Об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела



Дело № 2-647/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011 года Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Сидоренко О.Г. при секретаре Шаховой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Реутова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Реутова о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Реутов обратился с иском к Администрации городского округа Реутов о признании бездействия, выразившегося в том, что до настоящего времени в муниципальном образовании не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что нарушает права граждан на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. В обоснование своих требований указал, что в соответствии с Уставом городского округа Реутов Московской области к вопросам местного значения города Реутов относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; а полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения наделена Администрация города Реутов.

В судебном заседании помощник прокурора Зайцев И.В исковые требования поддержал, сообщил, что на официальном сайте Администрации г.о. Реутов - http://reutov.net/ru/directory/emergency/ в разделе экстренные службы городского справочника есть запись «Ритуальные услуги – тел. », а в разделе «Торговля и бытовое обслуживание»-«Услуги»http://www.reutov.net/ru/trade/service/ritualservice/index.php содержатся ссылки на «Ритуальные услуги» от ФИО8 и ФИО9 Также опытным путем выяснено, что телефон никогда не принадлежал ритуальной службе и находится в служебном помещении водителей, обслуживающих Администрацию г.о. Реутов.

Просит признать незаконным бездействие Администрации г.о. Реутов, выразившееся в том, что в г.о. Реутов до обращения с иском не была создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц по безусловному получению гарантированного государством перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Просит обязать Администрацию г.о. Реутов создать соответствующую службу в установленном порядке.

Представитель Администрации г.о. Реутов (по доверенности Кубанов Н.С.) против удовлетворения иска возражал, пояснив, что Постановлением Администрации городского округа Реутов Московской области от 03.02.2011 № 12-ПА утвержден Прейскурант цен на ритуальные услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе. Отсутствие же муниципальной специализированной службы по вопросам похоронного дела объясняет тем, что в г.о. Реутов нет кладбища, открытого для свободного захоронения, а на территории Николо-Архангельского кладбища, примыкающего к г. Реутов и входящего в состав Государственного унитарного предприятия «Ритуал», действуют свои специализированные службы (http://mosritual. ru/ katalog/ products/ specializirovannye-sluzhby), которые и оказывают ритуальные услуги. А граждане, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, потом получают от государства возмещение своих расходов в установленных пределах. Администрацией города разработано положение об организации погребения и похоронного дела в городе Реутов Московской области. Данное положение не было утверждено, а создание специализированной службы по вопросам организации похоронного дела на сегодняшний день не представляется возможным в связи с отсутствием в г.о Реутов мест захоронения (кладбищ). На территории г.о. Реутов отсутствуют места погребения, а также земельные участки, которые могут быть отведены под кладбища. При ее создании, специализированная служба по вопросам организации похоронного дела не сможет осуществлять свои функции пока не будут определены места погребения, поскольку некуда будет девать тела умерших. В настоящее время Администрацией города совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Правительства Московской области, Администрациями ближайших муниципальных образований Московской области прорабатывается вопрос о возможности совместного использования кладбищ. Также был заключен договор №109x от 08.06.2011 между Администрацией города Реутов и Специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г.о. Балашиха - Муниципальное унитарное предприятие г.о. Балашиха «Балашихинские ритуальные услуги «Барус». Данный договор определяет порядок взаимодействия сторон о возмещении расходов МУП «Барус» на перевозку умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также иных умерших найденных на территории города Реутов на судебно-медицинское и патологоанатомическое исследование в Судебно-медицинский морг г.о. Балашиха. Кроме этого бюджетом города, утвержденным на 2011 год, не предусмотрена статья расходов на создание и содержание специализированной службы по вопросам организации похоронного дела. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и получение родственниками умершего платных ритуальных услуг у любого лица, с последующим получением социального пособия либо без получения такового.

Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлено, что погребение может быть исполнено родственником покойного или лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Это означает, что иные организации (например, МУП «Барус» л.д. 21-23) также могут по договору предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из муниципального бюджета. Однако такие организации (даже с наделением их статусом специализированной службы) не могут являться специализированными службами муниципального образования, поскольку они не созданы органом местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно Закону Московской области от 17.07.2007 № 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» специализированная служба по вопросам похоронного дела – это организация, создаваемая органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Из положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ также следует, что специализированные службы вправе оказывать любые, а не только бесплатные ритуальные услуги.

По терминологии гражданского законодательства создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения). Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 № 01-НС-22/1) специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам РФ и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Органы местного самоуправления могут являться учредителями, т.е. участвовать в создании муниципальных унитарных предприятий (Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), немуниципальных организаций, открытых акционерных обществ (последнее в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), и межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Выбор организационно-правовой формы для специализированной службы должен определяться сформированностью в муниципальном образовании конкурентной среды для организаций, оказывающих ритуальные услуги. В одном муниципальном образовании таких специализированных организаций может быть несколько (к примеру, у них может быть разделение по ритуалам, территориям, они могут ведать различными местами погребения и т.п). Соответственно, такие организации могут быть созданы в разных организационно-правовых формах.

При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России (письмо ФАС РФ от 30.09.2009 № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства»), органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, если хозяйствующие организации добровольно принимают обязательство осуществлять деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению любого умершего независимо от опережающего или последующего бюджетного финансирования их деятельности. Наделение статусом неотделимо от возникновения у хозяйствующего субъекта права на получение возмещения расходов из муниципального бюджета по факту каждого захоронения за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе Реутов, должно быть осуществлено с учетом того, что целью деятельности такой службы является осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ). К ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены функции принятия решений о погребении умерших на общественных кладбищах (ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), в том числе, по смыслу ч. ч. 1 и 2 ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ, предоставление места для захоронения. Порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания, либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой, контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность.

Отсутствие подобной службы в г. Реутов нарушает права жителей города на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Реутова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Реутова о признании бездействия незаконным - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Реутов создать до 01 ноября 2011 года специализированную службу по вопросам похоронного дела в городском округе Реутов в организационно-правовой форме по выбору ответчика, с учетом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания; либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой; контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по бесплатному оказанию ритуальных услуг в установленном законодательством объеме.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Реутовский городской суд в течение 10 дней.

Федеральный судья О.Г.Сидоренко