<данные изъяты>
Дело № 2-1223К\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2010 года г.Ревда
Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П.,
С участием истца Логиновских Э.А., представителя ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске Неклюдова С.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логиновских Эльвиры Анатольевны к ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске об обязывании ответчика включить в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Логиновских Э.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске (далее УПФ). Она просила обязать ответчика включить ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы в детских яслях № Ревдинского горздрава в должности медсестра с 5.03.1977 года по 4.07.1977 года и с 2.08.1977 года по 29.12.1979 года. Она также просила обязать ответчика включить ей в медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10.11.1980г. по 10.01.1981 г., с 05.06.1983г. по 23.06.1983 г., с 07.01.1984г. по 28.01.1984 г., с 10.06.1984г. по 28.06.1984 г., с 09.01.1985г. по 19.01.1985 г., с 02.06.1985 по 28.06.1985 г., с 10.05.1995г. по 10.06.1995 г., с 04.12.1995 по 05.12.1995 г., с 15.11.1996 г. пo 15.11.1996 г., с 14.04.1997 по 18.04.1997 г., с 22.02.2000 по 31.03.2000 г., с 07.04.2003 по 18.04.2003 г., с 17.03.2004 по 17.03.2004 г., с 16.02.2005 по 16.02.2005 г., с 01.03.2005 по 15.04.2005 г., с 28.09.2005 по 28.09.2005 г., с 24.10.2007 по 24.10.2007 г., с 12.05.2008 по 23.05.2008 г., с 09.03.2010 по 30.04.2010 г., донорского дня 24.05.2004 года,
и назначить ей пенсию с момента ее обращения с заявлением в УПФ, т.е. с 24.05.2010 года.
В судебном заседании истец Логиновских Э.А. отказалась от требования о включении в специальный стаж донорского дня. Отказ истца принят судом и производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части истец заявленные требования поддержала в полном объеме и просила назначить пенсию с момента, когда у нее имеется для этого достаточно стажа.
Она пояснила суду, что 24.05.2010 года она обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей пенсии по старости по пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ УПФ № 525 от 7.06.2010 года ей было отказано в назначении пенсии по старости. Указанные выше спорные периоды не были зачтены ответчиком в ее специальный медицинский стаж, как она полагает, незаконно. Всего ей было зачтено в мед. стаж 26 лет 2 месяца и 28 дней (вместо необходимых 30 лет), что недостаточно для назначения пенсии. Она считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж.
Представитель ответчика Неклюдов С.В. иск не признал, считает законным отказ Логиновских Э.А. в назначении пенсии по основаниям, указанным в решении комиссии УПФ. Он полагает, что спорные периоды не могут быть включены истцу в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В Перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается в специальный медицинский стаж «Детские ясли» не поименованы. Поэтому данный период мог бы быть зачтен истцу в специальный педагогический стаж, в случае если истец доказала бы, что фактически исполняла обязанности воспитателя, так как Постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 года № 463 работа в должности «медицинская сестра ясельной группы» за период до 1.01.1992 года включается в стаж на соответствующих видах работ для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей, а Приказом Министерства Здравоохранения СССР от 12.07.1984 года № 666 должность медицинской сестры переименована в воспитателя. При этом представитель ответчика оспаривал, что истец работала медицинской сестрой и фактически выполняла обязанности медицинской сестры. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации он считает не подлежащими включению в специальный стаж, поскольку истец в эти периоды не осуществляла непосредственно медицинскую деятельность.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при рассмотрении дела по существу сторонам разъяснялись положения ст.ст. 12,35,56 ГПК РФ, в частности разъяснялась обязанность сторон доказать обстоятельства, на которые они ссылаются истец в обоснование своих требований, ответчик – в возражение по ним.
Суд, выслушав пояснения сторон, считает требование Логиновских Э.А. о включении периодов работы ее в должности медсестры в детских яслях № подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пп.20 п1.ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (для женщин – 55 лет) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 28 этого же Закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
До 1.11.1999г. для определения периодов работы, подлежащих включению в специальный трудовой стаж основным нормативно-правовым актом является Постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464) а также Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3.11.1999 года № 395.
Согласно п.2 Постановления № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения включена должность медицинской сестры.
Статьей 83 действовавшего в спорные периоды работы истца Закона РСФСР «О государственных пенсиях» устанавливались только списки определенных работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет. При этом наименования учреждений не оговаривались и не устанавливались.
Согласно ст. 58 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначались при соблюдении условий, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Должность медицинской сестры в детских яслях, садах, яслях-садах содержалась в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Эта работа характеризовалась как работа медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях материнства и детства. Детские ясли были исключены из номенклатуры учреждений здравоохранения только Приказом Минздрава СССР от 29.08.1984 N 1003 "Об исключении из номенклатуры учреждений здравоохранения детских яслей".
Кроме того, в соответствии с п. 20 Временного положения о дошкольном детском учреждении - ясли-сад, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960 N 327, на должности медицинских сестер первой и второй ясельных групп принимаются лица, окончившие медицинские школы, и в силу п. 22 данного Положения указанные лица относятся к среднему медицинскому персоналу.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием.
Согласно записей в трудовой книжке истца она 5.03.1977 года была принята на должность медсестры в детские ясли Ревдинского Горздравотдела. Она работала в данном учреждении на данной должности с 5.03.1977 года по 1.07.1977 года, и с 1.08.1977 года по 29.12.1979 года (л.д.14-17).
Согласно тарификационному списку работников в штат детских яслей № Ревдинского Горздравотдела входили медицинские сестры и в том числе истец (л.д.29-30). Наличие в штате яслей № должностей медсестер подтверждается и штатным расписанием, представленным стороной ответчика (л.д.52-53).
Допрошенные судом свидетели ФИО6 и ФИО7 пояснили, что истец работала фактически медсестрой ясельных групп. В ее обязанности входило: осмотр при приеме детей зева и кожи, измерение температуры у детей, выявление кожных и соматических заболеваний. При наличии признаков заболевания медсестра ясельной группы обязана была изолировать ребенка или направить в больницу. Медсестры ясельной группы и в том числе истец обязаны были выполнять назначения врача, так как ясли посещали дети с заболеваниями: нефритами, аллергическими заболеваниями, экссудативным диатезом. Она же выполняла карантинные мероприятия, проверяла стул у детей, при необходимости вызывала врача, делала вакцинацию, давала лекарства детям, делала массаж, вела с родителями лечебно-просветительскую работу.
При указанных обстоятельствах суд считает действия УПФ РФ по отказу во включении в специальный стаж истца периодов работы ее с должности медсестры в детских яслях незаконными и необоснованными. В данном случае имеет место сугубо формальный подход УПФ РФ при разрешении данного вопроса. Нормативные акты, на которые ссылается ответчик, существенным образом ущемляют гарантированное Конституцией РФ право гражданина РФ на социальное обеспечение, а значит, не соответствуют установленному ч. 2 ст. 55 Конституции РФ принципу, запрещающему издавать законы, и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Кроме того, судом разъяснялась ответчику обязанность доказать свое утверждение, что фактически истец выполняла работу воспитателя. Однако, представитель ответчика такие доказательства суду не представил. Данное утверждение представителя ответчика является голословным, противоречит имеющейся записи в трудовой книжке истца и фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Должность «медицинская сестра» имеется во всех (и ранее и ныне действующих) нормативных документах, в которых речь идет о специальном стаже или о выслуге лет. А поскольку на момент работы истца в детских яслях № в штатном расписании предусматривалась должность медицинской сестры, и фактически истец исполняла обязанности медсестры, то данные спорные периоды ее работы подлежит включению в ее медицинский стаж.
Довод истца об осуществлении в период работы в детском дошкольном учреждении именно лечебной деятельности подтверждается и методическим письмом "Организация медицинского обслуживания детей в яслях-саду", утвержденным Министерством здравоохранения РСФСР 21.10.1961, в котором подробно описаны функциональные обязанности среднего медицинского персонала. Это письмо носило обязательный характер исполнения на исследуемый период работы истца в должности медсестры детских яслей.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогический, лечебный и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчинённости и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведёт к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статье 19 9части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд считает действия УПФ РФ по отказу во включении в специальный медицинский стаж истца указанных периодов работы незаконными и необоснованными. В данном случае имеет место сугубо формальный подход УПФ РФ при разрешении данного вопроса. Нормативные акты, на которые ссылается ответчик, существенным образом ущемляют гарантированное Конституцией РФ право гражданина РФ на социальное обеспечение, а значит, не соответствуют установленному ч. 2 ст. 55 Конституции РФ принципу, запрещающему издавать законы, и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Суд также считает подлежащим удовлетворению требование истца о включении в ее специальный трудовой стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 10.11.1980 по 10.01.1981 г., с 05.06.1983 по 23.06.1983 г., с 07.01.1984г. по 28.01.1984 г., с 10.06.1984г. по 28.06.1984 г., с 09.01.1985г. по 19.01.1985 г., с 02.06.1985г. по 28.06.1985 г., с 10.05.1995г. по 10.06.1995 г., с 04.12.1995г. по 05.12.1995 г., с 15.11.1996 г. пo 15.11.1996 г., с 14.04.1997 по 18.04.1997 г., с 22.02.2000 по 31.03.2000 г., с 07.04.2003 по 18.04.2003 г., с 17.03.2004 по 17.03.2004 г., с 16.02.2005 по 16.02.2005 г., с 01.03.2005 по 15.04.2005 г., с 28.09.2005 по 28.09.2005 г., с 24.10.2007 по 24.10.2007 г., с 12.05.2008 по 23.05.2008 г., с 09.03.2010 по 30.04.2010 г.
Факт нахождения истца на курсах в указанные периоды ответчиком не оспаривается, подтверждается соответствующими приказами (л.д.18-28). Из приказов следует, что истец на курсы направлялась работодателем и за его счет, за ней в эти периоды сохранялась заработная плата. Данные периоды ответчиком не включены в специальный трудовой стаж. При этом ответчик сослался на п.5 Разъяснений и п.п.4,5 Правил № 516, согласно которым наряду с работой включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Иные периоды, не связанные с осуществлением лечебной деятельности, по мнению ответчика не могут быть включены в специальный трудовой стаж.
Истец пояснила суду, что курсы повышения квалификации являются обязательной и неотъемлемой частью ее работы и без их прохождения она объективно не могла бы продолжать осуществлять свою деятельность в качестве медицинской сестры, их прохождение не зависит от ее желания.
Согласно Письму Минздрава Правительства Свердловской области № 01-28\799 от 6.10.2005г. «О соблюдении требований, определяющих допуск к медицинской деятельности в медицинских учреждениях Свердловской области», обязательным является соответствие подготовки специалистов занимаемой им должности и постдипломное обучение не реже одного раза в пять лет.
Суд считает, что курсы повышения квалификации являются неотъемлемой частью работы при осуществлении лечебной деятельности. Поэтому, несмотря на то, что в эти периоды истец не осуществляла непосредственно лечебную деятельность (таких доказательств истцом суду не представлено), они должны быть зачтены в ее специальный трудовой стаж.
При этом отсутствие соответствующего кода «выслуга лет» в индивидуальном персонифицированном учете истца с момента регистрации в качестве застрахованного лица, на что ссылается ответчик. Не может само по себе являться основанием для исключения этих периодов из специального стажа.
В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за нею, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Заявление о назначении пенсии подано Логиновских Э.А. 24.05.2010 года.
При условии включения в ее специальный трудовой стаж спорных периодов, у истца возникает право на пенсию с 27.05.2010 года, что подтверждается представленным стороной ответчика сведениями о стаже (л.д.37). Суд считает возможным обязать ответчика назначить истцу пенсию с 27.05.2010 года.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Ревде и г.Дегтярске» включить Логиновских Эльвире Анатольевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды ее работы в детских яслях № Ревдинского горздравотдела в должности медсестра с 5.03.1977 года по 4.07.1977 года и с 2.08.1977 года по 29.12.1979 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10.11.1980г. по 10.01.1981 г., с 05.06.1983г. по 23.06.1983 г., с 07.01.1984г. по 28.01.1984 г., с 10.06.1984г. по 28.06.1984 г., с 09.01.1985г. по 19.01.1985 г., с 02.06.1985 по 28.06.1985 г., с 10.05.1995г. по 10.06.1995 г., с 04.12.1995г. по 05.12.1995 г., с 15.11.1996 г. пo 15.11.1996 г., с 14.04.1997 по 18.04.1997 г., с 22.02.2000 по 31.03.2000 г., с 07.04.2003 по 18.04.2003 г., с 17.03.2004 по 17.03.2004 г., с 16.02.2005 по 16.02.2005 г., с 01.03.2005 по 15.04.2005 г., с 28.09.2005 по 28.09.2005 г., с 24.10.2007 по 24.10.2007 г., с 12.05.2008 по 23.05.2008 г., с 09.03.2010 по 30.04.2010 г.,
и назначить ей пенсию с 27.05.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ревдинский городской суд.
Мотивированно решение изготовлено 15 октября 2010 года.
Судья подпись
Копия верна
Судья Н.Ю. Козловских
Решение вступило в законную силу 26 октября 2010 года
Судья Н.Ю. Козловских