Дело № 2-111К\11 Р Е Ш Е Н И Е (резолютивная часть) Именем Российской Федерации 09 февраля 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П., С участием истца Шуриновой Л.Г., представителя ответчика Неклюдова С.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуриновой Людмилы Григорьевны ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске об обязывании ответчика включить в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Ревде и г.Дегтярске» включить Шуриновой Людмиле Григорьевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды ее работы: с 20.02.1995 г. по 03.11.1998 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ « Ревдинский завод по обработке цветных металлов», с 04.11.1998 г. по 05.05.2000 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ «Металлургический холдинг», с 06.05.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ « Ревинский завод по обработке цветных металлов», с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 г. в должности зубной врач в здравпункте Железнодорожной районной общественной организации инвалидов, с 01.02.2004 г. по 31.05.2005 г. в должности зубной врач в здравпункте ОАО « Ревдинский завод по обработке цветных металлов», с 01.01.2001 г. по 30.04.2001 г. в должности зубной врач в медсанчасти Ревдинской территориальной общественной организации инвалидов, с 01.05.2001 г. по 31.07.2003 г. в должности зубной врач в медсанчасти Нижнесергинской территориальной общественной организации инвалидов, с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 в должности зубной врач в здравпункте Железнодорожной районной общественной организации инвалидов, назначить пенсию с 26 ноября 2010 года. Указанные выше периоды подлежат зачету в специальный стаж Шуриновой Л.Г. без учета входящих в них дней вынужденных простоев и отпусков без сохранения заработной платы:1995 г. - 21 день, 1996 г. - 17 дней, 1997 г. - 4 дня, 1998 г. - 14 дней, 1999г. - 5 дней, 2000 г. - 5 дней. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ревдинский городской суд. Мотивированное решение будет изготовлено 14 февраля 2011 года. Судья: Н.Ю. Козловских Дело № 2-111К\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 февраля 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П., С участием истца Шуриновой Л.Г., представителя ответчика Неклюдова С.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуриновой Людмилы Григорьевны ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске об обязывании ответчика включить в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л : Шуринова Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске (далее УПФ), в котором просила обязать ответчика включить ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы: с 20.02.1995 г. по 03.11.1998 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ «Ревдинский завод по обработке цветных металлов», (далее АООТ РЗ ОЦМ) с 04.11.1998 г. по 05.05.2000 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ «Металлургический холдинг», с 06.05.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ «Ревинский завод по обработке цветных металлов», (далее АООТ РЗ ОЦМ) с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 г. в должности зубной врач в здравпункте Железнодорожной районной общественной организации инвалидов, (далее ЖРООИ) с 01.02.2004 г. по 31.05.2005 г. в должности зубной врач в здравпункте ОАО « Ревдинский завод по обработке цветных металлов», с 01.01.2001 г. по 30.04.2001 г. в должности зубной врач в медсанчасти Ревдинской территориальной общественной организации инвалидов, (далее РТООИ) с 01.05.2001 г. по 31.07.2003 г. в должности зубной врач в медсанчасти Нижнесергинской территориальной общественной организации инвалидов, (далее НТООИ) с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 в должности зубной врач в здравпункте Железнодорожной районной общественной организации инвалидов, и назначить пенсию с момента обращения, с 21.10.2010 г. В судебном заседании истец Шуринова Л.Г. свои требования поддержала в полном объеме. Она пояснила суду, что она с августа 1980 г. по настоящее время работает на медицинских должностях в учреждениях здравоохранения и имеет 30 лет специального стажа. Как она полагает, ее специального трудового стажа достаточно для назначения ей пенсии по старости. В этой связи она 21.10.2010 года обратилась в УПФ по г. Ревде с заявлением о назначении ей пенсии. В назначении пенсии ей было отказано в ее специальный медицинский стаж не были включены указанные выше периоды ее работы. Она считает отказ во включении спорных периодов в ее специальный трудовой стаж и в назначении ей пенсии незаконным, противоречащим действовавшему в спорные периоды законодательству и Конституции РФ. Представитель ответчика Неклюдов С.В. требования истца не признал, полагал, что истцу было законно и обоснованно отказано в назначении пенсии по основаниям, указанным в решении комиссии УПФ. Он суду пояснил, что периоды работы истца в здравпунктах АООТ РЗ ОЦМ, АООТ «Металлургический холдинг», АООТ РЗ ОЦМ, ЖРООИ, ОАО РЗ ОЦМ не могут быть приняты к зачету, так как наименование учреждения «здравпункт» Списком № 781 не поименовано. Пунктом 3 Правил № 781 предусмотрена работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781. Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Применить п. 6 Правил № 781 не представляется возможным, так как в Перечне структурных подразделений среди медицинских учреждений здравпункт так же не предусмотрен. Периоды работы истца в медсанчасти РТООИ, в медсанчасти НТООИ также по его мнению не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, т.к. согласно п.4 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, начиная с 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии выполнения работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Доказательств выполнения работы в режиме, предусмотренном законодательством, истцом в ПФР не представлено. Также не подтверждено документально условие выполнения работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в период работы с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 г. в должности «зубной врач» в здравпункте ЖРООИ. Кроме того, в спорные периоды входят дни вынужденных простоев и отпуска без сохранения заработной платы:1995 г. - 21 день, 1996 г. - 17 дней, 1997 г. - 4 дня, 1998 г. - 14 дней, 1999г. - 5 дней, 2000 г. - 5 дней, которые не могут быть включены в стаж работы истца на соответствующих видах работ, поскольку в эти периоды истец не осуществляла медицинскую деятельность. В соответствии с п.п. 4,5 Правил № 516 (пункт 5 Правил № 516 в редакции постановления Правительства РФ от 18.06.2007 № 381) в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, наряду с работой включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Кроме того, в соответствии с п. 2 статьи 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому, период работы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, по которому отсутствует код «выслуга лет» (по 31.12.2001 г. код ЗП81ГД, с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. - код 28ГД, с 01.01.2010 г. - код 27-ГД) в стаж на соответствующих видах работ не включается. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, считает требования Шуриновой Л.Г. подлежащими удовлетворению. В соответствии с пп. 20 п1.ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (для женщин – 55 лет) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Решением ГУ УПФР в г. Ревде и г. Дегтярске № 1082 от 24.11.2010 года Шуриновой Л.Г. было отказано в назначении пенсии и не зачтены в ее трудовой стаж спорные периоды работы. Всего к зачету принято 19 лет 9 месяцев 19 дней (л.д. 6-8). В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа за период до 1.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие закона « О трудовых пенсиях». Соответственно при исчислении продолжительности стада за период до 1.01.2002 года могут применяться правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» и иные нормативные акты, в соответствии с которыми в тот период исчислялся трудовой стаж. В соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях» устанавливались списки определенных работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, без указания наименования учреждения. Кроме того, до 1.11.1999 г. для определения периодов работы, подлежащих включению в специальный трудовой стаж основным нормативно-правовым актом является Постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464) а также Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3.11.1999 года № 395. Списком № 464 предусматривалось включение в медицинский стаж периодов работы в должности фельдшера. Судом установлено, подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. 9-12), должностной инструкцией (л.д. 13-16), уточняющей справкой (л.д. 19), табелями учета рабочего времени (л.д. 20-56), что истец в спорные периоды работала в должности зубной врач. Согласно п.5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 627 от 7.10.2005 года об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в Единую номенклатуру включены в том числе здравпункты (врачебные, фельдшерские), которые являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Судом установлено, что истец с 1995 года по настоящее время работает в одном и том же месте, которое в разные периоды именовалось по разному и передавалось из одной организации (учреждения) в другую, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, уточняющей справкой ОАО РЗ ОЦМ (л.д.19). Согласно Постановлению Конституционного суда № 11-П от 3.06.2004 года в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. При этом Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности. Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности впервые было введено актами Правительства Российской Федерации - Постановлениями от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая запрос Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О указал, что из Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет в отношении работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Вместе с тем это не может означать, что до перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации). Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере применима и при выявлении конституционно-правового смысла норм, которые до введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулировали назначение пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (статья 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Исходя из конституционного толкования норм пенсионного законодательства, основным критерием, определяющим смысл и содержание права на пенсию в связи с лечебной деятельностью является характер, специфика этой работы, ее социальная полезность для общества и государства, которые за прошедшие десятилетия не претерпели существенных изменений и в равной степени поощряются Конституцией РФ. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. При указанных обстоятельствах суд считает не имеющим принципиального значения факт работы истца не в учреждениях здравоохранения. Предприятия, в которых работала истец и то предприятие, в котором она продолжает работать, имеет в своей структуре здравпункт. Наименование «Здравпункт» поименовано в соответствующих списках. Также это предприятие имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д. 17-18). Факт осуществления истцом медицинской деятельности во все спорные периоды подтвердили суду свидетели Чернышева С.И. и Мусихина А.К. Также они подтвердили факт осуществления истцом медицинской деятельности во все спорные периоды работы истца в здравпункте. Судом установлено, что истец в эти периоды, а также в периоды работы в медсанчасти РТООИ и НТООИ работала с полной нагрузкой, предусмотренной для данной должности, что подтверждается показаниями свидетелей тех же Чернышевой С.И. и Мусихиной А.К. а также представленными истцом табелями учета рабочего времени с января 2001 года по январь 2004 года (л.д.20-56). Поэтому данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истца. При этом не имеет существенного значения отсутствие в данных истца, представленных работодателем кода о выслуге лет за спорные периоды, начиная с 2001 года. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что все спорные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж истца. Заявление о назначении пенсии подано Шуриновой в ПФР 21.10.2010 года. Согласно справки о специальном стаже истца, представленной ответчиком (л.д. 76), специальный страховой стаж Шуриновой на 25.11.2010 г. с учетом всех спорных периодов составляет 30 лет, т.е. соответствует требуемым условиям выслуги. Поэтому требование истца об обязывании ответчика назначить пенсию с момента обращения также подлежит удовлетворению. При этом входящие в спорные периоды дни вынужденных простоев и отпуска без сохранения заработной платы:1995 г. - 21 день, 1996 г. - 17 дней, 1997 г. - 4 дня, 1998 г. - 14 дней, 1999г. - 5 дней, 2000 г. - 5 дней, поскольку в эти периоды истец не осуществляла медицинскую деятельность. С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Ревде и г.Дегтярске» включить Шуриновой Людмиле Григорьевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды ее работы: с 20.02.1995 г. по 03.11.1998 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ « Ревдинский завод по обработке цветных металлов», с 04.11.1998 г. по 05.05.2000 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ «Металлургический холдинг», с 06.05.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности зубной врач в здравпункте АООТ « Ревинский завод по обработке цветных металлов», с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 г. в должности зубной врач в здравпункте Железнодорожной районной общественной организации инвалидов, с 01.02.2004 г. по 31.05.2005 г. в должности зубной врач в здравпункте ОАО « Ревдинский завод по обработке цветных металлов», с 01.01.2001 г. по 30.04.2001 г. в должности зубной врач в медсанчасти Ревдинской территориальной общественной организации инвалидов, с 01.05.2001 г. по 31.07.2003 г. в должности зубной врач в медсанчасти Нижнесергинской территориальной общественной организации инвалидов, с 01.08.2003 г. по 31.01.2004 в должности зубной врач в здравпункте Железнодорожной районной общественной организации инвалидов, назначить пенсию с 26 ноября 2010 года. Указанные выше периоды подлежат зачету в специальный стаж Шуриновой Л.Г. без учета входящих в них дней вынужденных простоев и отпусков без сохранения заработной платы:1995 г. - 21 день, 1996 г. - 17 дней, 1997 г. - 4 дня, 1998 г. - 14 дней, 1999г. - 5 дней, 2000 г. - 5 дней. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Ревдинский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011 года. Судья: Н.Ю. Козловских