Дело №2-129/2011 Решение по иску Прокурора города Ревды Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Нижнесергинский метизно – металлургический завод»



Дело № 2- 129«С»/2011

Изготовлено 02.03.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Пименовой С.Ю.,

при секретаре Востриковой Н.В.,

с участием истца помощника прокурора г. Ревды Барахоева Ахмета Юнусовича,

представителя ответчика ОАО « НСММЗ» Ватропиной Татьяны Вячеславовны ( доверенность № 52/2 от 29.12.2010),

представителя третьего лица Государственного учреждения занятости населения Свердловской области « Ревдинский центр занятости» Прохоровой Валентины Александровны ( доверенность от 08.02.2011),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора города Ревды Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному обществу « Нижнесергинский метизно – металлургический завод» о понуждении работодателя к выполнению норм действующего законодательства и создании или выделении рабочих мест на предприятии для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты от среднесписочной численности штата предприятия и направлении указанной информации в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области « Ревдинский центр занятости»,

у с т а н о в и л :

Истец Прокурор г. Ревды обратился в суд с иском к ответчику ОАО « НСММЗ» о понуждении работодателя к выполнению норм действующего законодательства и создании или выделении рабочих мест на предприятии для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия в срок до 01.03.2011 и направлении указанной информации в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области « Ревдинский центр занятости» ( л.д. 2-4).

В период подготовки дела к судебному разбирательству от прокурора г. Ревды в суд поступило уточнение к ранее заявленным исковым требованиям. С учетом количества аттестованных мест на заводе, истец просит обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, не менее 2% от среднесписочной численности штата предприятия в срок до 30.11.2011, и указанную информацию ежемесячно направлять в Ревдинский центр занятости ( л.д. 112).

В обоснование исковых требований следует, что прокуратурой г. Ревда проведена проверка по факту неисполнения ОАО «НСММЗ» законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации. Проведенной проверкой установлено, что среднесписочная численность работников ОАО «НСММЗ» составляет 1789 человек. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и более 4 процентов). В соответствии с требованием Постановления правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников - п. 1 Постановление Правительства Свердловской области от 31.03.2005 N 246-ПП «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории свердловской области». Организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечения дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту безработицы. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той иной организации, включая рабочие места на которых уже работают инвалиды.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 ФЗ РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации, установления квоты для приема на работу инвалидов. Статьей 25 указанного закона предусмотрено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст.ст.23, 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, при этом инвалидам создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

При изложенных обстоятельствах квота для трудоустройства инвалидов на день рассмотрения дела в суде в ОАО «НСММЗ» составляет 34 рабочих места. Вместе с тем, указанная квота на предприятии в течение длительного периода времени не исполняется. На момент проверки, на предприятии было создано только одно место для работы инвалида.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ревды Барахоев А.Ю. все заявленные требования поддержал, подтвердил все, изложенное в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО « НСММЗ» Ватропина Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что с учетом положений законодательства, квота приема на работу инвалидом для ОАО « КСММЗ» составляет 2% от среднесписочной численности работников ( 1719 человек) – то есть 34 рабочих места, поскольку более 50-ти процентов рабочих мест аттестовано и признано рабочими местами с вредными условиями труда. Фактически на предприятии работает один инвалид, имеющиеся 33 рабочих места с оптимальными и допустимыми условиями труда невозможно выделить для трудоустройства инвалидов в связи с отсутствием вакансий. Кроме того, в связи с уменьшением объемов производства, ОАО « НСММЗ» вынуждено проводить сокращение численности и штата работников, в связи с чем, создание или выделение рабочих мест для инвалидов в условиях продолжающегося экономического кризиса, невозможно. Представитель ответчика также пояснила суду, что действующим законодательством не принят механизм реализации закона о квотировании рабочих мест, отсутствуют правовые нормы, регламентирующие действия работодателя. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГУ занятости населения Свердловской области» « Ревдинский центр занятости» Прохорова В.А. суду пояснила, что требования прокурора поддерживает. Несмотря на тот факт, что предприятие ежемесячно предоставляет информацию о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов, фактически, рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты не созданы или не выделены. На предприятии работает один инвалид, на сегодняшний день вакансий не имеется. В связи с чем, Ревдинский центр знатности не может направлять на предприятие инвалидов для их трудоустройства в силу отсутствия вакантных мест. На день рассмотрения дела на учете центре занятости состоят 75 инвалидов.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В силу п.1, 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Как следует из ст. 20 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов ( п.2); резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов ( п.3), стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов ( п.4); создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов ( п.5).

Согласно п.1 ст. 21 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников. Пунктом вторым указанного Постановления Правительства установлено, что организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более пятидесяти процентов признаны условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.

По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.

Судом при рассмотрении дела установлено, что среднесписочная численность работников ОАО « НСММЗ» на 01.02.2011 составляет 1719 человек.

Учитывая, что в ОАО « НСММЗ» более 50 % рабочих мест признаны условно аттестованными, то квота для приема на работу инвалидов составляет 2% от среднесписочной численности работников предприятия, в связи с чем, количество зарезервированных рабочих места для инвалидов должно быть 34 ( 1719 рабочих мест х 2% ( квота)) ( л.д. 96-97).

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечения дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту безработицы.

Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той иной организации, включая рабочие места на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения.

Это следует из ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

На основании п.2 ст. 24 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Статьей 22 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено также создание специальных мест для трудоустройства инвалидов, то есть таких рабочих мест, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.

Таким образом, действующая редакция Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает альтернативы между выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов и внесением в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, что было предусмотрено ранее, и, в соответствии со статьей 24 Федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 25 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Частью третьей указанной статьи предусмотрено, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест ( должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидом.

Все изложенные выше законодательные акты необходимо применять в контексте норм п. 33 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 513 от 03.07.2006 « Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», из которого следует, что результатом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу, оформленного в соответствии с Приложением 6 к Регламенту. Другими словами, без наличия вакансий, предоставленных в центр занятости работодателем, центр занятости не может выполнить государственную услугу и направить на предприятие работника, в том числе и инвалида.

Как следует из материалов дела, в период с декабря 2009 года по настоящее время установленная квота ( 2 % от среднесписочной численности работников) для трудоустройства инвалидов ОАО « НСММЗ» не выполняется, поскольку на предприятии работает только 1 инвалид. Иных вакантных зарезервированных мест для трудоустройства инвалидов на предприятии не имеется. Сведений о том, что в счет выполнения квоты выделены или созданы недостающие рабочие места в количестве 33 ставок ( по какой должности, в каком количестве, с какой заработной платой, прочими характеристиками, позволяющими службе занятости осуществить подбор и направить заинтересованных лиц для трудоустройства ) ответчиком ОАО « НСММЗ» ни в суд, ни в центр занятости не представлялось ( л.д. 6-13, 43-48, 79-90). Данный факт ответчиком не оспаривается.

Поскольку квотирование, по смыслу закона, предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодный для выполнения трудовой функции работником – инвалидом, то действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целы комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом личностных и физических характеристик инвалида.

Все доводы представителя ответчика о невозможности создания на предприятии или выделении рабочих мест для инвалидов в условиях кризиса и сокращения производства, а также отсутствии механизма реализации закона, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Между тем, позиция законодателя об установление квот для инвалидов обусловлена тем, что им гораздо тяжелее найти работу, нежели обычному гражданину. Тем более, что обустройство рабочего места для инвалида зачастую требует от работодателя дополнительных материальных затрат. Ведь любая коммерческая организация имеет своей задачей минимизацию затрат, в том числе за счет привлечения дешевых и эффективных трудовых ресурсов, что в конечном итоге служит получению максимальной прибыли на вложенный капитал. Именно поэтому государство заботится о том, чтобы крупные организации, прибыль которых является достаточной, принимали на работу инвалидов в количестве 2 - 4% работников. При этом, процент рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из общей среднесписочной численности работников организации, в том числе лиц, работающих по трудовым и по гражданско-правовым договорам. Кроме того, указанными законами не предусмотрены исключения по предоставлению квот для трудоустройства инвалидов для предприятий металлургического производства.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о понуждении ответчика к исполнению норм действующего законодательства и возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению. На ответчика необходимо возложить обязанность в срок до 30.11.2011 года ( суд считает данный срок достаточным и разумным) создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 2 % от среднесписочной численности работников предприятия.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрение дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 57, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Ревды в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Открытое Акционерное общество « Нижнесергинский метизно – металлургический завод» в срок до 30.11.2011 создать или выделить рабочие места на предприятии для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты 2 процента от среднесписочной численности штата предприятия, указанную информацию направлять ежемесячно в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области « Ревдинский центр занятости».

Взыскать с Открытое Акционерное общество « Нижнесергинский метизно – металлургический завод» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 ( двести) рублей.

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Ревдинский городской суд.

Судья: подпись

Копия верна

Решение вступило в законную силу_________________________________

Судья: С.Ю. Пименова