Номер обезличенНомер обезличен
Дата обезличена года ФИО9 городской суд ... в составе председательствующего федерального судьи ФИО4, с участием адвоката ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 и ФИО0 о признании постановлений Главы ... недействительными и прекращении ограничений (обременений) прав собственности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 и ФИО0 обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействительными постановление Главы ... от Дата обезличенаг Номер обезличенп «Об изъятии у ФИО0 земельного участка по адресу: ..., ..., ..., ...» и постановление Номер обезличенп от Дата обезличенаг «Об изъятии у ФИО1 земельного участка по адресу: МО, ..., ..., ..., ссылаясь в обоснование заявления на то, что оспариваемые постановления приняты неуполномоченным органом местного самоуправления и необоснованно, в нарушение норм Гражданского и Земельного законодательства, а также прекратить ограничения (обременения) права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 50:48:0030301:59, площадью 1106 кв.м. и права собственности ФИО0 на земельный участок с кадастровым номером 50:48:0030301:58, площадью 1494 кв.м.
ФИО0 в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Заявитель ФИО1 и ее представитель (по доверенности ФИО5), а также адвокат ФИО3, действующий на основании ордера также в интересах заявителя ФИО0, в судебном заседании поддержали требования заявления.
Представитель Администрации ... в судебное заседание не явились, о дне слушания Администрация извещена надлежащим образом. В дело представлен письменный отзыв представителя - по доверенности ФИО6 из которого следует, что ответчик иск не признает, считая, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с законодательством и процедура изъятия земельных участков полностью соблюдена, в настоящее время оспариваемые постановления зарегистрированы в установленном порядке, также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации ... л.д. 63-65).
Суд, выслушав заявительницу, представителей истцов, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличенаг. на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с долей жилого дома от Дата обезличена года, горкомземом ... ФИО1 выдано свидетельство на право собственности на землю- земельный участок площадью 1106 кв.м., с кадастровым номером 50-48-3-2-5-24. Дата обезличена года, договор купли-продажи (купчая) земельного участка площадью зарегистрирован в установленном порядке в МОРП зарегистрировано право долевой собственности, 1/2 доля в праве, ФИО1 на жилой дом Номер обезличен по адресу: МО, ..., ..., общей площадью 84,2 кв.м., жилой площадью 71.0 кв.м., инв. Номер обезличен, Литер А, А1, объект 01, номер объекта- 50:48:00:0000:01:00. л.д. 28-41, 13-15 приобщ. дела). ЕтуРеутовР
Дата обезличена года в УФРС по ... зарегистрировано право долевой собственности, 1/2 доля в праве, ФИО0 на жилой дом Номер обезличен с земельным участком площадью 1494 кв.м, кадастровый номер 50-48-03-03-01-0001, по адресу: МО, ..., ..., общей площадью 84,2 кв.м., жилой площадью 71.0 кв.м., инв. Номер обезличен, Литер А, А1, объект 01, номер объекта- 50:48:03:00064:001:0000 Основание возникновения права- договор купли-продажи (купчая) земельного участка с долей жилого дома от Дата обезличенаг. л.д. 9-27, 7-12, 16 приобщ. дела).
В соответствии с утвержденным проектом планировки микрорайонов 10-10А ..., в связи с началом застройки микрорайонов 10-10А и необходимостью размещения при строительстве объектов сетей электро-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, учитывая, что земельный участок по адресу: МО, ..., ..., ... расположен на территории отведенной проектом планировки, для строительства муниципального объекта- общеобразовательной школы Дата обезличенаг. Главой ... изданы постановления: Номер обезличенп «Об изъятии у ФИО0 земельного участка по адресу: ..., ..., ..., ...» и постановление Номер обезличенп от Дата обезличенаг «Об изъятии у ФИО1 земельного участка по адресу: МО, ..., ..., ...».
Об издании Главой ... названых постановлений ФИО1 и ФИО0 стало известно в судебном заседании по делу по иску о признании права собственности на самовольную постройку л.д. 31-34, приобщ. дела).
В силу ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Уставом Муниципального образования «... ...» предусмотрено, что полномочия по изъятию, в т.ч. выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, отнесены к полномочиям Администрации города. В состав Администрации города входит Глава города- Глава Администрации, который руководит Администрацией ... на принципах единоначалия.
Статьей 49 Земельного кодекса РФ установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения и другие.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение.
Исходя из вышеуказанных норм права, Администрация ... в случае изъятия спорного земельного участка путем выкупа для размещения объекта теплоснабжения муниципального значения должна представить доказательства отсутствия других вариантов возможного размещения данного объекта.
Статья 2 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральные планы поселения включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: объектов электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа; автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.
В соответствии с нормами СНиП 11-01-95, утвержденными постановлением Минстроя России от 30.06.1995, основным документом на строительство объектов является технико-экономическое обоснование (проект) строительства. Данные обоснования подлежат государственной экспертизе.
Суду представлен приказ Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Центральному Административному Федеральному округу Ростехнадзора от 121.03.2007г. № 300-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы».
Однако, технико-экономического обоснования (проекта) строительства школы на 550 мест на спорном земельном участке и доказательств прохождения государственной экспертизы Администрация ... не представила.
Также, суду представлена выкопировка из проекта планировки микрорайонов Номер обезличенА .... Из которой следует, что на спорном земельном участке предусмотрено размещение школьного стадиона л.д. 70-71).
Доказательств, что другие варианты размещения школьного стадиона и школы отсутствуют, Администрацией ... не представлено.
Также, ответчиком не представлено технические условия и утвержденная проектная документация электро-, тепло- и водоснабжения, в которой указывается техническая возможность осуществления размещения таких объектов на спорных земельных участках.
Строительство муниципального объекта –общеобразовательной школы, к случаям возможного изъятия земельных участков для муниципальных нужд, указанных в ст.49 ЗК PФ, не относится.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользований и владении земельных участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Положения данной нормы права подлежат применению с учетом положений пункта 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков.
Из вышеизложенного следует, что ФИО1 и ФИО0 должны быть уведомлены Администрацией ... о предстоящем изъятии земельного участка не менее чем за один год до предстоящего изъятия.
Статья 63 Земельного кодекса РФ, предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 63 Кодекса изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу ч. 2 ст. 63 изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Данные условия при принятии постановлений Номер обезличенНомер обезличенп и 580-п от Дата обезличенаг. Администрацией ... соблюдены не были.
Как пояснила заявительница ФИО1, ни она, ни ее отец не уведомлялись о предстоящем изъятии земельного участка, согласия на изъятие земельного участка они не давали.
О публичных слушаниях по вопросу рассмотрения и обсуждения «Проекта планировки микрорайона 9-А в ... области» и «Проекта планировки микрорайонов 10-10А в ... области» от Дата обезличенаг., заявители уведомлены не были, из представленного протокола не следует, кто из жителей присутствовал и участвовал в публичных слушания. Кроме того, из протокола следует, что слушания проводились Дата обезличенаг., Дата обезличенаг., Дата обезличенаг., а протокол составлен от Дата обезличенаг., место проведения слушаний или его составления, в протоколе не обозначено л.д. 66-68).
Частью 4 Земельного кодекса предусмотрено, что собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Из вышеназванных норм права следует, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости, под которым понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По смыслу статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок не может быть изъят до предоставления заявителю равноценного земельного участка, возмещения стоимости находящихся на нем строений и причиненных изъятием участка убытков.
Статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 данного Кодекса.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2006 № 575-О указанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации не предполагают произвольное изъятие земельного участка, а требуют исследования фактических обстоятельств, доказывания обоснованности и необходимости такого изъятия.
Администрация ... при вынесении оспариваемых постановлений о предоставлении заявителям другого равноценного земельного участка не принимала, вопрос об имуществе, расположенном на спорном земельном участке не рассматривала, размер подлежащих возмещению убытков и упущенной выгоды не установила, доказательств того, что принятые решения об изъятии и использовании данных земельных участков в целях, для которых они изымаются, невозможно без прекращения права собственности, суду не представлено.
Кроме того, из представленной стороной истцов суду выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что на рядом расположенные земельные участки, ..., д.д.4, 8а, также принадлежащие сторонам на праве собственности, каких-либо обременений не зарегистрировано л.д. 66-68).
Согласно п.5 ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основываются в т.ч. на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с договорами купли-продажи земельного участка с долей дома от Дата обезличенаг. и от Дата обезличенаг. за ФИО1 и ФИО0 зарегистрировано право собственности на 1/2 долю жилого дома Номер обезличен по ... в ... каждого. Право долевой собственности истцов на указанный объект недвижимого имущества до настоящего времени не прекращено.
Таким образом, изъятие земельных участков без одновременного изъятия находящихся на них зданий и строений не допускается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления приняты Главой ... администрацией в нарушение ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. ст. 49, 63 Земельного кодекса РФ, при этом изъятие земельных участков лишает права ФИО1 и ФИО0 как сособственников земельного участка осуществлять свои полномочия по пользованию, владению и распоряжению данным земельным участком.
Признавая оспариваемые постановления не недействительными, суд соответственно считает возможным прекратить произведенную на основании вышеназванных постановлений государственную регистрацию ограничений (обременений) права собственности на принадлежащие истцам земельные участки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 и ФИО0 об оспаривании постановлений Главы ... удовлетворить
Признать недействительными постановления Главы ... от Дата обезличенаг Номер обезличенп «Об изъятии у ФИО0 земельного участка по адресу: ..., ..., ..., ...» и Номер обезличенп от Дата обезличенаг «Об изъятии у ФИО1 земельного участка по адресу: МО, ..., ..., ....
Прекратить ограничения (обременения) права собственности ФИО1 на земельный участок, площадью 1106 кв.м. с кадастровым номером 50:48:0030301:59, расположенный по адресу: МО, ..., ..., ... (регистрация Номер обезличен 48/025/2009-209 от Дата обезличенаг. кадастрового номера 50-48-3-2-5-24).
Прекратить ограничения (обременения) права собственности ФИО0 на земельный участок, площадью 1494 кв.м. с кадастровым номером 50:48:0030301:58, расположенный по адресу: МО, ..., ..., ... (регистрация ограничений (обременений) от Дата обезличенаг. кадастрового номера 50-48-03-03-01-0001).
Решение может быть обжаловано в ФИО10 через ФИО11 городской суд в течение 10 дней.
Судья: подпись
Копия верна: Судья
Секретарь
Решение Не вступило в законную силу: Судья
Секретарь