№ 2-766 «в»/2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июля 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л., при секретаре Суровцевой О.А., с участием представителя истца Сидоровой М.С., представителя ответчика Зайцевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ревды в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» о признании деятельности незаконной и обязывании составить, утвердить и представить на согласование паспорта на опасный отход 1 класса опасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Ревды обратился в суд с требованием в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» о признании деятельности незаконной и обязывании составить, утвердить и представить на согласование паспорта на опасный отход 1 класса опасности. В обосновании своих требований представитель истца пояснил, что прокуратурой г. Ревды Свердловской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, регламентирующего деятельность по обращению с отходами. В ходе проведенной проверки установлено, что в результате деятельности МОУ «СОШ № 2» образуются следующие виды твердых отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, которые накапливаются, упаковываются и хранятся на складе школы. Однако, МОУ «СОШ № 2» в нарушение требований природоохранного законодательства осуществляет деятельность без составления паспорта на опасные отходы 1 класса опасности: на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак. Таким образом, для данного учреждения в установленном законом порядке не определено какие конкретно отходы и каким образом оно имеет право размещать, не определен объект размещения отходов. Поскольку не определены качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без составления паспорта на опасный отход является незаконной. На основании ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Невыполнение установленных законом требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с этим прокурор г. Ревды в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать деятельность МОУ «СОШ № 2» по размещению отходов без составления паспорта на опасный отход - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, незаконной; обязать МОУ «СОШ № 2» составить, утвердить и представить на согласование в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО (департамент Росприроднадзора по УрФО) паспорт на опасный отход 1 класса опасности для окружающей среды: на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, которые образуются в результате его деятельности в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель истца Сидорова М.С. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель ответчика – директор МОУ «СОШ № 2» Зайцева В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, что подтверждается заявлением, согласно которого представитель ответчика просит рассмотреть дело признанием иска. Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, прокуратурой г. Ревды Свердловской области была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, регламентирующего деятельность по обращению с отходами. В ходе проведенной проверки установлено, что в результате деятельности МОУ «СОШ № 2» образуются следующие виды твердых отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, которые накапливаются, упаковываются и хранятся на складе школы. Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 утвержден паспорт опасного отхода. Согласно п. 2 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды. Пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» установлено, что паспорта опасных отходов составляются и утверждаются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно п.п. 4.5 п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 марта 2011 г. N 188 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Федеральному округу» территориальный орган участвует в ведении государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности. В соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к 1 классу опасности относятся: ртутные лампы, люминесцентные трубки отработанные и брак, то есть согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются чрезвычайно опасными отходами. Однако, МОУ «СОШ № 2» в нарушение требований природоохранного законодательства осуществляет деятельность без составления паспорта на опасные отходы 1 класса опасности: на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, что подтверждается письмом директора МОУ «СОШ №2» № 107 от 09.06.2011 (л.д.5) в адрес начальника Управления образования Мещерских Т.В., из которого видно, что в результате деятельности в МОУ «СОШ № 2» образуются отходы в виде отработанных люминесцентных ртутных ламп, которые накапливаются, упаковываются и хранятся на складе школы, утилизация в последние годы не велась в виду отсутствия финансирования, отработанные лампы сдавались до 2005 года централизованно, отдельные договоры со школами не заключались. Из письма и.о. директора МОУ «СОШ № 2» № 118 от 23.06.2011 (л.д.6) в адрес прокурора г. Ревды видно, что паспорт опасного отхода на отработанные люминесцентные и ртутьсодержащие трубки не составлен. Таким образом, для данного учреждения в установленном законом порядке не определено какие конкретно отходы и каким образом оно имеет право размещать, не определен объект размещения отходов. Поскольку не определены качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без составления паспорта на опасный отход является незаконной. На основании ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Невыполнение установленных законом требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. На основании ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно ст. 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц – это круг, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Сторонам, в ходе рассмотрения дела, судом были разъяснены предмет доказывания, права и обязанности по предоставлению доказательств в соответствии со ст. ст. 12, 56,57,65,71 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, предоставлялось время для сбора сторонами дополнительных доказательств. В соответствии со ст. 39 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Таким образом, в связи с тем, что представитель ответчика Зайцева В.А. полностью признала исковые требования и просила суд принять ее признание иска, а также с учётом мнения представителя истца, который не возражал в этом, суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Согласно ст. 198 ч. 4 абз.2 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 39, 56, 57, 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г. Ревды в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» о признании деятельности незаконной и обязывании составить, утвердить и представить на согласование паспорта на опасный отход 1 класса опасности удовлетворить в полном объёме. Признать деятельность МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» по размещению отходов без составления паспорта на опасный отход - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, незаконной. Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» составить, утвердить и представить на согласование в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО (департамент Росприроднадзора по УрФО) паспорт на опасный отход 1 класса опасности для окружающей среды: на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, которые образуются в результате его деятельности в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Ревдинский городской суд в течение 10 дней. Мотивированная часть решения изготовлена 25 июля 2011 года. Судья: подпись Копия верна: Судья: Т.Л. Замараева Решение вступило в законную силу «_____»_____________________2011 года. Судья: Т.Л. Замараева
"Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
"Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.