Дело №2-369/2011 Решение по иску Усольцевой Н.Н. к ГУУПФ РФ по г. Ревде и по г. Дегтярск Свердловской области об исчислении стажа, дающего право на досрочную пенсию.



Дело 2-369 С/2011

Изготовлено 12.04.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года г. Ревда Свердловской области

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой С.Ю.,

при секретаре Востриковой Н.В.,

с участием истца Усольцевой Наталии Николаевны,

ответчика представителя Государственного Учреждения Управление пенсионного фонда по г. Ревде и по г. Дегтярск Свердловской области Мозалевич Анастасии Олеговны, представившей доверенность от 14.02.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Усольцевой Наталии Николаевны к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ревде и по г. Дегтярск Свердловской области об исчислении стажа, дающего право на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец Усольцева Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ревде и по г. Дегтярск Свердловской области (далее по тексту ГУ УПФ) о включении в специальный трудовой стаж периодов работы:

- с 30.07.1992 по 23.08.1992 – работа в должности учителя в средней школе № 1 Лисавского ГОРОНО;

- с 01.09.1996 по 01.09.1997 – работа в должности заместителя директора по УВР в средней школе № 6 Лисавского ГОРОНО;

- с 24.08.1992 по 31.08.1996 - работа должности учителя истории в средней школе № 6 Лисавского ГОРОНО;

- с 14.04.2003 по 18.04.2003, с 27.10.2003 по 31.10.2003, с 16.02.2004 по 21.02.2004, с 05.04.2004 по 17.04.2004, с 26.04.2004 по 30.04.2004, с 18.11.2004 по 20.11.2004 - курсы повышения квалификации. Просит назначить ей пенсию с момента обращения в ГУ УПФ, то есть с 03.12.2010.

В обоснование заявленных исковых требований следует, что Усольцева Н.Н. с 1985 года постоянно занимается педагогической деятельностью, работает в учреждениях для детей, имеет педагогический стаж более 25 лет. 03.12.2010 она обратилась в ГУ УПФ г. Ревды и г. Дегтярск с заявлением о назначении пенсии по пп. 19 п 1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», но получила отказ. В стаж на соответствующих видах работ Усольцевой Н.Н. было зачтено 20 лет 03 месяца 23 дня, при этом в стаж не были включены периоды работ: с 30.07.1992 по 23.08.1992 в должности учителя в средней школе №1 Лисаковского ГОРОНО; с 01.09.1996 по 01.09.1997 в должности заместителя директора по УВР в средней школе №6 Лисаковского ГОРОНО по причине того, что в п.13 Правил №1066 указаны общеобразовательные школы, а средняя школа не поименована; с 24.08.1992 по 31.08.1996 в должности социального педагога в средней школе №6 Лисаковского ГОРОНО по причине не поименования данной должности Списком №463. В этот же период работа по преподаванию истории в старших классах с учебной нагрузкой 18 часов в неделю не учтена по причине того, что наименование средняя школа не предусмотрено Правилами №1067. Кроме того, не были включены курсы повышения квалификации: с 14.04.2003 по 18.04.2003,с 17.10.2003 по 31.10.2003, с 16.02.2004 по 21.02.2004, с 05.04.2004 по 17.04.2004, с 26.04.2004 по 30.04.2004, с 18.11.2004 по 20.11.2004 по причине того, что указанная пенсия назначается при условии осуществления педагогической деятельности. Усольцева Н.Н. с решением ГУ УПФ по г. Ревде и г. Дегтярск не согласна, считает его незаконным. Не зачтенные периоды работы должны быть учтены ГУ УПФ по г. Ревде и г. Дегтярск, так как профиль учреждений и работа Усольцевой Н.Н. в них не менялась, деятельность осуществлялась в одном Лисаковском ГОРОНО и была связана с образовательным и воспитательным процессом детей. Более того, Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая запрос ЗС Тверской области о проверке конституционности п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 в Определении от 06.12.2001г. № 310-0 указал, что из Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работником и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Вместе с тем это не может означать, что до перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие - либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Усольцева Н.Н. считает, что нарушены её конституционные права. Необоснованным является также исключение из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Истец Усольцева Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ «Управления Пенсионного фонда по г. Ревде и по г. Дегтярск Свердловской области Мозалевич А.О., исковые требования не признала, суду пояснила, что при назначении пенсии органы Пенсионного фонда руководствуются законодательством, действующим на момент обращения гражданина за пенсией. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30.12.2008 № 319) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с полномочиями постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее -Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Правила). Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее именуется - Стаж работы), в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Период работы с 30.07.1992 по 23.08.1992 г. в должности «учитель» в средней школе №1 Лисаковского ГОРОНО, период работы с 01.09.1996 по 01.09.1997 г. в должности заместителя директора по УВР в средней школе №6 Лисаковского ГОРОНО не могут быть включены в стаж педагогической деятельности, так как согласно статье 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с 30.07.1992 учреждение должно обладать статусом юридического лица. Средние школы № 1 и №6 являются структурными подразделениями Лисаковского ГОРОНО. Рассмотреть этот период как работу в структурном подразделении так же не представляется возможным, так как в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений, поименованных в п. 13 Правил №1066 указаны общеобразовательные школы, средняя школа не поименована. Период работы с 24.08.1992 по 31.08.1996 в должности «учитель истории» в средней школе №6 Лисаковского ГОРОНО не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в указанный период Усольцева Н.Н. работала в средней школе № 6 Лисаковского ГОРОНО в должности социального педагога, одновременно преподавая историю в старших классах с учебной нагрузкой 18 часов в неделю. Должность социального педагога не указана в Списке №463. Применить п. 5 Правил №1067 и включить преподавание истории с учебной нагрузкой 18 часов в неделю в данном случае не представляется возможным так как Перечнем структурных подразделений средняя школа не предусмотрена, видовое наименовании школы должно быть - общеобразовательная. Пунктом 3 Правил № 781 предусмотрена работа в должностях и учреждениях, указанных в Списке. Список имеет конкретные наименования должностей и учреждений, расширительному толкованию не подлежит. Периоды курсов повышения квалификации, по мнению ответчика, также не подлежат включения в специальный трудовой стаж. Представитель ответчика суду также пояснила, что с учетом спорных периодов, специального стажа будет достаточно для досрочного назначения пенсии на момент обращения 03.12.2010, 25 лет 6 месяцев 1 день.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования Усольцевой Н.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, обстоятельств.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, независимо от их возраста, установленного статьей 7 настоящего закона (для женщин – 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона, а также ст. 83 ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Данное постановление вступило в законную силу с 01.11.1999 года.

Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067» в пункт 3 вышеназванного Постановления внесено изменение: Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.

В соответствии со ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Аналогичное условие содержится в п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что Усольцева Н.Н., согласно сведениям из трудовой книжки (л.д.13-16), работала с 30.07.1992 по 23.08.1992 в должности учителя в средней школе №1 Лисаковского ГОРОНО; с 01.09.1996 по 01.09.1997 в должности заместителя директора по УВР в средней школе №6 Лисаковского ГОРОНО; с 24.08.1992 по 31.08.1996 в должности социального педагога в средней школе № 6 Лисаковского ГОРОНО.

Согласно положению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-п при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Списки работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно ст.83 Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ», утверждалось Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. При этом данный Закон не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная или иная творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях, независимо от их ведомственной подчиненности, а также форм собственности. Поэтому, независимо от наименования школы (средней или общеобразовательной), не зачтенные периоды работы должны быть учтены ГУ УПФ по г. Ревде и г. Дегтярск, так как профиль учреждений и работа Усольцевой Н.Н. в них не менялась, деятельность осуществлялась в одном Лисаковском ГОРОНО и была связана с образовательным и воспитательным процессом детей.

Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ст. 83 списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Названный закон Российской Федерации утратил силу со дня введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым изменены принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, не предусмотрен. Вместе с тем, ст. 28 данного Федерального закона, включенная в гл. VI «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав», сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 10 п. 1) предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, ст. 28 указанного Федерального закона не устанавливает право на досрочное назначение трудовой пении по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняет такое право за определенными категориями граждан, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Исходя из установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения.

Однако, если гражданин считает, что период его работы в определенной должности, в определенном учреждении не поименованном в Списке, подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы, то вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно: характера и специфики, условий фактически осуществляемой гражданином работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п. (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

Как установлено в судебном заседании, Средняя школа № 1 Отдела образования акимата г. Лисаковска, исходя из наименования этого учреждения, реализует программу среднего (общего) полного образования, что в свою очередь и определяет ее общеобразовательный тип.

Таким образом, с учётом изложенного, период работы с 30.07.1992 по 23.08.1992 в должности учителя в средней школе №1 Лисаковского ГОРОНО, в которой работала Усольцева Н.Н., подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.

Также Усольцева Н.Н. с 01.09.1996 по 01.09.1997 работала в должности заместителя директора по УВР в средней школе № 6 Лисаковского ГОРОНО; с 24.08.1992 по 31.08.1996 в должности социального педагога в средней школе №6 Лисаковского ГОРОНО (л.д.14).

Согласно уточняющим справкам о средней школе № 1 и средней школе № 6 отдела образования акимата г. Лисаковска( л.д. 17,18), следует, что в наименованиях данных образовательных учреждений, где работал истец, содержится тип учреждения, который является общеобразовательным по своему типу. Также в ходе судебного заседания нашел подтверждение и тот факт, что указанные выше образовательные учреждения имеют наличие статуса юридического лица.

Суд считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, по причине того, что трудовая пенсия лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли и состоят в трудовых отношениях.

Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списками, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Кроме того, раздел «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2001 года признан недействительным.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средний заработок. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.

Факт нахождения Усольцевой Н.Н. с 14.04.2003 по 18.04.2003, с 17.10.2003 по 31.10.2003, с 16.02.2004 по 21.02.2004, с 05.04.2004 по 17.04.2004, с 26.04.2004 по 30.04.2004, с 18.11.2004 по 20.11.2004 на курсах повышения квалификации подтверждается приказами о направлении на учебу (л.д.20-25).

Курсы повышения квалификации являются неотъемлемой частью педагогической деятельности. Кроме того, время нахождения на курсах оплачивалось истцу, за это время производились отчисления в Пенсионный фонд. При этом отсутствие указания соответствующего кода выслуги лет в данных персонифицированного учета истца, не является основанием для отказа во включении этих периодов в ее специальный трудовой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Нормативные акты, на которые ссылается ответчик, ущемляют гарантированное Усольцевой Н.Н. Конституцией Российской Федерации, как гражданину Российской Федерации, право на социальное обеспечение, а значит, не соответствуют установленному ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципу, запрещающему издавать законы, и, тем более, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Между тем, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием.

Исходя из такого конституционного толкования ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным критерием, определяющим смысл и содержание права на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей является характер, специфика этой работы, ее социальная полезность для общества и государства, которые за прошедшее десятилетие не претерпели существенных изменений и в равной мере поощряются и гарантируются как прежней, так и ныне действующей Конституцией Российской Федерации.

Следовательно, данные нормативные акты не должны применяться при рассмотрении указанного гражданского дела и спор необходимо разрешать, непосредственно руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, признав требования Усольцевой Н.Н. законными и обоснованными.

В свою очередь, на момент обращения за пенсией, специальный трудовой стаж Усольцевой Н.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составлял более 25 лет, то есть обязательное условие 25-летнего стажа при обращении за пенсией ею было соблюдено, поэтому у истца возникло данное право с 03 декабря 2010 года, которым она и имеет право воспользоваться.

Таким образом, суд считает, что требования истца следует признать законными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 12,55-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Усольцевой Наталии Николаевны удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ревде и по г. Дегтярск Свердловской области включить Усольцевой Наталии Николаевны в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды его работы:

с 30.07.1992 по 23.08.1992 – в должности «учителя» в средней школе № 1 Лисавского ГОРОНО;

с 01.09.1996 по 01.09.1997 – в должности «заместителя директора по УВР» в средней школе № 6 Лисавского ГОРОНО;

с 24.08.1992 по 31.08.1996 - должности « учителя истории» в средней школе № 6 Лисавского ГОРОНО;

с 14.04.2003 по 18.04.2003, с 27.10.2003 по 31.10.2003, с 16.02.2004 по 21.02.2004, с 05.04.2004 по 17.04.2004, с 26.04.2004 по 30.04.2004, с 18.11.2004 по 20.11.2004 - прохождение курсов повышения квалификации и назначить ей пенсию со дня обращения, то есть с 03 декабря 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ревдинский городской суд.

Судья С.Ю. Пименова