<данные изъяты> Дело № 2-1093 И/2011 г. З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года г. Ревда Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Воробьева И.И., при секретаре Девятериковой С.А., с участием представителя истца Кадочниковой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыкалова Дмитрия Сергеевича к администрации городского округа Ревда, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л : Рыкалов Д.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 15 кв.м., согласно норме предоставления, действующей на территории муниципального образования ГО Ревда, для предоставления по договору социального найма Рыкалову Д.С. и об обязывании администрации ГО Ревда после передачи указанного жилого помещения в муниципальную собственность передать его Рыкалову Д.С. на основании договора социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что Рыкалов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Рыкалов Д.С. с 2001 года состоит в списке детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сформированном администрацией ГО Ревда. В настоящее время, на основании постановления администрации ГО Ревда за № 2333 от 27 июня 2011 года «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в администрации городского округа Ревда в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» Рыкалов Д.С. состоит во внеочередном списке граждан, в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения под № 40. За Рыкаловым Д.С. органами местного самоуправления ГО Ревда никакого помещения не закреплено, чем нарушены его права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения, а также лиц из их числа. Вместе с тем, Рыкалов Д.С. своевременно обратился в администрацию ГО Ревда для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Жилого помещения Рыкалову Д.С. по договору социального найма администрацией ГО Ревда с момента возникновения права по настоящее время не представлено, чем нарушены его жилищные права. В судебном заседании представитель истца Кадочникова Т.Г. заявленные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации городского округа Ревда в судебное заседание не явился В материалах дела имеется письменный отзыв (л.д.42-43), согласно которого, администрация ГО Ревда, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Согласно письменного отзыва, просит вынести решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», в судебное заседание не явился, согласно письменного отзыва против заявленных Рыкаловым Д.С. требований не возражает. Суд, с учетом мнения представителя истца, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке, с вынесением по делу заочного решения в порядке гл. 22 ГПК РФ. Заслушав пояснения представителя истца Кадочниковой Т.Г., исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения» единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из материалов дела следует, Рыкалов Д.С. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Согласно справки ТОИОГВ УСЗН МСЗН по г. Ревда Рыкалов Д.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители: мать Сурикова (в браке ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Ревдинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим (л.д.11). Таким образом, судом установлено, что Рыкалов Д.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из ответа администрации ГО Ревда за № 31-1432-ж/о от 03 августа 2011 года на 27 июня 2001 года Рыкалов Д.С. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по<адрес> (л.д. 9). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Сил РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. ст. 13, 14 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что на момент постановки на учет и в настоящее время Рыкалов Д.С. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет. В настоящее время Рыкалов Д.С. проживает в квартире по адресу: <адрес> принадлежащей на праве собственности его сестре Рыкаловой Р.Г. Таким образом, Рыкалов Д.С на законных основаниях включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации городского округа Ревда. На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований для снятия с учета. Оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, для снятия Рыкалова Д.С. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не установлено, ответчик на данные основания не ссылается. Таким образом, судом установлено, что Рыкалов Д.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, относится к числу лиц, имеющих в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии -предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение обеспечиваются устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» в целях реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработан Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 3). Пунктом 12 указанного Порядка предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Согласно п. 8 данного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Как установлено судом, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения вышеуказанных категорий граждан жилыми помещениями, направляются пропорционально числу таких граждан. Получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «ФПИЖС», которое и производит финансирование строительства и приобретение жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки нуждающихся в жилье граждан должны формироваться органами местного самоуправления и направляться в СОГУ «ФПИЖС» для распределения жилых помещений, которое в свою очередь направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в СОГУ «ФПИЖС» предложения по распределению жилья с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Рыкалов Д.С. состоит на учете в ГО Ревда, как нуждающаяся в жилом помещении с 11 апреля 2001 года. До настоящего времени жилое помещение Рыкалову Д.С. не предоставлено. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в ней и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В силу ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социально найма, и других факторов. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно п. 2 Постановления Главы МО «Ревдинский район» от 03.11.2005 № 1597 «Об определении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма жилых помещений на территории мо «Ревдинский район» предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение составляет не менее 15 кв.м., но не свыше 18 кв.м. общей площади на одного человека -норма предоставления жилой площади по договору социального найма. Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должна быть возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м, находящееся в черте городского округа Ревда и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма Рыкалову Д.С. На администрацию городского округа Ревда в свою очередь должна быть возложена обязанность после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить Рыкалову Д.С. жилое помещение по договору социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 233-234 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Рыкалова Дмитрия Сергеевича к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма удовлетворить в полном объеме. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров, находящееся в черте городского округа Ревда и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма Рыкалову Дмитрию Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать администрацию городского округа Ревда после передачи жилого помещения, предназначенного для Рыкалова Дмитрия Сергеевича в муниципальную собственность передать его Рыкалову Дмитрию Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора социального найма. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Ревдинский городской суд, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если таковое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления Судья: подпись. Копия верна: Судья: И.И. Воробьев Решение вступило в законную силу ________________________ Судья: И.И. Воробьев