№ 2-549 «в»/2011 год З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л., при секретаре Суровцевой О.А., с участием прокурора Сидоровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ревды в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Дегтярск об обязывании выполнить противопожарные мероприятия в поселке Чусовая, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Ревды обратился в суд с требованием в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Дегтярск об обязывании выполнить противопожарные мероприятия в поселке Чусовая. В обосновании своих первоначальных требований представитель истца пояснил, что в состав территории городского округа Дегтярск согласно п. 2 ст. 3 Устава городского округа Дегтярск, утвержденного Решением Дегтярской городской думы № 89 от 28.06.2005 входит, в том числе поселок Чусовая. Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 31.03.2011 № 351-ПП «О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному периоду» поселок Чусовая городского округа Дегтярск входит в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. Согласно акту проверки № 57 от 06.04.2011, проведенной отделом надзорной деятельности городского округа Ревда, городского округа Дегтярск Главного управления МЧС России по Свердловской области, со стороны администрации городского округа Дегтярск выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в п. Чусовая: отсутствует наружное освещение территории населенного пункта и подъездов к водоисточникам; территория населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также не определен порядок вызова пожарной охраны; населенный пункт не оборудован переносной пожарной мотопомпой; населенный пункт не оборудован наружным пожарным водоснабжением (пожарными водоемами объемом не менее 54 м3, с возможностью забора воды пожарными автомобилями в любое время года); в местах примыкании населенного пункта (границ застройки) к лесному массиву не предусмотрена защитная (минерализованная) противопожарная полоса, либо другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения. За нарушение указанных требований пожарной безопасности администрация городского округа Дегтярск привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 4 от 21.12.2010 администрация городского округа Дегтярск была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть невыполнение в установленный срок до 01.10.2010 предписания отдела государственного пожарного надзора Ревдинского района № 220/140/1-5 от 24.09.2009. Предписанием № 57/1/26 от 06.04.2011 Отдела надзорной деятельности городского округа Ревда, городского округа Дегтярск администрация городского округа обязана устранить нарушения требований пожарной безопасности в п. Чусовая в срок до 01.06.2011. Однако данное предписание исполнено не было. В связи этим прокурор г. Ревды просит обязать администрацию городского округа Дегтярск выполнить требования пожарной безопасности в поселке Чусовая городского округа Дегтярск: обеспечить наличие наружного освещения территории населенного пункта и подъездов к водоисточникам; территорию населенного пункта оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также определить порядок вызова пожарной охраны; населенный пункт оборудовать наружным пожарным водоснабжением (пожарными водоемами объемом не менее 54 мЗ, с возможностью забора воды пожарными автомобилями в любое время года); в местах примыкания населенного пункта (границ застройки) к лесному массиву выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения, в срок, установленный в предписании от 06.04.2011, то есть до 01.06.2011. В последующем представителем истца исковые требования были уточнены в части того, что следует обязать администрацию городского округа Дегтярск выполнить требования пожарной безопасности в поселке Чусовая городского округа Дегтярск: обеспечить наличие наружного освещения территории населенного пункта и подъездов к водоисточникам в течение месяца с момента вступления в силу решения суда. В ходе судебного заседания представитель истца Сидорова М.С. уточнённые требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить. В остальной части судом был принят отказ представителя истца от исковых требований, в связи с добровольным исполнением исковых требований ответчиком в части следующих требований: территорию населенного пункта оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также определить порядок вызова пожарной охраны; населенный пункт оборудовать наружным пожарным водоснабжением (пожарными водоемами объемом не менее 54 м3, с возможностью забора воды пожарными автомобилями в любое время года); в местах примыкания населенного пункта (границ застройки) к лесному массиву выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения, в срок, установленный в предписании от 06.04.2011, то есть до 01.06.2011 (л.д. 44). Представитель ответчика Администрации городского округа Дегтярск в судебном заседании не присутствовал без уважительной причины, хотя был надлежащим образом извещен о времени рассмотрения данного дела, что подтверждается записью в справочном листе, уведомлениями в получении судебной повестки (л.д.35,43), а также отзывом на исковое заявление (л.д.36), доказательств уважительности причин неявки суду не представил, своих возражений на иск не направил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался. Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, ГУ МЧС России по Свердловской области в судебном заседании не присутствовал без уважительной причины, хотя был надлежащим образом извещен о времени рассмотрения данного дела, что подтверждается записью в справочном листе, распиской в получении судебной повестки (л.д.34), доказательств уважительности причин неявки суду не представил, своих возражений на иск не направил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался. Таким образом, суд считает возможным с согласия представителя истца, учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся представителей ответчика и третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного судопроизводства. Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, в состав территории городского округа Дегтярск согласно п. 2 ст. 3 Устава городского округа Дегтярск, утвержденного Решением Дегтярской городской думы № 89 от 28.06.2005 входит, в том числе поселок Чусовая. Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 31.03.2011 № 351-ПП «О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному периоду» поселок Чусовая городского округа Дегтярск входит в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. Проведенной отделом надзорной деятельности городского округа Ревда, городского округа Дегтярск Главного управления МЧС России по Свердловской области, со стороны администрации городского округа Дегтярск были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в п. Чусовая: отсутствует наружное освещение территории населенного пункта и подъездов к водоисточникам; территория населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также не определен порядок вызова пожарной охраны; населенный пункт не оборудован переносной пожарной мотопомпой; населенный пункт не оборудован наружным пожарным водоснабжением (пожарными водоемами объемом не менее 54 м3, с возможностью забора воды пожарными автомобилями в любое время года); в местах примыкании населенного пункта (границ застройки) к лесному массиву не предусмотрена защитная (минерализованная) противопожарная полоса, либо другие мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения, о чем составлен акт проверки № 57 от 06.04.2011 (л.д. 8-10). Согласно п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещении пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. На основании п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу. Как следует из п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Так, в соответствии с п. 2.12 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утв. постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. N 123, расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в населенном пункте для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по табл. 5. Согласно п. 9.27 СНиП 2.04.02-84* хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п.2.11. Согласно примечания 1 к п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп.9.27-9.33 для: населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. человек. Согласно п. 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). 14.04.2011 администрация городского округа Дегтярск за нарушение указанных требований пожарной безопасности привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается постановлением (л.д.17-19). Ранее 21.12.2010 постановлением мирового судьи судебного участка № 4 (л.д.25-26) администрация городского округа Дегтярск была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок до 01.10.2010 предписания отдела государственного пожарного надзора Ревдинского района № 220/140/1-5 от 24.09.2009 (л.д.20-21). Согласно предписанию № 57/1/26 от 06.04.2011 (л.д.11-16) Отдела надзорной деятельности городского округа Ревда, городского округа Дегтярск администрация городского округа обязана была устранить нарушения требований пожарной безопасности в п. Чусовая в срок до 01.06.2011. Однако, администрация городского округа Дегтярск в письме от 22.04.2011 № 1691 адресованном прокурору г. Ревды сообщила, что поселок Чусовая оборудован переносной пожарной мотопомпой, иные нарушения администрацией городского округа не устранены (л.д.27). В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. В ходе рассмотрения данного дела, часть мероприятий по пожарной безопасности ответчиком Администрацией Городского округа Дегтярск были выполнены, что подтверждается актом проверки № 144 от 17 июня 2011 года. Однако, до настоящего времени ответчиком не были выполнены требования в части того, чтобы обеспечить наличие наружного освещения территории населённого пункта и подъездов к водоисточникам. Согласно ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно ст. 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц – это круг, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В связи с несоблюдением ответчиком обязательных требований пожарной безопасности, установленных законами, нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности населения п. Чусовая городского округа Дегтярск, а также права на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Сторонам, в ходе рассмотрения дела, судом были разъяснены предмет доказывания, права и обязанности по предоставлению доказательств в соответствии со ст. ст. 12, 56,57,65,71 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, предоставлялось время для сбора сторонами дополнительных доказательств. Однако доводы ответчика в случае несогласия с иском никакими объективными доказательствами подтверждены не были. При этом суд учитывает, что ответчику надлежащим образом были разъяснены все его права по представлению доказательств, предоставлялось время для сбора дополнительных документов, которые могли бы опровергнуть доказательства, представленные истцом. Поскольку исковые требования удостоверены убедительными письменными доказательствами, приобщёнными к материалам дела, соответствуют действующему законодательству, каких-либо доказательств, опровергающих их, ответчиками суду не представлены, суд приходит к убеждению о том, что требования представителя истца об обязывании администрации городского округа Дегтярск выполнить требования пожарной безопасности в поселке Чусовая городского округа Дегтярск: обеспечить наличие наружного освещения территории населенного пункта и подъездов к водоисточникам в течение месяца с момента вступления в силу решения суда, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 – 199, 233 – 237, 244 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г. Ревды в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Дегтярск об обязывании выполнить противопожарные мероприятия в поселке Чусовая удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Дегтярск выполнить требования пожарной безопасности в поселке Чусовая городского округа Дегтярск, а именно обеспечить наличие наружного освещения территории населенного пункта и подъездов к водоисточникам. Срок исполнения – в течение месяца с момента вступления в силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в 10-ти дневный срок, а ответчиком может быть подано заявление об отмене этого решения в Ревдинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Мотивированная часть решения изготовлена 23 июня 2011 года. Судья: подпись Копия верна: Судья: Т.Л. Замараева Решение вступило в законную силу «_____»_______________________2011 года. Судья: Т.Л. Замараева