Делот 2-1296/2010 о признании деятельности незаконной, обязывании прекратить незаконную деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр




Дело № 2 –1296 «С»/2010 г.

Изготовлено 12 ноября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года г. Ревда Свердловской области

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой С.Ю.,

при секретаре Востриковой Н.В.,

с участием помощника прокурора г.Ревды Мухорина Евгения Александровича,

представителя ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Досуг» Перепёлкина Сергея Владимировича, действующего на основании доверенности от 05.10.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Досуг» о признании деятельности незаконной, обязывании прекратить незаконную деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр,

У с т а н о в и л:

Прокурор города Краснотурьинска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Досуг» (далее по тексту ООО «Досуг») о признании деятельности, осуществляемой в г. Краснотурьинске, <адрес> незаконной и обязывании ООО «Досуг» прекратить незаконную деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр.

В обоснование исковых требований следует, что ООО «Досуг» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ руководителем ООО «Досуг» является Тонков С.В.. ДД.ММ.ГГГГ ОВД по городскому округу Краснотурьинск по рапорту начальника ОУР была проведена проверка по факту осуществления ООО «Досуг» незаконной деятельности в сфере игорного бизнеса, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Согласно ст. 3 вышеуказанного закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

В ст. 5 данного закона указано, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Часть 1 ст. 16 вышеназванного закона устанавливает, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до ДД.ММ.ГГГГ без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Ст. 9 этого же закона предусмотрено то, что игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В ходе проверки проведенной ОБППРиИАЗ ОВД по ГО Краснотурьинск установлено, что ООО «Досуг» по адресу: <адрес> под видом лотерейного клуба, осуществляющего стимулирующую лотерею, фактически осуществляет свою деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, деятельность которых на территории ГО Краснотурьинск запрещена. В клубе функционирует зал с игровым оборудованием. Купюроприёмники в данном игровом оборудовании отсутствуют. ООО «Досуг» полагает, что на осуществляемую им деятельность распространяется законодательство, регулирующее порядок организации и проведения лотерей, в частности стимулирующей лотереи».

Между тем, согласно п.1 ст.2 Федерального Закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Частями 1, 2 ст. 17 Федерального закона «О лотереях» определено, что призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. Организатором лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи не, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей. На призовой фонд не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.

В ходе проверки установлено, что ООО «Досуг» по адресу: <адрес>, осуществляет проведение негосударственной стимулирующей лотереи «Лотомания». Как следует из выписки из государственного реестра всероссийских лотерей, в Государственном реестре всероссийских лотерей имеются сведения о негосударственной всероссийской стимулирующей лотерее «Лотомания», территория проведения лотереи - Российская Федерация, срок проведения с 23 ноября 2009 года по 22 ноября 2010 года, лотерею проводит ООО «Прометей». При этом, в нарушение вышеперечисленных норм закона, участнику лотереи, признанному выигравшим, выплачивается сумма выигрыша из денежных средств, вырученных от продажи сувенирных открыток, тогда как данная сумма должна выплачиваться из призового фонда лотереи, сформированного за счёт средств организатора лотереи. То есть, выигравшему в лотерею лицу сумма выигрыша выплачивается из средств, внесенных участниками лотереи, а не за счёт средств организатора лотереи.

При организации и проведении стимулирующей лотереи «Лотомания» ООО «Досуг» сформировало призовой фонд лотереи, но не осуществляло розыгрыш призового фонда лотереи, а выплачивало выигрыш из уплаченных посетителями денежных средств при покупке товара – полиграфических закладок. Лотерейные билеты, с указанием места выдачи выигрыша, призового фонда и условиями проведения лотереи не распространялись, следовательно, на имеющемся оборудовании ООО «Досуг» осуществляет проведение азартных игр.

Согласно ч. 1 и 5 ст. 18 Федерального закона «О лотереях», а также пункту 6.3 правил проведения стимулирующей лотереи «Лотомания», размещенных в помещении лотерейного клуба проведения розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи создаётся тиражная комиссия, которая проводит розыгрыш призового фонда тиража тиражной лотереи и подтверждает результаты проведения тиража путём подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.

Данные требования ООО «Досуг» не выполнены, не создана тиражная комиссия для проведения розыгрышей призового фонда лотереи, акты и официальные таблицы результатов проведения тиражей не составляются, результаты розыгрышей призового фонда каждого тиража не публикуются в средствах массовой информации.

Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями является приём ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры и, в отличие от игрового автомата, на лотерейном оборудовании нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш. Следовательно, в азартной игре размер выигрыша по существу определяется игровым автоматом, а в лотереи - организатором лотереи (а не лотерейным оборудованием) до начала проведения лотереи.

В соответствии с п.2 ч.3 ст. 3 указанного Федерального закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи.

Согласно п.1 ст. 16 данного Федерального закона договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть нанесено на упаковку конкретного товара или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением её участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

В условиях проведения стимулирующей лотереи «Лотомания» указано, что для участия в розыгрыше приза необходимо приобрести продукцию из всего перечня товаров и услуг (закладки, календари, открытки и т.д.), реализуемых ООО «Прометей» по договорам комиссии, субкомиссии и иным, в местах реализации; предъявить чек и стать участником лотереи. Сотрудник организатора (оператора) лотереи вводит в лотерейное оборудование начальное количество призовых очков равное стоимости приобретенной полиграфической продукции в соотношении 1:1.

Таким образом, ООО «Досуг» под видом проведения стимулирующей лотереи фактически имеет признаки организации и проведения азартной игры, поскольку, участник лотереи приобретает за плату полиграфическую продукцию с нанесенным на него номиналом, за счёт которого участнику лотереи оператором лотерейного клуба на лотерейное оборудование ставится начальное количество призовых очков. В данной ситуации действия игрока по покупке полиграфической продукции с заведомо для него несоразмерно завышенной ценой на данную продукцию и действия оператора лотерейного клуба по информированию игрока о предстоящем переносе стоимости полиграфической продукции в качестве начального количества призовых очков на лотерейное оборудование, правилах игры и получения возможного выигрыша, можно расценивать, как достигнутое между участником азартной игры и её организатором соглашение, основанное на риске о выигрыше по правилам установленным организатором азартной игры. В дальнейшем участник лотереи с помощью имеющихся на игровом оборудовании приспособлений (клавиши, рычаги) участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков. Полученные очки участник по устному заявлению получает в денежном эквиваленте. Следовательно, участнику игры заранее известно о несоразмерно завышенной цене полиграфической продукции, которая даёт право игры на лотерейном оборудовании. Участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании, так как они в дальнейшем принимаются в расчёт и выдаются на руки участнику игры в денежном выражении. Соответственно, заведомо, участник игры заинтересован в приобретении за денежные средства полиграфической продукции, чтобы в дальнейшем в результате игры на игровом оборудовании увеличить количество призовых очков и как следствие получить на руки денежный выигрыш. Таким образом, договор между участником стимулирующей лотереи и организатором не является безвозмездным, поскольку за приобретение полиграфической продукции для игры на лотерейном оборудовании участник лотереи передаёт оператору 100, 500 или 1000 рублей. Требования ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 года №138-Ф3 «О лотереях» не выполнены.

В соответствии с восьмым абзацем Письма Минфина РФ от 07.04.2008 года № 05-03-08/19, изданным по вопросу определения требований, предъявляемых к лотерейному оборудованию, а также усиления контроля за проведением всероссийских стимулирующих лотерей (со ссылкой на мнение Ростехрегулирования, изложенное письмом от 20 марта 2008г. ВП-101-26/1451), игровой автомат без устройства приёма и выдачи денежных знаков или их заменители, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Согласно техническому паспорту на лотерейное оборудование, установленное в лотерейном клубе ООО «Досуг», ввод данных осуществляется человеком путём нажатия кнопок клавиатуры оборудования.

Соответственно, модификация игровых автоматов в виде демонтирования купюроприёмника позволяет относить данное оборудование к числу игровых автоматов, ставка в азартной игре делается не посредством внесения денежных купюр в купюроприемник, а путём набора сотрудником клуба ключом цифрового кода, игра на автомате протекает обычным образом.

Таким образом, ООО «Досуг» под видом лотерейного клуба, осуществляющего стимулирующую лотерею, фактически осуществляло организация азартных игр с использованием игровых автоматов. Данная деятельность на территории Свердловской области федеральным законодательством не предусмотрена, то есть, запрещена и в г. Краснотурьинске.

Просит признать деятельность ООО «Досуг» (юридический адрес: 623280, Свердловская область, г. Ревда ул. Чайковского, 12-11) осуществляемую по адресу: <адрес> незаконной. Обязать ООО «Досуг» прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр.

В судебном заседании помощник прокурора Мухорин Е.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что на момент проверки – 05 июня 2010 года усматривается незаконная деятельность ООО « Досуг» по организации и проведению азартных игр. Этот факт подтверждается материалами проверки, протоколами опроса лиц, а также тем, что отсутствуют сведения о сформированном призовом фонде, не имеется лотерейных билетов, выигрыш определяется оборудованием случайно, без участия организатора лотереи.

Представитель ответчика ООО «Досуг» Перепёлкин С.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 9 ст. 2 ФЗ «О лотереях», оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства. ООО «Досуг», согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, является оператором стимулирующей лотереи «Лотомания», организатором которой является ООО «Прометей». Лотерея зарегистрирована надлежащим образом в Министерстве Финансов РФ за номером серия №, о чем выдана выписка из государственного реестра всероссийских лотерей с указанием места проведения, основания и оператора. Предметом договора является обязанность оператора за вознаграждение распространять товар и проводить лотерею, связанную с продвижением данного товара на рынок. Стимулирующей лотерей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (пп. 2 п. 3 ст. 3 ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г.), таким образом, призовой фонд оператору передает организатор. Выплата выигрышей из призового фонда осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Акты тиражной комиссии и таблицы результатов заинтересованным лицом составляются на каждый тираж. Лицам, проводившим проверку, указанные документы (акты тиражной комиссии и таблицы результатов) не представлялись, т.к. предмет проверки был иной, чем контроль за проведением стимулирующей лотереи и выполнение требований, условий действующего законодательства о лотереях. В части же публикации результатов розыгрыша необходимо отметить, что указанная обязанность возложена на организатора лотереи, ООО «Досуг», является лишь оператором лотереи, соответственно такого рода обязанность на него возложена быть не может. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что оборудование является игровым (используется в качестве игрового) исходя из следующего: у изъятого в рамках административного дела лотерейного оборудования отсутствуют купюроприемники, что исключает такой элемент азартной игры, как ставка, также оборудование оснащено лотерейной программой, предназначенной для проведения стимулирующей лотереи. Лотерейная программа зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, именно в качестве лотерейной программы. При этом, в игровом зале располагались лотерейные автоматы, главное отличие которых от игровых заключается в предназначении и использовании оборудования, а именно использование для проведения лотереи. Выводы истца о том, что изъятое лотерейное оборудование является игровым (используется в качестве игрового) являются голословными и не подтверждены доказательствами. В части специальных требований к лотерейному оборудованию, полагает возможным указать на то, что в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона «О лотереях» лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами. Соответственно, специальные требования к лотерейному оборудованию, требуемые Законом соблюдены. Кроме того, лотерейное оборудование находится в собственности ООО «Цемент» и предоставляется ООО «Досуг» по договору аренды оборудования. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.

Третье лицо – представитель Администрации ГО Краснотурьинск в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором требования прокурора поддержал, просит дело рассмотреть в его отсутствии.

Третье лицо- представитель Межрайонной ИФНС № 14 по Свердловской области в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствии.

Суд, с учетом мнения всех участников процесса, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное исковое заявление предъявлено прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи со следующим.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяются игровые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Нарушение установленных в указанных целях ограничений затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории города Краснотурьинска.

Согласно п.1 ч.3 ст. 3 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игровых зонах.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; ставка – денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрыш – денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; организатор азартной игры – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; деятельность по организации и проведению азартных игр – деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; участник азартной игры – физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровой автомат – оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В силу ч.1,2 ст. 9 вышеназванного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игровые зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игровой зоны. В случае если игровая зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игровые зоны. Игровые зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В соответствии с ч.9 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом игровые зоны должны быть созданы до 01 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игровой зоне, должна быть прекращена до 01 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи; розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши; лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией; организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту); организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи; проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона «О лотереях» тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей. Стимулирующая лотерея – лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организаторов лотереи.

В силу ст. 9 Федерального закона «О лотереях» условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи и включают в себя:

1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;

2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;

3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;

4) сроки проведения стимулирующей лотереи;

5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;

6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;

7) порядок и сроки получения выигрышей;

8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приёма такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи. Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением её участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О лотереях» призовой фонд лотереи образуется или за счёт выручки от проведения лотереи, или за счёт организатора стимулирующей лотереи.

Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.

Для выигрышей в натуре должен быть указан денежный эквивалент, предусмотренный условиями лотереи.

Указанное требование не распространяется на стимулирующие лотереи.

Из ст. 20 Федерального закона «О лотереях» следует, что участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующие лотереи).

В судебном заседании установлено, что ООО «Прометей» является организатором стимулирующей лотереи «Лотомания». Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лотерей в Государственном реестре всероссийских лотерей имеются сведения о стимулирующей лотерее «Лотомания», проводимой на территории - Российская Федерация, в период с 23 ноября 2009 года по 22 ноября 2010 года (л.д. 98-99).

Судом установлено, что ООО «Досуг», юридический адрес - г. Ревда Свердловской области ул. Чайковского, 12-11, зарегистрировано 29.06.2009 (л.д.111), в материалах дела имеется выписка из ЕГРЮЛ (л.д. 116-119).

05.06.2010 года ОВД по городскому округу Краснотурьинск, на основании рапорта начальника ОУР, была проведена проверка ООО «Досуг», фактически осуществляющим деятельность по адресу: <адрес>

26.05.2009 года между ООО «Прометей» и ООО «Досуг» был заключён контракт № 0216/СП-10/1 по проведению лотереи по адресу: Свердловская область г. Краснотурьинск, ул. <адрес>, по которому ООО « Досуг» является « Оператором лотереи». Договор действует в течение 1 месяца со дня его подписания. ООО «Досуг» принял на себя обязательства выступать в качестве истца и ответчика в суде по искам связанным с обеспечением обязательств по лотерее (л.д.102-107).

По договору найма (аренды) оборудования от 25.05.2010 ООО «Досуг» получило от ООО «Цемент» лотерейное оборудование в количестве 20 штук (л.д. 130-132). Согласно технического паспорта лотерейного оборудования и экспертного заключения от 01.07.2010 лотерейное оборудование имеет различное программное обеспечение: лотосейфы, лотообезьяны, лотогараж, лотофрукты, лотопробки, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они не могут работать в сети и розыгрыш может производиться только на любом из них индивидуально (л.д.139-145).

Судом установлено, что лотерейное оборудование изъято в ходе проверки 05.06.2010, опечатано печатями и передано на ответственное хранение заместителю председателя органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск».

Согласно условий проведения стимулирующей лотереи «Лотомания», проводимой в период с 23.11.2009 до 22.11.2010, ООО « Прометей» установлен способ проведения лотереи – тиражная, негосударственная, стимулирующая, проводимая в обычном режиме, имеющая целью – стимулирование продаж товаров – закладок, календарей, открыток, выпускаемых ООО « Прометей».

В соответствии с условиями лотереи, для участия в розыгрыше приза необходимо – приобрети продукцию из перечня товаров (закладки, календари, открытки), реализуемые ООО « Прометей», предъявить чек и стать участником лотереи. Каждый покупатель, купивший товар ООО « Прометей» получает подарочные баллы, которые участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании. Розыгрыш призового фонда стимулирующей лотерея проводится организатором лотереи ежедневно до 22 ноября 2010 года на модернизированном лотерейном оборудовании. Лотерейное оборудование путем случайности определяет победителя. Для проведения розыгрыша призового фонда лотереи создается тиражная комиссия, которая подтверждает результаты проведения тиража подписанием протокола о проведении тиража и официальной таблицы результатов проведений тиража.

Ответчиком доказательств – текста условий проведения стимулирующий лотереи « Лотомания», сведений о призовом фонде стимулирующей лотереи, каким образом он должен выплачиваться в г. Краснотурьинске, сведений о составе тиражной комиссии, о результатах розыгрыша, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не представлено. При этом суд учитывает, что надлежащим образом, при подготовке дела к судебному разбирательству и в предварительном судебном заседании разъяснил положения закона ответчику.

Кроме того, в силу ч.2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, непредставление ответчиком в срок доказательств в обоснование своих возражений, не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

При изучении письменных доказательств, судом были исследованы все материалы проверки – постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, рапорты, объяснения работников и лиц, участвующих в лотереи, протоколы осмотров места происшествия, данные документы были представлены в суд в качестве доказательств вместе с исковым заявлением в порядке ст. ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в представленных материалах.

При таких обстоятельствах суд полегает, что материалы проверки проведенной сотрудниками ОВД и представленные прокурором являются надлежащими и допустимыми доказательствами по делу.

Согласно исследованного судом протоколу осмотра места происшествия от 05.06.2010 составленного оперуполномоченным БЭП ОВД по Краснотурьинскому ГО произведен осмотр помещений занимаемого ООО «Досуг» по адресу Свердловская область <адрес>, осмотр произведен с участием понятых и представителя ООО «Досуг». В ходе осмотра установлено, что в помещении находится электронное оборудование в количестве 20 штук. На витрине кассы выставлены закладки с надписью 100, 500 и 1000 рублей. Все аппараты подключены к электросети. На экране мониторов светятся названия программ: Лотосейфы, лотообезьяны, лотогараж, лотофрукты, лотопробки. В ходе осмотра проведено фотографирование. 20 аппаратов изъято и опечатано печатью ОВД. Изъята и полиграфическая продукция.

Coгласно протоколу от 05.06.2010, лотерейное оборудование предано на ответственное хранение Администрации Городского округа Краснотурьинск.

Судом исследованы в судебном заседании объяснения администратора ООО «Досуг», оператора ООО «Досуг», кассира ООО «Досуг».

Из пояснения администратора ООО «Досуг» данного им сотрудникам ОВД следует, что посетитель приобретает товар-закладку, после чего оператор предлагает посетителю принять участие в розыгрыше призового фонда лотереи. В случае согласия, участник выбирает любой аппарат лотерейного оборудования, оператор вводит в аппарат количество баллов, которое равняется уплаченной за приобретенный товар. В дальнейшем участник лотереи самостоятельно запускает лотерейную программу и самостоятельно разыгрывает призовые баллы, при этом лично нажимает кнопку старт. В ходе игры участник может выиграть дополнительные баллы либо проиграть. Участник сам делает ставку от 1 до 1000 баллов, и может в любой момент прекратить участие в розыгрыше и получить денежную сумму в кассе эквивалентную набранным баллам. Каждый участник разыгрывает призовой фонд лично на одном из лотерейных аппаратов.

Аналогичные пояснения дали и граждане, непосредственно пришедшие в игровой зал.

Таким образом, суд считает установленным, что 05.06.2010 в помещении, арендуемом ООО «Досуг» по адресу <адрес> посетителю за приобретение печатной продукции (календаря либо открытки) выдавался кассовый чек на сумму стоимости печатной продукции. Оператор сумму стоимости печатной продукции вводил в автомат, на котором посетитель, делал ставки, выигрывал либо проигрывал имеющиеся у него баллы, в случае выигрыша получал денежные средства в качестве приза в кассе ООО «Досуг» эквивалентно выигрышным баллам.

При этом, в нарушение вышеперечисленных норм закона, участнику лотереи, признанному выигравшим, выплачивается сумма выигрыша из денежных средств, вырученных от продажи сувенирных открыток, тогда как указанная сумма должна выплачиваться из призового фонда лотереи, сформированного за счет средств организатора лотереи. То есть, выигравшему в лотерею лицу сумма выигрыша выплачивается из средств, внесенных участниками лотереи, а не за счет средств организатора лотереи.

Kроме того, фактически победитель в ходе розыгрыша определяется в соответствии с правилами игры, используемой в конкретном оборудовании в месте продаж, то есть в режиме реального времени.

Согласно п.7 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" проведение лотерей в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации, то есть проведение лотереи в режиме реального времени не может осуществляться коммерческой организацией.

Кроме того, лотерея в режиме реальною времени, проводится с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводится розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по её уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи (п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона).

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства 6ыло установлено, что лотерейное оборудование, находившееся 05.06.2010 по адресу: по адресу Свердловская область <адрес> сетью электросвязи не объединено. Иных доказательств, представителем ответчика суда не представлено.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона "О лотереях" лотерейное оборудование – это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Вместе с тем, основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, наличие в игровом аппарате устройства для приёма и выдачи денежных знаков не является обязательным требованием.

Следовательно, игровой автомат без устройства приёма и выдачи денежных знаков при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу также является игровым автоматом.

Таким образом, суд полагает установленным, что оператор ООО «Досуг» принимал ставки от игроков, вводил их в игровой автомат, игрок играл, используя электронное оборудование, ставил ставки выигрывал либо проигрывал, при выигрыше через кассу ООО «Досуг» получал выигрыш, то есть игра носила азартный характер, что отвечает признакам азартной игры, указанным в Законе.

С 01.07.2009 на территории Свердловской области законом были запрещены азартные игры, поскольку деятельность игровых заведений вне определённых Законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» была прекращена.

Таким образом, деятельность ООО «Досуг» по проведению и организации азартных игр с использованием электронного оборудования 05.06.2010 по адресу: Свердловская область <адрес> должна быть признана незаконной.

Вместе с тем суд полагает, что требование истца о признании иной деятельности ООО «Досуг» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Прокурором, несмотря на неоднократные разъяснения судом ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что к ООО «Досуг» продолжает организацию и проведение азартных игр по адресу: Свердловская область <адрес>, так и в иных местах.

Судом в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что лотерейное оборудование изъято в ходе проверки 05.06.2010, опечатано печатями ОВД по городскому округу Краснотурьинск и передано на ответственное хранение Администрации Городского округа Краснотурьинск. 01.07.2010, при проведении экспертизы оборудования данный факт нашёл своё подтверждение. Кроме того, согласно тексту экспертизы, оборудование обесточено и опечатано печатями ОВД.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что ответчик после 05.06.2010 не организует и не проводит розыгрыш азартных игр по адресу: Свердловская область <адрес>

Следовательно, нарушений Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» со стороны ответчика в настоящее время не имеется и в иске о возложении обязанности на ООО «Досуг» прекратить деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр должно быть отказано.

Кроме того, в силу положений главы 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 « О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). Требование истца об обязывании ООО « Досуг» прекратить незаконную деятельность не конкретизировано, не подкреплено доказательствами, носит общий, а не индивидуальный характер, в связи с чем, не может быть удовлетворено судом.

В связи с этим, требование истца об обязывании ООО «Досуг» прекратить незаконную деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области подлежащими удовлетворению в части, при этом, в резолютивной части решения необходимо указать, что действия ООО « Досуг» по проведению азартных игр является незаконными именно в день проверки – 05.06.2010, поскольку никаких иных доказательств истцом не представлено.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Государственная пошлина по делу, в силу ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 4000 рублей за требования неимущественного характера.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 65, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Краснотурьинска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Досуг» о признании деятельности общества, осуществляемой по адресу: Свердловская область г. Краснотурьинск, ул. Карла Маркса, д. 33, незаконной, об обязывании Общества с ограниченной ответственностью «Досуг» прекратить незаконную деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр, удовлетворить частично.

Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Досуг» по организации и проведению азартных игр 05 июня 2010 года по адресу: Свердловская область г. Краснотурьинск, ул. Карла Маркса, д.33, не законной.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Досуг» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в Свердловский областной суд через Ревдинский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2010 года.

Судья: подпись

Копия верна

Решение вступило в законную силу________________________________

Судья Пименова С.Ю.