Дело №2-459/2012 Решение по иску прокурора г. Ревды в интересах Сиротиной А.Б. к Министерству строительства и архитектуры Свердлов области, администрации ГО Ревда об обязывании приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма



<данные изъяты>

Дело № 2-459 И/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 мая 2012 года г. Ревда

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева И.И.,

при секретаре Востриковой Н.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора г. Ревды Теплоухова П.В., истца Сиротиной А.Б., представителя ответчика администрации городского округа Ревда Белоусовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Ревды в интересах Сиротиной Анны Борисовны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Ревды обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м., согласно норме предоставления, действующей на территории муниципального образования ГО Ревда, для предоставления по договору социального найма Сиротиной А.Б., и об обязывании администрации ГО Ревда после передачи указанного жилого помещения в муниципальную собственность передать его Сиротиной А.Б. на основании договора социального найма.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора г. Ревды Теплоухов П.В. суду пояснил, что прокуратурой г. Ревды установлено, что Сиротина А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Сиротина Т.М. решением Ревдинского городского суда от 20 ноября 2002 года лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец, первоначально записан со слов матери ФИО6, а затем на основании решения Ревдинского городского суда от 14 мая 2009 года установлен ФИО7 умер 31 июля 2006 года.

В период с 05 января 2000 года по 01 октября 2003 года Сиротина А.Б. находилась на полном государственном обеспечении в ГБУСОН СО «СРЦЦН». 02 октября 2003 года Сиротина А.Б. была переведена в Дегтярский детский дом, где обучалась и находилась на полном государственном обеспечении до 31 августа 2007 года. В период с 01 сентября 2007 года по 01 июня 2008 года Сиротина А.Б. проходила обучение в ГОУ НПО СО «Ревднское профессиональное училище» на основании приказа от 11 июня 2008 года за № 23 была отчислена из данного учреждения.

В настоящее время Сиротина А.Б. состоит в списке детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сформированном администрацией ГО Ревда и направленном в СОГУ «Фонд жилищного строительства». Она не работает, обучение не проходит, на государственном обеспечении не находится, не замужем, имеет на иждивении малолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С Сиротиной А.Б. заключен договор на койко-место в жилом помещении по адресу: <адрес>. Вместе с тем, Сиротина А.Б. своевременно обратилась в администрацию ГО Ревда для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Поскольку Сиротина А.Б. необходимыми юридическими познаниями не обладает и не имеет возможности для оплаты квалифицированной юридической помощи и госпошлины, прокурор г. Ревды обратился в суд за защитой ее нарушенных прав в соответствии со ст. 45 ГК РФ.

В судебном заседании истец Сиротина А.Б. заявленные прокурором г. Ревды в ее интересах требования поддержала по указанным в иске основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа Ревда Белоусова Е.А. суду пояснила, поскольку, в настоящее время Сиротина А.Б. не обучается, на полном государственном обеспечении не находится, она согласна с заявленными требованиями прокуратуры г. Ревды о предоставлении ей жилого помещения.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Он в письменном отзыве указал, что исковые требования прокурора г. Ревды в интересах Сиротиной А.Б. не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Ревде в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом был извещен согласно справочного листа 19 апреля 2012 года. Согласно письменного отзыва, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица Правительства Свердловской области, Свердловского областного государственного учреждения «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились согласно письменных отзывов, с заявленными прокурором исковыми требованиями в интересах Сиротиной А.Б. не согласны, при этом, не оспаривая право Сиротиной А.Б. на предоставление жилого помещения.

Суд, с учетом мнения явившихся сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, помощника прокурора г. Ревды Теплоухова П.В., истца Сиротину С.Б., представителя ответчика администрации городского округа Ревда Белоусову Е.А., исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения» единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела следует, Сиротина А.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), отец юридически отсутствует, записан со слов матери, что подтверждается справкой отдела ЗАГС администрации МО «Ревдинский район» от 22 декабря 2005 года. Впоследствии решением Ревдинского городского суда от 14 мая 2009 года установлен факт признания отцовства, отцом Сиротиной А.Б. признан ФИО7, который умер ДД.ММ.ГГГГ.

Сиротина А.Б. была отобрана у матери Сиротиной Т.М. на попечение органов опеки и попечительства решением Ревдинского городского суда Свердловской области 20 ноября 2002 года.

Согласно справки ГБУСОН СО «СРЦЦН» (л.д.30) в период с 05 января 2000 года по 01 октября 2003 года Сиротина А.Б. находилась на полном государственном обеспечении в ГБУСОН СО «СРЦЦН». 02 октября 2003 года Сиротина А.Б. была переведена в Дегтярский детский дом, где обучалась и находилась на полном государственном обеспечении до 31 августа 2007 года (л.д.25 справка ГКОУ СО «Дегтярский детский дом» № 33-СП от 26 марта 2012 года).

В период с 01 сентября 2007 года по 01 июня 2008 года Сиротина А.Б. проходила обучение в ГОУ НПО СО «Ревднское профессиональное училище» на основании приказа от 11 июня 2008 года за № 23 была отчислена из данного учреждения, что подтверждается справками ГОУ НПО СО «Ревднское профессиональное училище» от 25 июня 2008 года за № 272 и 274.

В настоящее время Сиротина А.Б. нигде не работает, обучение не проходит. Как следует из материалов дела и пояснений сторон, Сиротина А.Б. имеет на иждивении малолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, судом установлено, что Сиротина А.Б. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справки администрации ГО Ревда Сиротина А.Б. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения за № 80 (л.д. 14).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Сил РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. ст. 13, 14 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что на момент постановки на учет и в настоящее время Сиротина А.Б. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, право бесплатной приватизации не использовала.

В настоящее время с Сиротиной А.Б. заключен договор на койко-место в специализированном жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 11-13).

Таким образом, Сиротина А.Б. на законных основаниях включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации городского округа Ревда.

На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований для снятия с учета.

Оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, для снятия Сиротиной А.Б. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не установлено.

Таким образом, судом установлено, что Сиротина С.Б. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, относится к числу лиц, имеющих в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии -предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение обеспечиваются устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» в целях реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработан Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд жилищного строительства» (п. 3).

Пунктом 12 указанного Порядка предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Согласно п. 8 данного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Как установлено судом, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения вышеуказанных категорий граждан жилыми помещениями, направляются пропорционально числу таких граждан. Получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «ФЖС», которое и производит финансирование строительства и приобретение жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки нуждающихся в жилье граждан должны формироваться органами местного самоуправления и направляться в СОГУ «ФЖС» для распределения жилых помещений, которое в свою очередь направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в СОГУ «ФЖС» предложения по распределению жилья с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Сиротина А.Б. состоит на учете в ГО Ревда, как нуждающаяся в жилом помещении. Она включена в соответствующий Список, направленный администрацией ГО Ревда в СОГУ «Фонд жилищного строительства». До настоящего времени жилое помещение Сиротиной А.Б. не предоставлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в ней и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В силу ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социально найма, и других факторов.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно п. 2 Постановления Главы МО «Ревдинский район» от 03.11.2005 № 1597 «Об определении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма жилых помещений на территории МО «Ревдинский район» предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение составляет не менее 15 кв.м., но не свыше 18 кв.м. общей площади на одного человека -норма предоставления жилой площади по договору социального найма.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, Сиротина А.Б. имеет на иждивении малолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Следовательно, предоставляемое жилое помещение на Сиротину А.Б. и ее сына должно быть не менее 30 кв.м. общей площади.

Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должна быть возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м, находящееся в черте городского округа Ревда и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма Сиротиной А.Б. На администрацию городского округа Ревда в свою очередь должна быть возложена обязанность после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить Сиротиной А.Б. жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Ревды в интересах Сиротиной Анны Борисовны к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Ревда об обязывании приобрести жилое помещение для предоставления по договору социального найма удовлетворить в полном объеме.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров, находящееся в черте городского округа Ревда и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления по договору социального найма Сиротиной Анне Борисовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать администрацию городского округа Ревда после передачи жилого помещения, предназначенного для Сиротиной Анны Борисовны в муниципальную собственность, передать его Сиротиной Анне Борисовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ревдинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна:

Судья: И.И. Воробьев

Решение вступило в законную силу ________________________

Судья: И.И. Воробьев