№ 2-97 «в»/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л.,
при секретаре Суровцевой О.А.,
с участием истца Десятова В.А., представителя истца Жабреевой И.Н., представителя ответчика ТОИОГВСО УСЗН МСЗН СО по г. Ревде Корольковой И.Г., действующей на основании доверенности № 16 от 08 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Десятова Владимира Алексеевича к ТОИОГВСО - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Ревде об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причинённого в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, о взыскании задолженности и взыскании инфляционных убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Десятов В.А. обратился в суд с требованием к ТОИОГВСО - Управление социальной защиты населения Министерства Социальной защиты населения Свердловской области по г. Ревде об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причинённого в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, о взыскании задолженности и взыскании инфляционных убытков. В обоснование иска пояснил, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 06 ноября 1986 года по 19 января 1987 года. С 24 июня 2003 года истцу была установлена <данные изъяты> группа инвалидности, в связи с заболеванием, связанным с участием по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС бессрочно. 27 августа 2003 года выдано удостоверение инвалида ЧАЭС. При обращении в УСЗН г. Ревда Свердловской области, Десятову В.А. была установлена ежемесячная сумма компенсации в возмещение вреда в твердом размере - 2500 рублей. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ч.3 ст. 5 Закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившими в силу с 15.02.2001 года, ТОИОГВСО УСЗН по г. Ревде должно было назначить и выплачивать истцу ежемесячную сумму возмещения вреда, производя индексацию в соответствии с ростом прожиточного минимума (ВПМ), а с 29 мая 2004 года – индексацию с учетом роста прогнозного уровня инфляции. За период с 01 ноября 2003 года по 31 декабря 2010 года задолженность по сумме ежемесячной компенсации в возмещение вреда, с учетом величины прожиточного минимума за период с 01 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года, а также с учетом коэффициентов прогнозного уровня инфляции за период с 01 ноября 2003 года по 31 декабря 2010 года, размер недополученной суммы компенсации в возмещение вреда, по мнению истца, составит 324511,68 рубля. Истец считает, что ответчик необоснованно отказывается увеличивать размер возмещения вреда пропорционально повышению прожиточного минимума, а также и другого вида индексации. Поэтому истец просит обязать ответчика произвести перерасчет сумм возмещения вреда и взыскать с ответчика недополученные им суммы с учётом индексации за период с 01 ноября 2003 года по 31.12.2010 года, а также просит обязать ответчика выплачивать ему ежемесячно с 01 января 2011 года компенсацию в размере 11327,30 рублей.
В судебном заседании истец Десятов В.А. заявленные требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить, применив индексацию с учетом роста прожиточного минимума и индексацию с учетом роста прогнозного уровня инфляции (инфляционные индексы), при этом, истец допускает арифметические ошибки в произведенном им расчете.
Представитель истца Жабреева И.Н. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что расчет индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью был ими произведен, исходя из первоначальной суммы в 2500 рублей, которая выплачивалась Десятову В.А., в нарушение Закона, за период с ноября 2003 года по декабрь 2010 года включительно. Просит произвести взыскание за весь период задолженности с учётом инфляции. Согласно расчету, размер недополученной компенсации в возмещение вреда составит 324511,68 рублей, а также убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в сумме 133063,72 рублей. Просит данную сумму взыскать с ответчика, а также обязать ответчика с 01 января 2011 года ежемесячно выплачивать Десятову В.А. 11327,30 рублей как компенсацию за вред здоровью.
Представитель ответчика Королькова И.Г. исковые требования не признала и суду пояснила, что с 27 августа 2003 года УСЗН г. Ревды Десятову В.А. была назначена сумма возмещения вреда в размере 2500 рублей в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ № 5-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии со <данные изъяты> группой инвалидности. Требования истца об индексации суммы возмещения вреда на коэффициенты величины прожиточного минимума для пенсионеров в Свердловской области с 01.01.2002 г. на 1,39588 и с 01.01.2003 г. на – 1,64448, как считает ответчик, не соответствуют нормам действующего законодательства. Указанные выплаты индексируются с 19.06.2002 года, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. З ФЗ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. В дальнейшем порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда также устанавливается Постановлениями Правительства РФ от 07.05.2005 г. N 292 (в ред. от 03.03.2007); от 25.04.2006 г. № 246 (в ред. от 03.03.2007); от 21.03.2007 г. № 171; от 21.12.2007 г. № 914 (в ред. от 24.12.2008 г.); от 21.12.2007 г. № 914 (в ред. от 07.07.2009 г.); от 16.12.2009 г. № 1024 с учетом уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О Федеральном бюджете» на соответствующий год. Таким образом, поскольку впервые инвалидность 2 группы и сумма возмещения вреда истцу установлены в 2003 году, то на момент его обращения, законодателем уже был установлен порядок индексации сумм. Кроме того, УСЗН г. Ревды индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью проводилась своевременно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме этого, представитель ответчика также не согласилась с требованиями истца о применении индекса потребительских цен, поскольку, в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005 г. № 7) (на который ссылается истец) предусмотрена индексация в связи с инфляцией «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации». УСЗН г. Ревды все расчеты сумм возмещения вреда производились в соответствии с действующим законодательством и заявки направлялись в соответствующие органы своевременно и добросовестно, следовательно, говорить о задержке выплаты назначенных сумм возмещения вреда здоровью нельзя и при этом нет никаких оснований утверждать, что ответчик виновен в неполучении истцом компенсационных выплат в размерах, определенных в соответствии с расчетами истца. Поэтому представитель ответчика просит суд в иске Десятову В.А. отказать.
Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Десятова В.А. необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) являются органы социальной защиты населения, которые, согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме этого, Постановлением № 23 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. № 7) пункт 3 данного постановления изложен в следующей редакции: «В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причинённого здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, в данном случае, истцом правильно был выбран надлежащий ответчик - Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Ревда.
Согласно абз.2 п. 2 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите населения граждан, подвергавшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - «базовый Закон») гражданам, подвергавшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнения работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (в редакции до июля 2002 года).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец Десятов В.А. относится к категории граждан, на которых распространяется действие вышеуказанного Закона, поскольку, являясь военнообязанным, был призван на специальные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 06 ноября 1986 года по 18 января 1987 года., что подтверждается справками (л.д.16,19).
Согласно справки МСЭ (л.д.17) Десятову В.А. с 24 июня 2003 года была установлена 2 группа инвалидности, в связи с заболеванием, связанным с участием по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС бессрочно.
В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 19.06.2002 года) гражданам, указанным в п.2 ст. 13 Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам II группы - 2500 рублей. Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой указанной статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 19.06.2002 года), компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению истца Десятова В.А. и его представителя, истцу следовало производить индексацию ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с учётом величины прожиточного минимума по Свердловской области с 01.01.2002 года и с 01.01.2003 года с учётом позиции, отражённой в Постановлении Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П.
Однако, суд считает, что доводы истца и его представителя нельзя признать законными, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 базового Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Однако, размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Следовательно, выводы истца и его представителя относительно необходимости индексации в ином порядке назначенных Десятову В.А. в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент его обращения с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем, применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Поэтому, суд считает неподлежащим удовлетворению требования истца Десятова В.А. об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причинённого в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, и о взыскании задолженности. Отсюда следует, что не подлежат удовлетворению и требования о взыскании инфляционных убытков.
Поскольку истцом каких-либо других требований не заявлено, то суд, в силу ст. 196 ч.3 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, в данном случае выйти за пределы заявленных требований не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56,57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Десятова Владимира Алексеевича к ТОИОГВСО - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Ревде об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причинённого в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, о взыскании задолженности и взыскании инфляционных убытков оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10-ти дней, с момента изготовления решения в окончательной форме, через Ревдинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2011 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: Т.Л.Замараева
Решение вступило в законную силу «______»________________________2011 года.
Судья: Т.Л.Замараева