Дело №2-1410/2010 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий



№ 2-1410 «в»/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года Ревдинский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л.,

при секретаре Суровцевой О.А.,

с участием представителя истца Волкова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала - Дирекция железнодорожных вокзалов) о возложении обязанности по совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Свердловской транспортной прокуратуры обратился в суд с требованием в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала - Дирекция железнодорожных вокзалов) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действий. В обосновании своих первоначальных требований представитель истца пояснил, что с 14.12.2009 года по 22.12.2009 года Свердловской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов УГПН Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на железнодорожном вокзале Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги». Установлено, что при эксплуатации здания вокзального комплекса железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», допускаются нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, требования строительных норм и правил № 21-01-97, требований Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, требований «Свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 171, требований правил устройства электроустановок № 242. Здание вокзала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), не смонтирована в здании система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа (с устройством звукового сигнала), не проверен внутренний противопожарный водопровод на водоотдачу с составлением акта, не обеспечен внутренний противопожарный водопровод требуемым напором и расходом воды для целей пожаротушения, не произведен замер сопротивления изоляции электрический сетей (проводов и кабелей) в зданиях и помещениях с составлением акта установленной формы. В помещениях вентиляционных камер проемы в стенах и перекрытиях, образовавшиеся при демонтаже вентиляционного оборудования, не заложены негорючим материалом по роду строительных конструкций, не разработаны ограждающие непроектные перегородки (из сгораемых материалов) в подвальном помещении. Места соединений в электросетях не выполнены пайкой, сваркой, опрессовкой; не согласованы с государственным пожарным надзором непроектное назначение помещений вокзала; не выполнено в здании вокзала эвакуационное освещение, включаемое автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, не вынесены из подвала (венткамер и др. технических помещений) кладовые, мастерские в помещения, отвечающие требованиям норм и правил. Складские, производственные, административные и другие помещения дополнительно не оснащены огнетушителями для тушения пожаров класса А. В электрощитовой в подвале не убран сгораемый материал (стол, лестница, стеллажи, коробки), дверь в электрощитовой в подвале не выполнена огнестойкой с пределом 0,6 часа. В подвальном помещении под залом ожидания не убрана кладовая с хранением красок, не отремонтирован и не введен в эксплуатацию второй ввод водопровода, не составлен акт на выполненные работы. У бронированных кабелей внутри помещений не снят горючий джутовый покров. Из комплекса комнат отдыха вокзала двери выхода наружу по ширине не выполнено не менее 0.8 метра, при этом ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с 1 лежащим на них человеком. Дверь в кладовую в комплексе комнат отдыха не выполнена с пределом огнестойкости 0,6 часа. В комплексе комнат отдыха, с путей эвакуации не убран с пола горючий материал (ленолиум), не подсоединен пожарный рукав со стволом к крану ПК № 5, не подсоединен пожарный рукав со стволом к крану ПК № 3, нет резиновой прокладки. В комнате станционных работников электросветильники не оборудованы плафонами. В багажном отделении второй пожарный кран не установлен и не укомплектован согласно норм. На пожарный щит в багажном отделении не повешен огнетушитель для тушения пожаров класса А. Электросети, проложенные по сгораемым конструкциям здания, в том числе под штукатуркой, проложены с подкладкой из горючих материалов (подкладка из негорючих материалов должна выступать с каждой стороны проводов не менее чем на 10 мм). Здание вокзала не оборудовано знаками пожарной безопасности. В кладовой начальника вокзала на 2 этаже имеется горючий материал (коробки, бумага, деревянные стеллажи), дверь в кладовой начальника вокзала на 2 этаже не сделана огнестойкой с пределом 0,6 часа, наружная лестница не испытана. В связи с этим, представитель истца первоначально просил признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловская железная дорога», выразившееся в несоблюдении требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, требований строительных норм и правил № 21-01-97, требований Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, требований «Свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 171 в здании железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги». А также просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловская железная дорога» устранить выявленные в ходе проверки 14.12.2009 года нарушения действующего законодательства, а именно: здание вокзала оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС); смонтировать в здании вокзала систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа (с устройством звукового сигнала); проверить внутренний противопожарный водопровод на водоотдачу с составлением акта; установить внутренний противопожарный водопровод с требуемым напором и расходом воды для целей пожаротушения; произвести замер сопротивления изоляции электрических сетей (проводов и кабелей) в зданиях и помещениях с составлением акта установленной формы; в помещениях вентиляционных камер, проемы в стенах и перекрытиях, образовавшихся при демонтаже вентиляционного оборудования, заложить негорючим материалом по роду строительных конструкций; разобрать ограждающие непроектные перегородки (из сгораемых материалов) в подвальном помещении; места соединений в электросетях выполнить пайкой, сваркой, опрессовкой; согласовать с государственным пожарным надзором непроектное назначение помещений вокзала; выполнить в здании вокзала эвакуационное освещение, включаемое автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; вынести из подвала (венткамер и др. технических помещений) кладовые, мастерские в помещения, отвечающие требованиям норм и правил; складские, производственные, административные и другие помещения дополнительно оснастить огнетушителями для тушения пожаров класса А; в электрощитовой, в подвале убрать сгораемый материал (стол, лестница, стеллажи, коробки); дверь в электрощитовой, в подвале выполнить с пределом огнестойкости 0,6 часа; в подвальном помещении под залом ожидания убрать кладовую с хранением красок; отремонтировать и ввести в эксплуатацию второй ввод водопровода, составить акт на выполненные работы; у бронированных кабелей внутри помещений снять горючий джутовый покров; из комплекса комнат отдыха вокзала, двери выхода наружу по ширине выполнить не менее 0.8 метра, при этом ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с 1 лежащим на них человеком; дверь в кладовую, в комплексе комнат отдыха выполнить с пределом огнестойкости 0,6 часа; в комплексе комнат отдыха, с путей эвакуации убрать с пола горючий материал (ленолиум); подсоединить пожарный рукав со стволом к крану ПК № 5, подсоединить пожарный рукав со стволом к крану ПК № 3, установить резиновую прокладку; в комнате станционных работников электросветильники оборудовать плафонами; установить и укомплектовать в багажном отделении второй пожарный кран; на пожарный щит в багажном отделении повесить огнетушитель для тушения пожаров класса А; электросети, проложенные по сгораемым конструкциям здания, в том числе под штукатуркой, проложить с подкладкой из негорючих материалов (подкладка из негорючих материалов должна выступать с каждой стороны проводов не менее чем на 10 мм); здание вокзала оборудовать знаками пожарной безопасности; в кладовой начальника вокзала на 2 этаже убрать горючий материал (коробки, бумага, деревянные стеллажи); дверь в кладовой начальника вокзала на 2 этаже сделать с пределом огнестойкости 0,6 часа; испытать наружную лестницу.

В последующем представителем истца исковые требования были уточнены в части того, что истец просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные в ходе проверки нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, требования строительных норм и правил № 21-01-97, требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, требований «Свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 171, требований правил устройства электроустановок № 242, которые подтверждены актом № 138, составленным 14.12.2009 года начальником ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Муратовым В.А. и старшим инженером ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Поповым И.В. В остальной части судом был принят отказ представителя истца от исковых требований.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещён о времени рассмотрении дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, а также ходатайством, в котором просил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, выслушав показания свидетеля Соловьева О.В., исследовав письменные материалы дела и доказательства, представленные в ходе рассмотрения данного гражданского дела, считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, с 14.12.2009 года по 22.12.2009 года Свердловской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов УГПН Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на железнодорожном вокзале Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги». В ходе которой было установлено, что при эксплуатации здания вокзального комплекса железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», допускаются нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, требования строительных норм и правил № 21-01-97, требований Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, требований «Свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 171, требований правил устройства электроустановок № 242.

Как было установлено в ходе судебного заседания, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 декабря 2009 года было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги», а именно в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами (том 1 л.д.12-15).

Все нарушения, отражённые в постановлении от 30 декабря 2009 года, были подтверждены актом № 138, составленным 14.12.2009 года начальником ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Муратовым В.А. и старшим инженером ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Поповым И.В. (том 1 л.д. 42-45, 109-112), а также предписанием № 138 (том л.д.46-49, 113-116).

Вышеуказанными документами были установлены следующие нарушения:

Так, в нарушение п. 3 СП 5.13130.2009 таб. А.1. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) здание вокзала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС).

В нарушение п. 3 СПЗ.13130.2009 таб. 1. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) не смонтирована в здании система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа (с устройством звукового сигнала.).

В нарушение гл. 6.6.9 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) не проверен внутренний противопожарный водопровод на водоотдачу с составлением акта.

В нарушение п. 6.10 гл.6 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) не обеспечен внутренний противопожарный водопровод требуемым напором и расходом воды для целей пожаротушения.

В нарушение п. 4.4. гл.1 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) не произведен замер сопротивления изоляции электрический сетей (проводов и кабелей) в зданиях и помещениях с составлением акта установленной формы.

В нарушение п.п. 3, 37 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) в помещениях вентиляционных камер проемы в стенах и перекрытиях, образовавшиеся при демонтаже вентиляционного оборудования, не заложены негорючим материалом по роду строительных конструкций.

В нарушение п. 3.9. гл.1 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) не разработаны ограждающие непроектные перегородки (из сгораемых материалов) в подвальном помещении. Места соединений в электросетях не выполнены пайкой, сваркой, опрессовкой (п. 4.1. гл.1 ПУЭ п.2.1.26., ППБО-109-92).

Не согласованы с государственным пожарным надзором непроектное назначение помещений вокзала (п.3.23. гл.1 ППБО 109-92).

В нарушение п.61 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) не выполнено в здании вокзала эвакуационное освещение, включаемое автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

В нарушение п.40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), п.3.23 гл.1 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) не вынесены из подвала (венткамер и др. технических помещений) кладовые, мастерские в помещения, отвечающие требованиям норм и правил.

В нарушение Табл.1 прил.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) складские, производственные, административные и другие помещения дополнительно не оснащены огнетушителями для тушения пожаров класса А.

В нарушение п.3.23 гл.1 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) в электрощитовой в подвале не убран сгораемый материал (стол, лестница, стеллажи, коробки).

Дверь в электрощитовой в подвале не выполнена огнестойкой с пределом 0,6 часа (п.7.4. Требования строительных норм и правил № 21-07-97 (СниП 21-07-97), п.3. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03)).

В нарушение п. 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) п.3.25 гл.1 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) в подвальном помещении под залом ожидания не убрана кладовая с хранением красок. Не отремонтирован и введен в эксплуатацию второй ввод водопровода. Не составлен акт на выполненные работы (п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), п.6.1 СНиП 2.04.01-85).

В нарушение п. 282 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) у бронированных кабелей внутри помещений не снят горючий джутовый покров.

В нарушение п.1.3 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112), п.51. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), п. 6.16 Требования строительных норм и правил № 21-07-97 (СниП 21-07-97) из комплекса комнат отдыха вокзала двери выхода наружу по ширине не выполнено не менее 0.8 метра. При этом ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с 1 лежащим на них человеком.

В нарушение п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), п.7.4. Требования строительных норм и правил № 21-07-97 (СниП 21-07-97) дверь в кладовую в комплексе комнат отдыха не выполнена с пределом огнестойкости 0,6 часа.

В нарушение п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) в комплексе комнат отдыха, с путей эвакуации не убран с пола горючий материал (ленолиум).

В нарушение п.610. гл.6 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) не подсоединен пожарный рукав со стволом к крану ПК № 5, не подсоединен пожарный рукав со стволом к крану ПК № 3, нет резиновой прокладки.

В нарушении п.60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) в комнате станционных работников электросветильники не оборудованы плафонами.

В нарушении п.6.10 гл.6 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) в багажном отделении второй пожарный кран не установлен и укомплектован согласно норм. На пожарный щит в багажном отделении не повешен огнетушитель для тушения пожаров класса А (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) прил. 3, Табл.1).

В нарушение ПУЭ п.2. 1. 36 таб.2 1.3 (изд. 7), п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) электросети, проложенные по сгораемым конструкциям здания, в том числе под штукатуркой, проложены с подкладкой из горючих материалов (подкладка из негорючих материалов должна выступать с каждой стороны проводов не менее чем на 10 мм).

В нарушение п.27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) здание вокзала не оборудовано знаками пожарной безопасности, согласно НПБ 160-97.

В нарушение п.40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), п.3.25 гл.1 "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92" (утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112) в кладовой начальника вокзала на 2 этаже имеется горючий материал (коробки, бумага, деревянные стеллажи).

В нарушение п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), п.7 Требования строительных норм и правил № 21-07-97 (СниП 21-07-97) дверь в кладовой начальника вокзала на 2 этаже не сделана огнестойкой с пределом 0,6 часа.

В нарушение п.41 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03) наружная лестница не испытана.

Данные факты были подтверждены не только материалами дела, но показаниями свидетеля Соловьёва О.В., который пояснил, что он является начальником вокзала станции Ревда. В их адрес действительно было вынесено предписание ГУ МЧС России по Свердловской области № 138 от 21.12.2009 года. По данному предписанию были устранены ряд, что подтверждается отчетом по наладке и испытанию электрооборудования на вокзале Ревда. Однако, учитывая крупный размер затрат на устранение нарушений, указанных в предписании и особенности финансирования в ОАО «РЖД» устранение ряда нарушений требует определенного времени. В частности, для устранения нарушений п.п. 1, 2, 10 предписания заключен договор (Москва, № ЦА/ДЖВ-ПР6-10/163.10.ДЖВ от 03.08.2010) на разработку проектно-сметной документации по оборудованию вокзальных комплексов Дирекции системой оповещения о пожаре, системой охранно-пожарной сигнализации и системой автоматического пожаротушения. Проектная документация находится на стадии выполнения, после чего будет подтверждена необходимая сумма и выполнен монтаж всей необходимой пожарной сигнализации и систем оповещения. Для устранения нарушений п.п. 8, 14, 16, 19, 25 были заключены договоры (Екатеринбург, № 476 от 16.08.2010, № 477 от 16.08.2010) на текущий ремонт электрощитовой № 1 здания вокзала станции Ревда, текущий ремонт электрощитовой № 2 здания вокзала станции Ревда. Кроме того, ОАО «РЖД» утверждена Программа комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» до 2015 года, разработанная в соответствии с принятой Концепцией эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года, разработанная в связи с принятой Концепцией эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года (утвержденной Президентом ОАО «РЖД» Якуниным В.И. 22.04.2009) и решением правления ОАО «РЖД» (раздел 11 протокола заседания от 27.08.2008 № 27), целевой моделью которой является железнодорожный вокзал, соответствующий установленным нормативно-техническими документами характеристиками технической и эксплуатационной надежности, обеспечивающий соответствующие мировым стандартам объем и качество поставляемых потребителям и пользователям услуг, являющийся территорией комплексной безопасности. Учитывая все изложенное, а также принимая во внимание неблагоприятные экономические условия сложившиеся в отрасли за последнее время, выразившееся в падение объема пассажирских перевозок на 35%, приобретенное распределение средств направляемых на обеспечение безопасности движения, принятое после серии террористических актов на сети железных дорог, отсутствием свободных денежных средств, свидетель от имени руководство просил предоставить ОАО «РЖД» отсрочку по исполнению вышеуказанного предписания сроком до 31 декабря 2011 года.

Согласно п.1 ч.2, ч.3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно пп.2 п.16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), здание железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» является объектом с массовым пребыванием людей, несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности ОАО «РЖД» в случае возникновения пожара приведет к тяжким последствиям в виде крупного материального ущерба и массовой гибели людей.

В соответствии со ст. ст. 20, 37, 38, 39 Федерального закон «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 38 Федерального закон «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Здание вокзального комплекса железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.07.2009 (том 1 л.д.17). Требования законодательства о пожарной безопасности в указанном здании не соблюдаются, что свидетельствует о нарушении прав граждан и работников железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги».

Согласно ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст. 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц – это круг, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Интерес неопределенного круга лиц заключается в защите жизни и здоровья граждан при нахождении в здании железнодорожного вокзала Ревда подразделения Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги».

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, требования представителя истца об обязывании ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов устранить выявленные в ходе проверки нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, требования строительных норм и правил № 21-01-97, требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, требований «Свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, требований правил устройства электроустановок № 242, которые подтверждены актом № 138, составленным 14.12.2009 года начальником ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Муратовым В.А. и старшим инженером ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Поповым И.В., суд считает подлежащими удовлетворению.

Однако, суд считает, что срок, установленный представителем истца в размере три месяца будет недостаточным для исполнения всех предписаний и устранений нарушений, поэтому, суд считает необходимым определить срок устранения всех нарушений до 31 декабря 2011 года.

Сторонам, в ходе подготовки к рассмотрению дела, судом были разъяснены предмет доказывания, права и обязанности по предоставлению доказательств в соответствии со ст. ст. 12, 56,57,65,71 ГПК РФ, предоставлялось время для предоставления сторонами дополнительных доказательств.

Оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что доводы представителя истца, положенным им в основу исковых требований, заслуживают внимания, поскольку они подтверждаются как доказательствами, исследованными в судебном заседании, так и показаниями свидетеля. Каких-либо других доказательств обратного представлено не было.

Поэтому, суд считает, что уточнённые заявленные требования представителя истца следует удовлетворить, увеличив срок для исполнения нарушений в срок до 31 декабря 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194 – 199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала - Дирекция железнодорожных вокзалов) о возложении обязанности по совершению действий удовлетворить.

Обязать ответчика ОАО «Российские железные дороги» (в лице филиала - Дирекция железнодорожных вокзалов) устранить выявленные в ходе проверки нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, требования строительных норм и правил № 21-01-97, требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, требований «Свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, требований правил устройства электроустановок № 242, которые подтверждены актом № 138, составленным 14.12.2009 года начальником ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Муратовым В.А. и старшим инженером ОНПБП УГПН ГУ МЧС России по Свердловской области Поповым И.В., и утверждены предписанием № 138 от 21.12.2009 года, в срок до 31 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в 10-ти дневный срок через Ревдинский городской суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья: Т.Л. Замараева

Решение вступило в законную силу «_____»_______________________2010 года.

Судья: Т.Л. Замараева