Копия
Дело № 2-850/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2012 года Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Радиевского А.В.., при секретаре Милюковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Царевой Марины Валентиновны об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Царева М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления и с учетом уточнений, просит суд признать действия (бездействие) Администрации г. Реутова незаконными и обязать Администрацию г. Реутова рассмотреть в установленном законом порядке заявления Царевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ выдав соответствующее решение Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Реутова, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел по учету и распределению жилой помощи Администрации г. Реутов с документами на перерегистрации очередников, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и внесению изменений в учетное дело на основании изменения состава проживающих вместе членов семьи. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она подала уточненные заявления с требованием внести изменения в учетное дело очередников. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ начальника отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г. Реутова, в котором сообщается, что на очереди состоит <данные изъяты>, а поскольку заявитель с <данные изъяты> не являются <данные изъяты>, ей отказано осуществить заявленные требования. Считая действия Администрации г.Реутов неправомерными и нарушающими жилищные права заявителя, Царева М.В. обратилась с настоящим заявлением в суд.
Заявитель Царева М.В. в судебное заседание не явилась, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Представитель заявителя Царевой М.В. (по доверенности Мухин Я.Ю.) заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации г.Реутова (по доверенности Васильев М.В.) возражал против удовлетворения требований, поскольку внесение изменений в учетные дела состоящих на очереди по улучшению жилищных условий не относится к полномочиям общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Реутова.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> городским судом <данные изъяты> принято решение по делу по иску Царевой Марины Валентиновны к Администрации г. Реутов о постановке на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, путем внесения изменений в учетное дело, которым отказано в удовлетворении исковых требований (л.д. 20-22). В данном решении указано, что с учетом характера допущенного в отношении истицы нарушения, суд полагает, что ею избран ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку, по существу, истицей оспариваются действия (бездействие) Администрации г. Реутова по рассмотрению вопроса о внесении изменений в учетное дело.
В связи с постановленным ДД.ММ.ГГГГ решением суда, Царева М.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу п.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением горсуда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что постановлением Главы Администрации г. Реутов от ДД.ММ.ГГГГ №№ «По жилищным вопросам» утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Реутова от ДД.ММ.ГГГГ №№, в соответствии с которым ФИО6 принят на учет улучшения жилищных условий на общих основаниях семьей в составе <данные изъяты>-х человек – <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты> ФИО8 и ФИО9 (л.д.13).
На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №№ ФИО6 был включен в список граждан, пользующихся правом первоочередного получения жилой площади, как многодетная семья (л.д. 15), в связи с рождением сына ФИО10
<данные изъяты>
Из материалов дела и пояснений представителя заявителя следует, что ДД.ММ.ГГГГ Царева М.В. обратилась в Администрацию г. Реутова с заявлением о принятии дополнительных документов для внесения изменений в учетное дело (л.д. 10).
Начальник отдела по учету, распределению и обмену жилой площади Администрации г. Реутова в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ за №№ указал, что поскольку Царева М.В. не является членом семьи ФИО6 Администрация г. Реутова не вправе осуществить заявленные требования (л.д. 7).
В соответствии со ст.55 Жилищного кодекса РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ (ред. от 26.09.2009) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее Закон) установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами.
В статье 2 Закона указано, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания. Заявление гражданина регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Органы местного самоуправления осуществляют проверку сведений, указанных в документах, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. При этом информация о переходе права на принадлежащие заявителю жилые помещения за последние пять лет запрашивается в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, руководителем органа местного самоуправления.
Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - Книга учета).
На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, заводится учетное дело, в котором содержатся представленные им документы.
В статье 4 Закона определено, что один раз в три года проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин подтверждает это соответствующей распиской о неизменности ранее представленных сведений.
В случае, если произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. Орган местного самоуправления осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом представленных документов.
Изменения, выявленные при перерегистрации гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вносятся в учетное дело гражданина и в Книгу учета в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Статья 6 Закона гласит, что за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п.20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")
В ходе судебного разбирательства суду не было представлено и судом не было добыто доказательств, подтверждающих, что Царева М.В. и <данные изъяты> были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Ответ руководителя отдела по учету, распределению и обмену жилой площади правового управления Администрации г.Реутова от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о снятии указанных лиц с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не соответствует по содержанию и по порядку принятия требованиям выше названных законов.
Администрацией г. Реутова также не была проведена проверка представленных заявителем дополнительных документов для разрешения вопроса об обоснованности отнесения заявителя и членов ее семьи к категории нуждающихся в жилых помещениях, соответствующего решения общественной комиссией по жилищным вопросам не принималось.
Учитывая изложенные нормы и представленные суду документы, следует, что заявления Царевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не были рассмотрены в порядке, установленном законом Жилищным кодексом РФ и Законом Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ (ред. от 26.09.2009) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", что препятствует заявителю в осуществлении жилищных прав по внесению изменений в учетное дело на основании изменения состава членов семьи.
Рассмотрение заявлений и документов граждан для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предложений о снятии с учета граждан в случаях, когда отпали основания для предоставления им жилых помещений рассматривается общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации г. Реутова. Положением об общественной комиссии по жилищным вопросам, утвержденной Постановлением Руководителя Администрации г.Реутов №121-ПА от 24.12.2010г. предусмотрено, что комиссия рассматривает и иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством, а установленный в настоящем положении перечень вопросов, входящих в компетенцию комиссии не является исчерпывающим (л.д. 24-26 ).
Таким образом, заявления Царевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подлежат рассмотрению общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации г. Реутова, в соответствии с вышеуказанным положением.
При таких обстоятельствах, суд находит заявление Царевой М.В. подлежим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Царевой Марины Валентиновны об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации г. Реутова, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке заявлений Царевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ неправомерным.
Обязать Администрацию г. Реутова рассмотреть заявления Царевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке и принять решение по существу, направив заявителю принятое решение Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Реутова.
Апелляционная жалоба может быть подана в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Реутовский городской суд.
Федеральный судья: подпись А.В. Радиевский
Копия верна: Судья
Секретарь
<данные изъяты>
<данные изъяты>