№ 2-1035 «в»/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2010 года Ревдинский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л.,
при секретаре Шаньшеровой А.В.,
с участием представителя истца Барахоева А.Ю., представителя ответчика Ватропиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Ревды Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» об обязывании разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно- защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель органа прокуратуры г. Ревды Свердловской области обратился в суд с требованием в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» о признании действий по осуществлению деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду незаконными, обязывании разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также об обязывании разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны. В обосновании своих первоначальных требований представитель истца пояснил, что в соответствии со ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны иметь: разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В нарушении указанного требования закона ответчик Общество с ограниченной ответственностью «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» не разработало и не утвердило проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Кроме того, ответчик не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме того, проверкой установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» не имеет проекта организации санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетом ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Отсутствуют у Общества с ограниченной ответственностью «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» разработанные и утвержденные проекты нормативов ПДВ в атмосферу, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разработанного и утвержденного проекта организаций санаторно-защитной зоны. В связи с этим, представитель истца первоначально просил обязать признать действия ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» по осуществлению деятельности связанной с негативным воздействием на окружающую среду в отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проектов организаций санитарно-защитной зоны незаконными, а также обязать ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проекта организаций санитарно-защитной зоны и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В последующем представителем истца исковые требования были уточнены в части того, что истец просил обязать ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны в срок до 31 декабря 2011 года. В остальной части судом был принят отказ представителя истца от исковых требований.
Представитель ответчика уточнённые исковые требования представителя истца признал и суду пояснил, что в настоящее время у них подготовлен пакет документов для дальнейшей разработки и утверждения проекта организации санитарно-защитной зоны. Однако, своевременно утвердить данный проект ответчик не может по независящим от него причинам, а из-за длительного периода прохождения данной процедуры в специально созданных органах.
Суд, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела и доказательства, представленные в ходе рассмотрения данного гражданского дела, считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено проверкой, проведённой представителем истца, и которую истец кладёт в основу своих исковых требований, в нарушение ст.ст. 34,52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 16,20,30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2.1., 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 года № 38, п.п. 3.1.6,3.1.7,3.1.8,4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001 г. ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание. Ремонт» не имеет проекта организации санитарно-защитной зоны.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды
В соответствии со ст. З Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Статья 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды». ..эксплуатация. .. зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В п.2 ст. 52 указанного закона содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно ст. 16, п.1 ст. ст. 20, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее – места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест ", обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.
Как считает представитель истца, в нарушение п.2.6, 2.10, 2.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003г. № 38, п.3.3.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г., ООО ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны (у ответчика отсутствует заключение государственной экспертизы проектной документации, проводимой федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на проведение госэкспертизы).
Действительно, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Факт того, что в настоящее время у ответчика ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» отсутствует надлежащим образом составленный проект организации санитарно-защитной зоны, был подтверждён и самим представителем ответчика.
Таким образом, требования представителя истца об обязывании ответчика ООО «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны в срок до 31 декабря 2011 года, суд считает подлежащим удовлетворению в полном объёме.
Сторонам, в ходе подготовки к рассмотрению дела, судом были разъяснены предмет доказывания, права и обязанности по предоставлению доказательств в соответствии со ст. ст. 12, 56,57,65,71 ГПК РФ, предоставлялось время для предоставления сторонами дополнительных доказательств.
Однако, доводы ответчика никакими объективными доказательствами подтверждены не были. При этом суд учитывает, что судом ответчику надлежащим образом были разъяснены все его права по представлению доказательств, предоставлялось время для сбора дополнительных документов, которые могли бы опровергнуть доказательства, представленные истцом.
Оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что доводы представителя истца, положенным им в основу исковых требований, заслуживают внимания, поскольку они подтверждаются как доказательствами, исследованными в судебном заседании, так и показаниями представителя ответчика. Каких-либо других доказательств обратного, представителем ответчика представлено не было.
Поэтому, суд считает, что уточнённые заявленные требования представителя истца следует удовлетворить в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Ревды Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» об обязывании разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны удовлетворить в полном объёме.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Завод. Инструмент, Техобслуживание, Ремонт» в срок до 31 декабря 2011 года разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны.
Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в 10-ти дневный срок через Ревдинский городской суд.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: Т.Л.Замараева
Решение вступило в законную силу «_____»_______________________2010 года.
Судья: Т.Л.Замараева