2-1063/2011



Дело № 2-1063/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Вишневской П.А., при секретаре Коваленко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оберемок Юрия Николаевича к ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Оберемок Ю.Н. обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» (далее – Компания), и просил суд обязать ответчика зарегистрировать и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии <данные изъяты> (сертификат соответствия №, заводской номер ) в квартире по адресу: <адрес> приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии(л.д.4-8).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ. им в своей квартире установлены счетчики тепловой энергии, однако ответчик отказывается ввести в эксплуатацию данные приборы учета, неправомерно требуя от истца представления не предусмотренных законом документов.

В судебном заседании представители истца (по доверенности Оберемок Р.Ю., Дмитриев Н.Н.) заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» (по доверенности Шмелева Е.О.) возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ответчиком правомерно истребовался от истца проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, однако поскольку истцом данный документ не был предоставлен, Компания отказалась вводить данные приборы учета тепла в эксплуатацию.

Представитель третьего лица – Центрального Управления Ростехнадзора (по доверенности Вишняков П.Г.) в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается подписью представителя в справочном листе гражданского дела.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе, безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

В судебном заседании установлено следующее.

Оберемок Ю.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес> (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор о передаче прав по управлению строением и возмещению расходов по управлению, техническому обслуживанию, содержанию и ремонту №, согласно которому истец передал Компании права по управлению и эксплуатации имуществом, находящимся в общей долевой собственности (л.д.10-13)

ДД.ММ.ГГГГ истцом заключены договоры с ФИО9, имеющего соответствующую лицензию, на установку счетчиков тепловой энергии и об оказании услуг по техническому обслуживанию счетчиков (л.д.27-28,31-34)

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика передано заявление о необходимости прибыть представителю Компании ДД.ММ.ГГГГ для проведения установки приборов учета организацией имеющей допуск СРО и составления акта о допуске в эксплуатацию узлов учета (л.д.16)

В судебном заседании представитель ответчика не отрицала получение данного заявления.

Однако на установку счетчиков, представитель ООО «УК «ЦС-сервис» не явился, направив в адрес истца ответное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается о необходимости представления проекта теплоснабжения квартиры с указанием места установки и типа узла учета (л.д.17). Таким образом, приборы учета тепловой энергии <данные изъяты> заводской номер установлены лицензированной организацией в отсутствие представителя ответчика. При этом, Оберемок Ю.Н. представлены документы, подтверждающие, что данный тип теплосчетчика зарегистрирован в <данные изъяты> и допущен к применению в РФ(л.д.30), представлен сертификат соответствия №(л.д.33-34), паспорт прибора с датой первичной поверки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37)

Не согласившись с требованиями управляющей компании, истец направил повторное письмо ответчику с требованиями ввести в эксплуатацию прибор учета(л.д.18), на что Компанией ДД.ММ.ГГГГ направлены технические условия и новый перечень документов, которые необходимо представить для разрешения вопроса (л.д.19)

В дальнейшем, на аналогичные требования истца ответчиком были направлены аналогичные ответы (л.д.20-26).

На обращение Оберемок Ю.Н. о правомерности истребования от него управляющей организацией дополнительных документов, ФИО10 было сообщено, что требования управляющей организации о наличии допуска саморегулируемой организации у проектной организации не являются правомерными.(л.д.38-41)

Удовлетворяя исковые требования, суд основывается на следующем.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 18.07.2011)"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон №261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно п.2 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию(п.5 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ ).

При этом, Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010г. №149 утвержден порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, зарегистрирован в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646 (далее – Порядок), согласно п.2 данного Приказа, Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).

Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком. (п.3 Порядка).

Как следует из п.7 и п.8 данного Порядка для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.

Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных настоящим Порядком.

Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что отношения по теплоснабжению между собственниками жилых помещений в данном доме и непосредственно организацией, осуществляющей снабжение энергетическим ресурсом, не сложились. Эти отношения опосредованы участием управляющей организации многоквартирного жилого дома - ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис», которая в данном случае является исполнителем коммунальных услуг.

Данный вывод следует из положений подп.2.3. п.2, п.12 ст.161 ЖК РФ, поскольку именно Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг (но не ресурсоснабжающие организации); именно Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Эти же обстоятельства находят отражение в условиях заключенного между истцом и ответчиком договора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.3.3. договора Компания обязана представлять интересы владельца в государственных и иных учреждениях, связанных с управлением и эксплуатацией объекта, а также, согласно п.3.4. договора Компания обязана обеспечивать снабжение владельца помещения коммунальными услугами, в том числе центральным отоплением, вести расчет за коммунальные и прочие услуги (л.д.10-13)

При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчик необоснованно истребовал от истца проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, поскольку п.8 вышеназванного Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010г. №149 прямо запрещено истребовать от заказчика иные документы, помимо указанных (заявки и документа о правах на объект недвижимости).

Ссылки представителя ответчика на положения "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954) судом отклоняются как необоснованные по следующим причинам.

Согласно п.1.1. требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.

При этом, в преамбуле данных Правил раскрывается понятие потребителя тепловой энергии: - это юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.

Согласно п.7.1. данных Правил допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4). Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Таким образом, данные Правила регламентируют порядок ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии представителя потребителя, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.

Суд считает, что ответчик неправомерно предъявляет вышеназванные требования к истцу, поскольку тот не является обладателем теплопотребляющей установки, присоединенной к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации и не является обладателем теплового пункта, как указано в п.3.1.5. данных Правил. В данном случае таким лицом является управляющая компания, что также следует из иных положений данных Правил.

Так, п. 3.1.5. Правил установлено, что узел учета тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя оборудуется на принадлежащем потребителю тепловом пункте в месте, максимально приближенном к его головным задвижкам. Пунктом 9.2. Правил установлено, что ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета. Согласно п.9.5. Правил показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время фиксируются в журналах. Рекомендуемые формы этих документов даны в Приложениях 7 и 8. Пунктом 7.7. Правил предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

Удовлетворяя иск, суд также обращает внимание на то обстоятельства, что на момент заключения между сторонами договора , в квартире истца застройщиком уже были выполнены работы по монтажу системы отопления согласно проекту, а также установлены алюмининиевые секционные радиаторы отопления, что свидетельствует о том, что на момент принятия дома на обслуживание управляющей организацией, у ответчика должен был иметься проект системы отопления квартиры истца(л.д.54-57, 58-60).

В судебном заседании представитель ответчика не смог пояснить данные обстоятельства о наличии (отсутствии) проекта системы отопления <адрес> по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования об обязании ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» зарегистрировать и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии <данные изъяты> (сертификат соответствия №, заводской номер ) в квартире по адресу: <адрес> приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в силу подп.4 п.2 ст.333.36. НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, последнюю надлежит взыскать с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Оберемок Юрия Николаевича к ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» о защите прав потребителей, – удовлетворить.

Обязать ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» зарегистрировать и ввести в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии <данные изъяты> (сертификат соответствия №, заводской номер ) в квартире по адресу: <адрес> приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» в доход бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Реутовский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись П.А.Вишневская

Копия верна: Судья

Секретарь:

<данные изъяты>

<данные изъяты>