О признании решения должностного лица незаконным



Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

г. Реутов 7 октября 2010 г

Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Романова А.А., при секретаре Королёвой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонова Александра Ильича об оспаривании решения должностного лица,

У С Т А Н О В И Л :

Антонов Александр Ильич обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица - начальника Управления строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального района Московской области Добрякова В.Н. об отзыве и признании недействительным разрешения на строительство жилого дома, на земельном участке с кадастровым номером 50:25:007 04 15:0140, общей площадью Номер обезличен, расположенном по адресу: ..., № RU 50532000-55/1 от 22.08.2008 г., выданного на основании решения Администрации Шатурского муниципального района.

В обосновании своих требований заявитель сослался на то, что в 2008 году он обратился в Администрацию Шатурского муниципального района Московской области с заявлением о выдачи разрешения на строительство капитального жилого дома для постоянного проживания, приложив при этом все необходимые документы.

22.08.2008 года Администрацией Шатурского муниципального района Московской области было принято решение о разрешении строительства жилого дома и выдано разрешение на строительство № RU 50532000-55/1 на имя Антонова А.И. сроком действия до 22.08.2018 года.

В июле 2010 года заявителю стало известно, что начальником Управления строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального района Московской области Добряковым В.Н. 15.06.2010 г. принято решение об отзыве ранее выданного разрешения на строительство и признании его недействительным. При этом Антонов А.И. указал, что оспариваемого решения он не получал, а следовательно нарушен порядок уведомления лица об изменении его прав и законных интересов в связи с принятием решения должностным лицом.

Заявитель считает, что начальником Управления строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального района Московской области Добряковым В.Н. превышены должностные полномочия по принятию оспариваемого решения, а также грубейшим образом нарушен порядок принятия решения и порядок уведомления заинтересованного лица о принятом решении.

Решение должностного лица начальника Управления строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального района Московской области Добрякова В.Н. от 15.06.2010 года об отзыве и признании недействительным разрешения на строительство за № RU 50532000-55/1 от 22.08.2008 г., выданного на имя Антонова А.И. просит признать незаконным.

Заинтересованное лицо - начальник Управления строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального района Московской области Добряков В.Н. считает, что заявление Антонова А.И. не подлежит удовлетворению, т.к. он принимая решение о отзыве и признании недействительным разрешения на строительство № RU 50532000-55/1 от 22.08.2008 г. руководствовался решением Шатурского городского суда от 15 октября 2010 г. признано незаконным установление границ земельного участка с кадастровым номером 50:25:0070415:0140, принадлежащего Антонову А.И., а также признано недействительным Свидетельство о гос. регистрации права в отношении права собственности на данный земельный участок.

Выслушав объяснение представителя заявителя адвоката Антоновой Ю.А., должностного лица Добрякова В.Н., его представителя, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан или организаций.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Заявления по делам данной категории подсудны районным судам, подаются в суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

В силу ст. 254 ч. 2 ГПК РФ предусмотрена альтернативная подсудность для заявителей – граждан. Эти лица вправе по своему усмотрению подать заявление об оспаривании решения, действия (бездействия), в результате которых наступили указанные в статье 255 ГПК РФ последствия, в суд по месту своего жительства.

В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса РФ «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов».

Глава 2 вышеназванного ФЗ устанавливает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

В частности ст. 8 относит к полномочиям местного самоуправления в области градостроительной деятельности выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок выдачи разрешений на строительство регламентирован в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ «1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка».

Разрешение на строительство выдается по установленной форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698 и содержит следующие данные: наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления, осуществляющих выдачу разрешения на строительство, наименование застройщика, наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики, описание этапа строительства, реконструкции, если разрешение выдается на этап строительства, реконструкции; полный адрес объекта капитального строительства с указанием субъекта Российской Федерации, административного района и т.д. или строительный адрес; срок действия разрешения; должность уполномоченного сотрудника органа, осуществляющего выдачу разрешения на строительство, его подпись и расшифровка подписи.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 14 главы 3 к вопросам местного значения относит утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения…

Из устава Шатурского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов от 30.06.2010 года № 10/9, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 21.07.2010 г., представленного по запросу суда, следует, что Администрация Шатурского муниципального района является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Работники администрации муниципального района, замещающие в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Главой Шатурского муниципального района, должности муниципальной службы, составляют аппарат местной администрации муниципального района л.д. 44).

В Положении об Управлении строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального района Московской области, утвержденного распоряжением Главы Шатурского муниципального района от 30.01.2009 года № 31р указано, что Управление строительства, архитектуры, транспорта и связи (далее управление) является структурным подразделением Администрации Шатурского муниципального района.

Основными задачами деятельности Управления являются: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства…л.д. 60).

Руководит управлением начальник управления строительства, архитектуры, транспорта и связи (далее начальник управления). Начальник управления назначается на должность и освобождается от должности главой района л.д. 61).

Должностная инструкция начальника управления, утвержденная распоряжением Главы Шатурского муниципального района от 30.01.2009 г. № 31р, представленная по запросу суда, содержит следующие положения:

«Должность начальника управления строительства, архитектуры, транспорта и связи администрации Шатурского муниципального района, является должностью муниципальной службы, отнесенной к группе главных должностей категории «руководители» (л. д. 69).

Начальник управления наделен правом выдавать разрешения на строительство (л. д. 71).

Из анализа норм действующего законодательства, а также представленных в дело иных нормативно-правовых актов следует, что органы местного самоуправления наделены правом на принятие решений по вопросу строительства капитальных объектов, однако полномочия на отзыв или признание разрешения на строительство недействительным не предусмотрены нормами закона. Отсутствуют также полномочия и у должностного лица, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство.

В процессе рассмотрения гражданского дела нашел свое подтверждение довод заявителя о том, что ни администрация Шатурского муниципального района Московской области, ни должностное лицо – начальник управления строительства, архитектуры, транспорта и связи не уведомили застройщика Антонова А. И. о принятом решении об отзыве и признании недействительным ранее выданного разрешения на строительство.

Из разъяснений, данных судам Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует: «при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершения действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного акта, регулирующего правоотношения».

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25 постановления).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Антонова А.И. – удовлетворить.

Признать решение начальника Управления строительства, архитектуры, транспорта и связи Администрации Шатурского муниципального р-на Московской области Добрякова Владимира Никитича об отзыве и признании недействительным разрешение на строительство № RU 50532000-55/1 - незаконным.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Реутовский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: подпись Романов А.А.

Номер обезличен

Номер обезличен

Номер обезличен

Номер обезличен

Номер обезличен

Номер обезличен