполнитель обязан снимать их показания и заносить в журнал учета.
Так при проведенных проверках управляющих компаний выявлено, что ООО « Комбытсервис» такие показания снимаются в середине месяца, что противоречит п. 49 и 14 Правил, у ООО « Антек» также имеются случаи несовременного снятия показаний приборов учета ( т. 1л.д. 17,19-25, 39-55). Однако, истцом в судебном заседании, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано, что нарушение срока снятия показаний прибора учета управляющими компаниями привело к искажению и незаконному исчислению размера коммунальных платежей для граждан. При этом, доводы ответчика ООО « Комбытсервис» о том, что снятие показаний приборов учета в середине месяца обусловлено подсчетом размера льгот и субсидий в соответствии с п. 16 Постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 года № 1558 – ПП являются несостоятельными, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг иного срока снятия показаний приборов учета не установлено. Кроме того, указанным Постановлением регулируется порядок рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, а не всех категорий граждан.
2. По наличии недостоверной информации у исполнителя и недостоверности начисления платы по строкам холодное водоснабжение и водоотведение.
По предъявлению коммунальных расходов, потребленных нанимателями жилых помещений, собственнику муниципального жилого фонда – Администрации ГО Ревда.
Данный довод истца о незаконности действий управляющих компаний по предъявлению оплаты за потребленные коммунальные услуги в многоквартирном доме, оборудованном коллективным прибором учета, нанимателям муниципального жилого фонда, а не его собственнику Администрации ГО Ревда, отклоняется по следующим основаниям.
Истец в своих пояснениях ( т.4л.д. 115-117) указывает, что согласно п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного прибора учета, в связи с чем делает вывод о том, что наниматели не несут обязательств по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомого ( коллективного) прибора учета.
Однако, в силу п. 1 Правил № 307, на которые ссылается истец, настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов ( п.2).
В настоящих Правилах используются следующие определения:
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Таким образом, указанные Правила не регулируют отношения между юридическими лицами, а термин « собственник» используется в них в общем своем значении « потребитель». Кроме того, такой вывод истца противоречит п. 5 ч.3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По непредставлению гражданами показаний индивидуальных приборов учета.
Доводы истца о том, что ответчики не обладают необходимой и достоверной информацией при определении объема потребленного коммунального ресурса – холодной воды, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в связи с тем, что потребители их не передают, отклоняются по следующим основаниям.
При проверке действий управляющих компаний установлены многочисленные случаи отсутствия сведений от потребителей о показаниях индивидуальных приборов учета ( т. 1л.д. 26-35, 56-71), хотя в пп.г п. 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе указывается объем ( количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).
Таким образом, законодатель возложил обязанность по предоставлению таких сведений на потребителя, предусмотрев в пп.е п. 52 Правил обязанность потребителя в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. Согласно п. 24 Правил, в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета или распределителей:
а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом "г" пункта 50 и подпунктом "е" пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;
б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;
в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением N 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб;
г) после направления потребителем исполнителю заявления (в письменной форме) о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за коммунальные услуги и снятия исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, порядок расчетов при непредставлении потребителем сведений о показателе индивидуального прибора учета за 1 месяц Правилами не предусмотрен.
У ООО « Антек» с гражданами, чьи квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, подписаны заявления – обязательства ( например т.3л.д. 117 -124), согласно которого потребитель принял на себя обязательство самостоятельно, не позднее 15-го числа снимать показания водосчетчиков и представлять их ответственному лицу в управляющей компании.
По аналогии с п. 32 Правил, в данном случае возможно лишь рекомендовать управляющим компаниям производить расчеты с потребителями исходя из объемов (количества) потребления холодной воды, исчисленных как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
По отсутствию информации у управляющих компаний о фактическом количестве проживающих граждан в жилых помещениях.
По мнению истца, управляющие компании не владеют достоверной информацией о количестве проживающих граждан ( фактически проживающих), в связи с чем все их расчеты являются недостоверными.
Суд отклоняет данные доводы истца по следующим основаниям.
Согласно п. 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (пп.ж).
Верховый Суд Российской Федерации в своем Решении от 23.12.2009 года № ГКПИ09-1339 указал на то, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги ЖК РФ возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (часть 2 статьи 153 ЖК РФ). Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (часть 3 статьи 31, часть 2 статьи 69 ЖК РФ). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Кроме этого, в жилом помещении могут проживать и пользоваться коммунальными услугами иные лица (временные жильцы), о проживании которых потребитель обязан информировать исполнителя не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (подпункт "ж" пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на одного потребителя.
Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).
Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Однако, ни Правилами, ни иными законами не урегулированы вопросы о выявлении управляющими компаниями незарегистривроанных жильцов в жилом помещении, напротив, данная обязанность возложена на потребителя коммунальных услуг.
Кроме того, управляющей компанией ООО « Комбытсервис» заключен договор № 2 от 01.01.2006 года с ООО « Управление ЖКХ», в перечень услуг которого входят, в том числе ведение паспортного учета граждан для целей начисления оплаты за ЖКУ ( т.4л.д. 23-25). По данному договору ООО « Управление ЖКХ» выявляет вновь зарегистрированных граждан, сообщает об этом сведения в управляющую компанию для дальнейшего начисления им оплаты. У ООО « Антек» в договоре об управлении многоквартирным домом содержится обязательство управляющей компании о ведении регистрационного учета ( п. 2.1.15) и обязательство потребителя уведомления исполнителя о наличии в жилых помещениях временных жильцом ( п.2.3.3) ( т. 3л.д. 190-191).
Более того, в силу ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
По ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом.
Таким образом, доводы в этой части являются необоснованными в силу того, что управляющие компании по закону не обязаны выявлять изменение оснований и условий пользования гражданами коммунальными услугами.
По несвоевременному предоставлению управляющими компаниями потребителям квитанцией на оплату коммунальных расходов.
Доводы истца о незаконности действий управляющих компаний по предоставлению квитанцией потребителям позднее 1-го числа и предоставлении иного срока оплаты, чем указан в законе, отклоняются по следующим основаниям.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Кредитор в обязательстве по внесению собственниками жилых помещений в многоквартирном доме платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги определяется на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от способа управления многоквартирным домом и наличия соответствующего гражданско-правового договора.
Согласно п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцев, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок предоставления платежных документов.
Судом установлено, что в договоре об управлении многоквартирным домом, заключенном ООО « Антек» с гражданами, установлен иной срок – до 5-го числа, следующего за истекшим месяца для расчетов за коммунальные услуги ( п.2.1.10). Этим же договором предусмотрено внесение потребителем оплаты до 25 –го числа ( п.2.3.2) ( т.3л.д. 203). Стороны свободны в заключении договора, Правилами предусмотрено, что сторонами могут быть согласованы иные сроки предоставления квитанцией и оплаты, в связи с этим, суд не находит нарушений в действиях управляющей компании ООО « Антек».
В договоре об управлении многоквартирным домом, заключенном ООО «Комбытсервис» с гражданами, п. 5.3 установлено, что сумма платежа вносится собственником помещения в соответствии с условиями, указанными в счете ( квитанции) – до 25 числа, что не противоречит общим принципах договорных отношений и свободы заколоченного договора, срок предоставления квитанции потребителю в договоре не согласован, в связи с чем, квитанции ООО « Комбытсервис» обязано предоставить, в силу действующего законодательства, до 1-го числа месяца ( т.3л.д. 204-208).
Требований о признании действий ООО « Комбытсервис» незаконными в связи с нарушением срока предоставлении квитанций потребителям, Роспотребнадзор в судебном заседании не заявлял. При этом, суд, в силу ст. 196 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в пределах заявленных требований.
По отсутствии в квитанциях показателя – объема потребленного коммунального ресурса ( общего по дому).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются (п. 38):
- почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
- наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
- указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
- объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление), при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, а при расчетах за отопление - указывается исполнителем;
- сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
- сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
- сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
- другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В период рассмотрения данного дела в суде, управляющими компаниями, после получения искового заявления, в котором было указано на нарушения п. 38 Правил при составлении платежного документа, квитанции ( платежные документы) были доработаны.
Неразрешенным остался вопрос о содержании в квитанциях сведений об объеме (количестве) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод.
При этом, в Правилах указывается, что такой объем при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление), при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод.
В квитанциях управляющей компании ООО « Комбытсервис» объем по показаниям индивидуального прибора учета и общедомового прибора указывается через знак «+» в одной колонке, в связи с чем, у потребителя могут возникнуть вопросы относительно объема потребленного коммунального ресурса ( т.3л.д. 214-216).
В квитанциях управляющей компании ООО « Антек» объем по показаниям индивидуального прибора учета указан, графы по показаниям общедомового прибора учета не имеется, в связи с чем, у потребителя могут возникнуть вопросы относительно объема потребленного коммунального ресурса ( т.2л.д. 62-323).
В данной ситуации, с учетом положений ст. 10 Федерального Закона « О защите прав потребителей», необходимо разъяснить управляющим компаниям, что выполнение исполнителем требований п. 38 Правил при составлении платежного документа позволяет при необходимости вычленить коммунальные услуги, обязательства по оплате которых собственником жилого помещения не выполнены или выполнены не полностью.
Требования к платежному документу, на основании которого вносится плата за жилое помещение, нормативными актами Российской Федерации не установлены. Это обстоятельство не препятствует составлению кредитором платежного документа с детализацией оплачиваемых действий по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Указанная детализация содержания платежного документа способствует как беспрепятственному осуществлению прав участников жилищных отношений, так и возможности защиты интересов лиц, право которых оказалось нарушено.
Несмотря на это, отдельного требования истцом о признании незаконным, либо необоснованным платежных документов управляющих компаний в судебном заседании не заявлялось, а суд, в силу ст. 196 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в пределах заявленных требований.
По требованиям об обязывании управляющих компаний прекратить незаконные действия.
Данное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что проверка действий управляющих компаний была проведена в мае 2010 года, истец отказался от части исковых требований о признании действий управляющих компаний незаконными « по настоящее время», составляющих предмет данного спора.
В силу положений главы 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 « О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Требование истца об обязывании управляющие компании прекратить свои незаконные действия направлено на будущее время, оно не конкретизировано, после проведения проверки в мае 2010 года, иных проверок действий компаний не проводилось, поэтому однозначно утверждать о нарушении ими положений законов и в настоящее время, не представляется возможным.
По требованию об обязывании управляющие компании довести решение суда до потребителей через средства массовой информации.
В силу ч.1, 2 ст. 46 Федерального закона РФ « О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года ( в редакции от 23.11.2009 года), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда ( ч.2).
Данное требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрение дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По ст. 98 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, судебные расходы относятся на ту сторону, в пользу которой не состоялось решение суда, соразмерно удовлетворенным требованиям.
Истцом заявлено три требования неимущественного характера ( о признании действий по начислению платы незаконными, по начислению корректировки незаконными, об обязывании прекратить незаконные действия), за которые, в силу ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, взимается оплата госпошлины из расчета 4000 рублей за каждое заявленное требование. В связи с частным удовлетворением требований истца, с ответчика ООО « Антек» необходимо взыскать в доход государства расходы по госпошлине 2000 рублей, с ООО « Комбытсервис» - 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55-57, 194 - 199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, заявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Комбытсервис», Обществу с ограниченной ответственностью «Антек» о признании незаконными действий управляющих компаний по начислению платы и корректировки за холодное водоснабжение и водоотведение в отношении неопределенного круга лиц за период с 01.01.2009 года по май 2010 года включительно, об обязывании управляющих компаний прекратить незаконные действия и довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации после вступления его в законную силу, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Компания Комбытсервис» по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение в отношении неопределенного круга потребителей с 01.01.2009 года по апрель 2010 года включительно.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Компания Комбытсервис» по проведению корректировки платы за холодное водоснабжение и водоотведение в феврале 2010 года за период 2 квартал 2009 года в отношении неопределенного круга потребителей.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Антек» по проведению корректировки за холодное водоснабжение и водоотведение за 2009 год в отношении неопределенного круга потребителей.
В остальной части требования истца оставить без удовлетворения.
На основании ст. 46 Федерального Закона « О защите прав потребителей» обязать ответчиков ООО « Антек» и ООО « Компания « Комбытсервис» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Антек» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 ( две тысячи ) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Компания « Комбытсервис» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 ( шесть тысяч ) рублей.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ревдинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна
Решение вступило в законную силу____________________________________
Судья С.Ю. Пименова