Дело №2-724/2011 Решение по иску Чистяковой Н.Л. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске об исчислении специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.



№ 2-724 «в»/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л.,

при секретаре Суровцевой О.А.,

с участием истца Чистяковой Н.Л., представителя ответчика Мозалевич А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой Натальи Леонидовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске об исчислении специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Чистякова Н.Л. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярске об исчислении специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, обосновав свои требования тем, что с 01.03.1983 она работает медсестрой и осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имеет 30-летний стаж для назначения досрочной пенсии. Она обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Ревде и г. Дегтярску с заявлением о назначении пенсии по п.п. 20., п. 1. ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсия в РФ». Однако решением комиссии при ГУ УПФ РФ по г. Ревде и г. Дегтярску за № 398 от 16 мая 2011 года ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в виду недостающего специального стажа, дающего право на пенсию и Чистяковой Н.Л. было зачтено в стаж 27 лет 5 месяцев 11 дней, при этом комиссия не зачла в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном исчислении следующие периоды работы: - период работы с 01.03.1983 по 09.11.1983, с 22.12.1983 по 04.01.1986, с 25.02.1987
по 20.05.1988 в должности медсестры - анестезиста в хирургическом отделении Караидельской районной больницы, а именно не зачтены в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, так как учреждением не подтверждено, что хирургическое отделение являлось отделением стационара. Но факт работы истца в должности медсестры - анестезиста хирургического отделения подтвержден трудовой книжкой, где стоит печать лечебного учреждения, коечным фондом отделения стационара, лицевыми счетами, где указана зарплата, как медсестры – анестезиста; - период с 10.11.1983 по 21.12.1983 (1 месяц 11 дней) – в должности заведующей ФАП Караидельской центральной районной больнице не принят к зачету в стаж медицинской деятельности; - период с 06.10.1992 по 02.0-9.1993 (11 месяцев 4 дня) - отпуск по уходу за ребенком; - периоды с 21.07.1988 по 28.07.1988, с 03.04.1989 по 07.04.1989, с 25.01.1990 по 30.01.1990, с 03.09.1993 по 17.09.1993, с 10.03.1994 по 11.03.1994, с 01.09.1994 по 01.04.1994, с 27.12.1994 по 30.12.1994, с 12.01.1995 по 13.01.1995, с 07.02.1995 по 08.02.1995, с 03.03.1995 по 03.03.1995, с 20.03.1995 по 20.03.1995, с 13.10.1995 по 27.10.1995, с 12.07.1996 по 16.07.1996, с 06.03.1996 по 16.07.1996, с 01.09.1997 по 15.09.1997, с 03.11.1997 по 06.11.1997, с 28.05.1998 по 05.06.1998, с 30.06.1998 по 02.07.1998, с 06.12.1999 по 10.12.1999, с 13.09.2000 по 13.09.2000, с 14.05.2002 по 15.05.2002, с 10.04.2007 по 13.04.2007, с 28.04.2008 по 30.04.2008, с 28.04.2009 по 28.04.2009, с 12.05.2009 по 13.05.2009 – (117 дней, с 01.03.1983 по 22.04.2011 – отпуск без сохранения заработной платы; - периоды с 30.08.1982 по 28.02.1983, с 24.04.1995 по 02.06.1995, с 02.10.2000 по 28.10.2000, с 05.09.2005 по 30.09.2005 – (8 месяцев 28 дней, с 01.03.1983 по 22.04.2011) Курсы повышения квалификации. С решением комиссии при ГУ УПФ РФ по г. Ревде и г. Дегтярску за № 398 от 16 мая 2011 г. Чистякова Н.Л. не согласна, считает его незаконным, противоречащим ст., ст. 39, 55 ч. 2 Конституции РФ, где указано на запрещение издавать законы и тем более, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Также не обоснованным истец считает исключение из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, что так же является нарушением ее конституционных прав. В связи с этим истец Чистякова Н.Л. просит обязать ответчика засчитать ей периоды работы: период с 01.03.1983 по 09.11.1983, с 22.12.1983 по 04.01.1986, с 25.02.1987 по 20.05.1988 в должности медсестры –анестезиолога в хирургическом отделении Караидельской районной больнице, включить в специальный трудовой стаж дающий право на льготную пенсию в льготном исчислении как 1 год за 1 года 6 месяцев; с 10.11.1983 по 21.12.1983 (1 месяц 11 дней) в должности заведующей ФАП Караидельской центральной районной больнице; а также периоды с 30.08.1982 по 28.02.1983, с 24.04.1995 по 02.06.1995, с 02.10.2000 по 28.10.2000, с 05.09.2005 по 30.09.2005 – (8 месяцев 28 дней, с 01.03.1983 по 22.04.2011) курсы повышения квалификации, и назначить пенсию с момента обращения в УПФ РФ в г. Ревде и в г. Дегтярске.

В предварительном судебном заседании истец Чистякова Н.Л. уточнила исковые требования, просит период работы с 01.03.1983 по 09.11.1983, с 22.12.1983 по 04.01.1986, с 25.02.1987 по 20.05.1988 в должности медсестры-анестезиолога в хирургическом отделении Караидельской районной больнице, включенном в УПФ РФ в г. Ревде и в г. Дегтярске как один год за год и три месяца, дополнительно применить коэффициент как один года и шесть месяцев, что подтверждается заявлением.

В ходе судебного заседания истец Чистякова Н.Л. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Ответчик - представитель УПФ РФ в г. Ревде и в г. Дегтярске Мозалевич А.О., действующая на основании доверенности, исковые требования Чистяковой Н.Л. не признала, просила оставить их без удовлетворения, суду пояснила, что при назначении пенсии органы Пенсионного фонда руководствуются законодательством, действующим на момент обращения гражданина за пенсией. Согласно п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (в редакции ФЗ РФ от 30.12.2008 г. № 319) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с полномочиями постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Периоды работы: с 01.03.1983 по 09.11.1983, с 22.12.1983 по 04.01.1986 в должности «медсестра - анестезист хирургического отделения Караидельской центральной районной больнице»; с 25.02.1987 по 20.05.1988 в должности «Медсестра-анестезист хирургического отделения в Караидельской центральной районной больнице» - включены истцу в стаж как один год за один год и три месяца, не применяется льготное исчисление один год за один год и шесть месяцев, так как учреждением не было подтверждено, что хирургическое отделение являлось стационаром. Период работы с 10.11.1983 по 21.12.1983 в должности заведующей ФАП в Караидельской центральной районной больнице не принят к зачету в стаж медицинской деятельности. Пунктом 3 Правил № 781 предусмотрена работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781. Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Должность «заведующая ФАП» Списком № 781 не предусмотрена. В уточняющей справке Караидельской центральной районной больницы от 18.04.2011 № 130 указана должность «заведующая Раздольинским ФАП - медицинская сестра», однако, эта запись не подтверждена документально. Согласно выписке из приказа от 4.11.1983 № 55- п.4 переведена на должность заведующей Раздольинским ФАП. В справке от 18.04.2011 № 131 указано «переведена заведующей Раздольинским ФАП, медицинской сестрой», но данная запись не содержит основания. В выписке из приказа от 19.12.1983 № 114-п4 указано «заведующую Раздольинским ФАП...». В расчетно-платежных ведомостях за ноябрь 1983, I половину декабря 1983 указана должность Сухорословой Н. «зав.ФАП». Больше никакие документы не представлены. Курсы повышения квалификации: с 30.08.1982 по 28.02.1983; с 24.04.1995 по 02.06.1995; с 02.10.2000 по 28.10.2000; с 05.09.2005 по 30.09.2005 не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. указанная пенсия назначается при условии осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. По периодам, исключаемым из Стажа работы, применяются «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.». В соответствии с п.п. 4,5 Правил № 516 (пункт 5 Правил № 516 в редакции постановления Правительства РФ от 18.06.2007 № 381) в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, наряду с работой включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. А так же в соответствии с п.2 статьи 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому, период работы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, по которому отсутствует код «выслуга лет» (до 31.12.2001 код ЗП81ГД, с 01.01.2002 до 31.12.2009 - код 28-ГД, с 01.01.2010 - код 27-ГД) в стаж на соответствующих видах работ не включается. Таким образом, на 22 апреля 2011года, т.е. на дату обращения Чистяковой Н.Л. за назначением пенсии стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составлял 27 лет 05 месяцев 11 дней. В связи с вышеизложенным Управление ПФР просит суд в удовлетворении исковых требований Чистяковой Н.Л. отказать.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, считает требования Чисятковой Н.Л. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно ч. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также ст. 83 ранее действовавшего Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях», списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании Постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01.11.1999 применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, в период с 11.11.1999 по 11.11.2002 - Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, после 11.11.2002 – Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002.

Согласно нормам ранее действующего Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с учетом разъяснения Госкомтруда РСФСР от 17.05.1960 № 19 и инструктивных писем Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.05.1960 № 1-310-9 и от 30.06.1986 № 1-63-И, в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства санитарно-профилактических учреждениях пенсии за выслугу лет назначаются врачам, зубным врачам, техникам, фельдшерам, помощникам врача, акушерам, массажисткам, лаборантам и медицинским сестрам – всем независимо от наименования должности (п.2.9).

Аналогичное положение содержалось и в постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.07.1993 года № 701), врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности были включены в Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет.

На основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 были утверждены списки должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с п. 3 данного Постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 Постановления Правительства от 22.09.1999 № 1066.

Как следует из материалов дела, Чистякова Н.Л. 22.04.2011 обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Решением № 398 от 16.05.2011 ей в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д.5-9,24-28).

Как следует из трудовой книжки, Чистякова Н.Л.. с 30.08.1982 по настоящее время работает в должности медсестры, то есть осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (л.д. 10-11).

В периоды с 01.03.1983 по 09.11.1983; с 22.12.1983 по 04.01.1986; с 25.02.1987 по 20.05.1988 Чистякова Н.Л. работала в должности «медсестра-анестезист хирургического отделения Караидельской центральной районной больнице». К указанным периодам работы истца в должности медсестры–анестезиста хирургического отделения Караидельской центральной районной больнице необходимо применять положения Постановления Совета Министров РСФСМР от 06.09.1991 № 464 со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров… - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Несмотря на тот факт, что по записи в трудовой книжке должность истца Чистяковой Н.Л. значится как медсестра–анестезист хирургического отделения Караидельской центральной районной больнице, судом установлено, что в этот период хирургическое отделение данной больницы являлось именно стационаром.

Данный факт подтверждается копией выписки из штатного расписания, согласно которой хирургическое отделение Караидельской центральной районной больнице являлось стационаром (л.д.21-23). В связи с этим, этот период должен быть включен в специальный трудовой стаж в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев. А поскольку этот период был уже засчитан истцу в льготной исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, так как Караидельская центральная районная больница располагалась в сельской местности, тот данные периоды работы истца Чистяковой Н.Л. с 01.03.1983 по 09.11.1983, с 22.12.1983 по 04.01.1986, с 25.02.1987 по 20.05.1988 в должности медсестры–анестезиста в хирургическом отделении Караидельской районной больнице должны быть включены в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев.

Изложенное не противоречит положениям п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, согласно которого периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п.6 настоящих Правил. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как пп.а так и пп.б настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В период с 10.11.1983 по 21.12.1983 Чистякова Н.Л. работала в должности заведующей ФАП Караидельской центральной районной больнице. Данный период подлежит зачету, так как пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 указан список должностей и учреждений. В данный список включена должность заведующей, и больницы всех наименований. Караидельская центральная районная больница является муниципальным медицинским учреждением и выполняет функцию здравоохранения, т.е. лечение людей. Более того, в трудовой книжке Чистяковой Н.Л. стоит печать Караидельской центральной районной больницы, и согласно справки от 18.04.2011 № 131 указано «переведена заведующей Раздольинским ФАП, медицинской сестрой».

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил (№ 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд также считает, что требование истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 Правил (№ 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в учебных отпусках, периоды использования дополнительных выходных дней, дней без сохранения заработной платы и донорских дней в указанном перечне не предусмотрены.

Однако, действовавшее в тот период пенсионное законодательства (п.п. «ж» п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года), позволяло включать врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работу в которых даётся право на пенсию по выслуге лет, время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Кроме этого, согласно письму Министерства здравоохранения Правительства Свердловской области № 01-28/799 от 06.10.2005 года «О соблюдении требований, определяющих допуск к медицинской деятельности, в медицинских учреждениях Свердловской области» следует, что одним из обязательных требований является соответствие подготовки специалистов занимаемой ими должности, постдипломное обучение не реже одного раза в 5 лет. Нарушение требований к подготовке специалистов, выявленное при проведении контроля, является основанием для приостановления лицензии Росздравнадзора.

В свое время были изданы Приказы Минздрава России от 05.06.1998 года № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» с дополнениями, внесёнными приказами Минздрава РФ № 143 от 04.04.2003 года и № 222 от 26.05.2003 года. В зависимости от наименования специальности в них определена тематика циклов, вид постдипломного образования (специализация, усовершенствование), продолжительность в часах, периодичность и наименование занимаемой должности.

Из материалов дела видно, что Чистякова Н.Л. неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации, за этот промежуток времени за ней сохранялось место работы и производилась оплата, после данного обучения ей выдавались специальные документы, которые ею представлялись в администрацию учреждения.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 пункт 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии со ст. 91 Закона РФ «О государственных пенсиях РФ» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. А поскольку обучение истец проходил в связи с лечебной деятельностью, то периоды времени обучения на курсах повышения квалификации включаются в специальный трудовой стаж.

Необходимость включения в специальный трудовой стаж оспариваемых периодов содержится также в разъяснении Министерства труда и социального развития РФ № 4 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», где указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает, что имеются все основания для зачисления периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

При этом, доводы ГУ УПФ РФ в г. Ревде и г. Дегтярске по отказу во включении в специальный стаж указанных спорных периодов работы для назначении и выплаты пенсии, со ссылкой на ведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения, являются необоснованными, поскольку пенсия назначается не на основании ведомственных нормативных актов, а на основании Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списков профессий и должностей, дающих право для назначения льготных пенсий. Кроме этого, нормативные акты, на которые ссылается ответчик, существенным образом ущемляют гарантированное истцу ст. 39 Конституции РФ как гражданину Российской Федерации право на социальное обеспечение, а значит, не соответствуют установленному ч. 2 ст. 55 Конституции РФ принципу, запрещающему издавать законы, и, тем более, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Между тем, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием.

Исходя из такого конституционного толкования ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным критерием, определяющим смысл и содержание права на пенсию в связи с лечебной деятельностью является характер, специфика этой работы, ее социальная полезность для общества и государства, которые за прошедшее десятилетие не претерпели существенных изменений и в равной мере поощряются и гарантируются как прежней, так и ныне действующей Конституцией Российской Федерации.

Следовательно, данные нормативные акты не должны применяться при рассмотрении указанного гражданского дела и спор необходимо разрешать, непосредственно руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, признав требования Чистяковой Н.Л. законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

22.04.2011 Чистякова Н.Л. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде и г. Дегтярске с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, но решением от 16.05.2011 за № 398 в назначении пенсии ей было отказано. С учетом справки о периодах работы, в случае включения спорных периодов работы, как изложено в решении суда в страховой стаж, на 22.04.2001 у истца имеется специальный трудовой стаж более 30 лет, данного периода достаточно для досрочного назначения пенсии на основании ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Чистяковой Натальи Леонидовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске об исчислении специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии удовлетворить в полном объёме.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске включить Чистяковой Наталье Леонидовне в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды ее работы:

с 01.03.1983 по 09.11.1983, с 22.12.1983 по 04.01.1986, с 25.02.1987 по 20.05.1988 в должности медсестры–анестезиста в хирургическом отделении Караидельской районной больнице в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев,

с 10.11.1983 по 21.12.1983 в должности заведующей ФАП Караидельской центральной районной больнице;

а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30.08.1982 по 28.02.1983, с 24.04.1995 по 02.06.1995, с 02.10.2000 по 28.10.2000, с 05.09.2005 по 30.09.2005.

Назначить Чистяковой Наталье Леонидовне пенсию с момента обращения, то есть с 22 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в 10-ти дневный срок через Ревдинский городской суд.

Мотивированная часть решения изготовлена 11 июля 2011 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья: Т.Л. Замараева

Решение вступило в законную силу «____»_______________________2011 года.

Судья: Т.Л. Замараева