<данные изъяты> Дело № 2-671 И/2011 г. З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 августа 2011 года г. Ревда Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Воробьева И.И., при секретаре Валдас Ю.В., с участием истца Исаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ревды в интересах Исаевой Елены Валерьевны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма, у с т а н о в и л : Прокурор г. Ревды обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 15 кв.м., согласно норме предоставления, действующей на территории муниципального образования ГО Ревда, для предоставления по договору социального найма Исаевой Е.В., и об обязывании администрации ГО Ревда после передачи указанного жилого помещения в муниципальную собственность передать его Исаевой Е.В. на основании договора социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Ревды проведена проверка исполнения администрацией городского округа Ревда законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Исаева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, а ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. При жизни, ФИО4 воспитанием Исаевой Е.В. не занималась, в связи с чем, на основании постановления главы администрации г. Ревды от 17.11.1992 года за № 692 над ней установлена опека. Опекуном назначена ее сестра ФИО5 Исаева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 1997 года состоит в списке детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сформированном администрацией ГО Ревда и направленном в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» с 01.02.2010. За Исаевой Е.В. органами местного самоуправления ГО Ревда никакого помещения не закреплено, чем нарушены ее права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения, а также лиц из их числа. Кроме того, Исаева Е.В. имеет на иждивении двоих малолетних детей, в браке не состоит, проживает в съемном жилом помещении. Вместе с тем, Исаева Е.В. своевременно обратилась в администрацию ГО Ревда для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Жилого помещения Исаевой Е.В. по договору социального найма администрацией ГО Ревда с момента возникновения права по настоящее время не представлено, чем нарушены ее жилищные права. Поскольку Исаева Е.В. необходимыми юридическими познаниями не обладает и не имеет возможности для оплаты квалифицированной юридической помощи и госпошлины, прокурор г. Ревды обратился в суд за защитой ее нарушенных прав в соответствии со ст. 45 ГК РФ. В судебном заседании истец Исаева Е.В. заявленные прокурором г. Ревды в ее интересах требования поддержала по указанным в иске основаниям и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации городского округа Ревда в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне слушания дела надлежащим образом был извещен согласно справочного листа 08 июня 2011 года, о причинах своей неявки суд в известность не поставил. В ходе предварительного судебного заседания 28 июня 2011 года присутствовавший представитель администрации исковые требования признал. Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела он был надлежащим образом извещен согласно справочного листа 08 июня 2011 года. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил и о причинах неявки суд не уведомил. Также не явился представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Он в письменном отзыве указал, что исковые требования прокурора г. Ревды в интересах Исаевой Е.В не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Правительства Свердловской области, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что Правительство Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает, составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11.1.995 г. № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области»), а также, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Непосредственное составление проекта областного бюджета Свердловской области на соответствующий год осуществляется Министерством финансов Свердловской области. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Таким образом, для установления права на обеспечение жилым помещением на основании Закона № 159-ФЗ необходимо, чтобы гражданин относился к установленной категории и не имел закрепленного жилого помещения. (л.д. 49-50) Представитель третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», просил рассмотреть данное дело в его отсутствие (л.д. 44-45). Суд, с учетом мнения истца, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке, с вынесением по делу заочного решения в порядке гл. 22 ГПК РФ. Заслушав пояснения истца Исаевой Е.В., исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения» единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из материалов дела следует, Исаева Е.В. (до регистрации брака Обласова) родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). На основании свидетельства о смерти (л.д.10), ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что мать Исаевой Е.В. – ФИО4 воспитанием ребенка не занималась, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации г. Ревда за № 692 опекуном ФИО6 (после регистрации брака Исаева) была назначена ее сестра ФИО5 (л.д. 9), при этом жилое помещение за Исаевой Е.В. не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла. Согласно справки Ревдинского профессионального училища за № 108 от 30 ноября 1998 года Исаева Е.В. в период с 01 сентября 1993 года по 01 июля 1996 года обучалась в Ревдинском профессиональном училище с трехгодичным обучением и на период обучения обеспечивалась питанием, находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 21). Таким образом, судом установлено, что Исаева Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из списка детей-сирот за 2010 г. Исаева Е.В. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д. 24-30). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Сил РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. ст. 13, 14 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что на момент постановки на учет и в настоящее время Исаева Е.В. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, право бесплатной приватизации не использовала, что подтверждается уведомлением Ревдинского отдела Управления росреестра от 19 октября 2010 года № 18/037/2010-763 (л.д. 19), справкой филиала «Ревдинское БТИ», согласно которой Исаева Е.В. не территории ГО Ревда недвижимого имущества на праве собственности не имеет (л.д. 20). В настоящее время Исаева Е.В. проживает с членами своей семьи: мужем В.А. и двумя дочерьми Исаевой Полиной, 08 мая 1998 года рождения и Исаевой Кристиной 14 апреля 2004 года рождения, в комнате общей площадью 21,2 кв.м., расположенной по адресу: г. Ревда, ул. Карла-Либкнехта, 49-4, нанимателем которой является Исаев В.А. (л.д. 23). Таким образом, Исаева Е.В. на законных основаниях включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации городского округа Ревда. На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований для снятия с учета. Оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, для снятия Исаевой Е.В. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не установлено, ответчик на данные основания не ссылается. Таким образом, судом установлено, что Исаева Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, относится к числу лиц, имеющих в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии -предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение обеспечиваются устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ." Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» в целях реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработан Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 229370 тыс. рублей в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 3). Пунктом 12 указанного Порядка предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Согласно п. 8 данного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Как установлено судом, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения вышеуказанных категорий граждан жилыми помещениями, направляются пропорционально числу таких граждан. Получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «ФПИЖС», которое и производит финансирование строительства и приобретение жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки нуждающихся в жилье граждан должны формироваться органами местного самоуправления и направляться в СОГУ «ФПИЖС» для распределения жилых помещений, которое в свою очередь направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в СОГУ «ФПИЖС» предложения по распределению жилья с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Исаева Е.В. состоит на учете в ГО Ревда, как нуждающаяся в жилом помещении с 1997 года. Она включена в соответствующий Список, направленный Администрацией ГО Ревда в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального строительства» (л.д..24-30). До настоящего времени жилое помещение Исаевой Е.В. не предоставлено. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в ней и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В силу ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социально найма, и других факторов. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно п. 2 Постановления Главы МО «Ревдинский район» от 03.11.2005 № 1597 «Об определении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма жилых помещений на территории мо «Ревдинский район» предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение составляет не менее 15 кв.м., но не свыше 18 кв.м. общей площади на одного человека -норма предоставления жилой площади по договору социального найма. Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должна быть возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м, находящееся в черте городского округа Ревда и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма Исаевой Е.В. На администрацию городского округа Ревда в свою очередь должна быть возложена обязанность после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить Исаевой Е.В. жилое помещение по договору социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 233-234 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г. Ревды в интересах Исаевой Елены Валерьевны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма удовлетворить в полном объеме. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров, находящееся в черте городского округа Ревда и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма Исаевой Елене Валерьевне 0 февраля 1979 года рождения. Обязать администрацию городского округа Ревда после передачи жилого помещения, предназначенного для Исаевой Елены Валерьевны в муниципальную собственность передать его Исаевой Елене Валерьевне 0 февраля 1979 года рождения года рождения на основании договора социального найма. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Ревдинский городской суд, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если таковое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления Судья: подпись. Копия верна: Судья: И.И. Воробьев Решение вступило в законную силу ________________________ Судья: И.И. Воробьев