Дело №2-528/2011 Решение по иску Андриянова С.Р. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске о признании незаконным решения от 23.03.2010 об отказе во включении в специальный стаж периодов службы в армии.



Дело № 2-528с\2011

Изготовлено 24.06.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года город Ревда Свердловской области

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой С.Ю.,

при секретаре Востриковой Н.В.,

с участием истца Андрянова Сергея Романовича,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярск Мозалевич Анастасии Олеговны ( доверенность № 4 от 14.02.2011),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Андриянова Сергея Романовича к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске о признании незаконным решения от 23.03.2010 об отказе во включении в специальный стаж периодов службы в армии и работы в выборной должности, обязывании включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Андриянов С.Р. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске (далее УПФ), в котором просил признать незаконным решение УПФ от 23.03.2010 об отказе во включении в специальный трудовой стаж соответствующих видах работ ( по Списку № 1) периодов службы в армии ( с 23.11.1962 по 10.07.1965) и работы в выборной должности в качестве председателя профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления ( с 13.05.1982 по 31.03.1985), обязывании ответчика включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии с учетом включения спорных периодов с 01 мая 2011 года.

В обоснование заявленных требований следует, что решением УПФ от 23.03.2010 истцу Андриянову С.Р. во включении периодов службы в рядах Советской Армии и работы в выборной должности в специальный трудовой стаж соответствующих видов работ ( по Списку № 1) отказано. Истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его пенсионные права. С 07.08.1962 и до выхода на пенсию, Андриянов С.Р. был занят на подземных работах в Дегтярском рудоуправлении. 07.08.1990 года ему была назначена досрочно трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда. На 21.09.1990 – дату назначения пенсии, продолжительность специального трудового стажа истца составляла 28 лет 3 месяца 18 дней с зачетом спорных периодов. При перерасчете назначенной истцу пенсии по правилам, предусмотренным пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионным органом размер страховой части трудовой пенсии истцу исчислен из пенсионного капитала, рассчитанного на 1 января 2002 года из стажа на соответствующих видах работ по Списку N 1. При этом, в стаж по Списку N 1 не были включены периоды прохождения службы в Советской Армии и работы в выборной должности в качестве председателя профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления. В 2010 году, при валоризации, выяснилось, что периоды прохождения службы в Советской Армии и работы в выборной должности не были подтверждены пенсионной комиссией, что повлияло на размер валоризации, так как специальный стаж был уменьшен на периоды прохождения службы в Советской Армии и работы в выборной должности в качестве председателя профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления. В качестве основания к отказу во включении спорных периодов в специальный стаж пенсионный орган указывает на то обстоятельство, что перечисленные виды деятельности могли быть приравнены к льготному стажу при отсутствии у заявителя полного требуемого специального стажа. Указанный вывод, по мнению истца, не соответствует закону. Заявление о включении спорных периодов в льготный стаж имело целью не назначение досрочной пенсии по указанному основанию, а перерасчёт её размера в сторону увеличения. Считает ссылку УПФ ошибочной. В соответствии с законодательством, действовавшим в период прохождения истцом службы в армии и работы на выборной должности, названные периоды приравниваемой деятельности (службы в армии, выборная работа и т.п.) по действовавшему до 1 января 1992 года законодательству, включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях. В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, действовавшим на момент начала работы истца освобожденным профсоюзным работником на выборной должности, а также частью 3 статьи 26 Федерального Закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и части 2 статьи 375 Трудового Кодекса РФ, время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный стаж. Также, в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы. Согласно пункту 3 ст.10 Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе засчитывается в стаж работы по специальности, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. При принятии решения, пенсионным органом не учтено также, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Незаконный отказ ответчика во включении спорных периодов в специальный стаж приводит к уменьшению величины расчётного пенсионного капитала, что повлияло на размер пенсии, ее увеличение в результате валоризации ( п.1 ст. 30.1 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ»).

В судебном заседании истец Андриянов С.Р. заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Мозалевич А.О. исковые требования не признала по основаниям, указанных в отзыве ( л.д. 23-24), суду пояснила, что считает отказ во включении спорных периодов ( службы в Армии и работы в выборной должности) законным и обоснованным, так как на основании ранее действующего законодательства, само по себе включение их в специальный трудовой стаж производится при недостатке специального стажа для определения права на досрочную трудовую пенсию. Так как у истца, на момент назначения досрочной (льготной) пенсии, было достаточно специального стажа, включение указанных периодов не является необходимым.

Суд, выслушав пояснения истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 1 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (для мужчин – 60 лет) лицам, по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно ч.2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Истец Андриянов С.Р. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Пенсия ему назначена 21.09.1990, на момент назначения пенсии Андриянов С.Р. имел стаж на соответствующих видах работ (по Списку № 1) 28 лет 3 месяца 18 дней ( с зачетом спорных периодов службы в Армии и работы в выборной должности).

Вместе с тем, как пояснила представитель Пенсионного Фонда в судебном заседании, при назначении пенсии, Андриянову С.Р. не были включены в его специальный трудовой стаж периоды: службы в Армии ( с 23.11.1962 до 10.07.1965) и работы на выборной должности - председатель профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления ( с 13.05.1982 до 31.03.1985), так как и за исключением этих периодов работы его специального стажа было достояно для льготного назначения пенсии – 22 года 5 месяцев 14 дней. Данный факт подтверждается Протоколом- представлением, в котором указаны периоды специального трудового стажа, включенные Андриянову С.Р. в стаж для назначения пенсии ( л.д. 62-74).

Факт того, что истец Андриянов С.Р. в период с 23.11.1962 по 10.07.1965 проходил службу в рядах Советской Армии, а в период с 13.05.1982 по 31.03.1985 работал в выборной должности в качестве председателя профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления в судебном заседании ответчиком не оспаривался и подтвержден трудовой книжкой ( л.д. 49-61). Вместе с тем, как следует из выписки из военного билета, Андриянов С.Р. проходил срочную военную службу (по материалам пенсионного дела) с 23.11.1962 по 10.07.1965, поэтому начало службы в Армии истца необходимо исчислять с 23 ноября, а не с 09 ноября 1962 года, как записано в трудовой книжке.

19.03.2010 Андриянов С.Р. обратился в УПФ в г. Ревде и г. Дегтярске с заявлением о зачете в стаж на соответствующих видах работ (по Списку № 1) периодов иных видов деятельности: с 23 ноября 1962 года по 10 июля 1965 года - служба в рядах Советской Армии и с 13 мая 1982 года по 31 марта 1985 года работа на выборной должности – председатель профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает включение иных видов деятельности в стаж на соответствующих видах работ.

Между тем, пунктом 1 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17.12.2001 ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, (действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством ( в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или на выслугу лет.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

На основании п.2 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 № 4, при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 года, расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 года, размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 01 января 2002 года и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 года) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Положения ст.6 ( части 2), ст.15 ( части 4), ст. 17 ( части 1), ст. 18 и 19 и ст. 55 ( части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется.

В соответствии с ч 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласноч.3 ст. 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Аналогичное положение содержится также в ч.3 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Таким образом, отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных им требований.

Нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж, требующийся для назначения пенсии на льготных основаниях.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды работы Андриянова С.Р. с 13.05.1982 по 31.03.1985 в выборной должности в качестве председателя профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления подлежат включению в специальный стаж.

Кроме того, при разрешении настоящего спора имеет правовое значение разъяснение Конституционного Суда РФ, изложенное в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О, в связи с чем, следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972 ) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.

Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку период службы Андриянова С.Р. в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы вышеуказанным положениям Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ.

Кроме того, как следует из трудовой книжки истца, и до периода службы по призыву и работы по выборной должности, и после них, истец Андриянов С.Р. работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Доводы ответчика в части того, что спорные периоды ( служба в армии, работа в выборной должности) включаются в специальный трудовой стаж лишь в случае недостаточности стажа для досрочного назначения пенсии судом не принимаются, так как основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

С 01 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей ( пункт2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При этом ч.5 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в ч.1 ст. 27, пп.7-13 ч.1 ст. 28 этого Федерального закона, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в ч.1 ст. 27 и пп.7-13 ч.1 ст. 28 названного Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, истцу Андриянову С.Р. преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, осуществляться по его выбору с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) ( л.д. 26-27, 78-87). Конвертация пенсионных прав из общего трудового стажа для истца Андриянова С.Р. менее выгодна, в связи с чем его заявление от 23.12.2009 ( л.д. 25) не удовлетворено.

При перерасчете назначенной истцу пенсии по правилам, предусмотренным ч.5 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( в редакции от 30.12.2008) ( конвертация ( преобразование) пенсионных прав), пенсионным органом размер страховой части трудовой пенсии истцу исчислен из пенсионного капитала, рассчитанного на 1 января 2002 года из стажа на соответствующих видах работ по Списку 1, при этом в стаж по Списку 1 не были включены периоды прохождения службы в Советской Армии и работы в выборной должности.

Вместе с тем, при пробном расчете, выполненном ответчиком с условием включения спорных периодов в специальный трудовой стаж, общий размер пенсии Андриянова С.Р. будет немного выше ( л.д. 41-48).

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии и работы в выборной должности действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, исковые требования Андриянова С.Р. подлежат удовлетворению. При этом, в силу п.3 ч.1 ст. 20 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцев, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.

Андриянов С.Р. обратился в суд 26 апреля 2011 года, просит произвести перерасчет пенсии с 01 мая 2011 года. Суд, рассматривая дело по заявленным истцом требованиям в силу ч.3 т. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может выйти за переделы заявленных требований и считает необходимым обязать ответчика произвести Андриянову С.Р. перерасчет пенсии с учетом включения спорных периодов с 01 мая 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 12,55-56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Андриянова Сергея Романовича удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске включить Андриянову Сергею Романовичу в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ ( по Списку № 1) периоды: службы в рядах Советской Армии с 23.11.1962 по 10.07.1965; работы в выборной должности в качестве председателя профсоюзного комитета Дегтярского рудоуправления с 13.05.1982 по 31.03.1985 и произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов с 01 мая 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Ревдинский городской суд.

Судья: подпись

Копия верна

Решение вступило в законную силу________________________________

Судья С.Ю. Пименова