мера пресечения в отноешнии подсудимого



Судья: Волков В.В. Дело № 22-1308/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск "07" июля 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Колыманова А.Ф.,

судей Шелковской Н.Г., Петелиной Л.Г.,

при секретаре Петровой Е.Н.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу адвоката Кемаева Р.В. в защиту интересов Макеева О.Н. на определение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 23 апреля 2010 года, которым

Макееву О.Н., Дата обезличена года рождения, ... обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных п."а" ч.3 с.163 УК РФ (по 3 фактам), п."б" ч.2 ст.171 УК РФ (в редакции ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ),

продлен срок содержания под стражей на 3 месяца, то есть до 27 июля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Шелковской Н.Г., пояснения подсудимого Макеева О.Н., адвоката Кемаева Р.В., просивших об изменении меры пресечения на залог, мнение прокурора Кандрина Д.И. об оставлении определения без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Органами предварительного следствия Макеев О.Н. обвиняется в совершении трех эпизодов вымогательства, то есть требовании передачи чужого имущества с применением насилия и под угрозой применения насилия, уничтожения и повреждения имущества, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, Номер обезличен при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении.

Также он обвиняется в осуществлении Дата обезличена предпринимательской деятельности без государственной регистрации, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере, при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении.

Постановлением Чамзинского районного суда от 18 июля 2008 года в отношении Макеева О.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Далее срок содержания под стражей в отношении обвиняемого Макеева О.Н. неоднократно продлевался, последний раз - постановлением судьи Верховного суда Республики Мордовия от 09 июля 2009 года до 14 месяцев 00 суток, то есть до 16 сентября 2009 года включительно.

Постановлением Чамзинского районного суда республики Мордовия от 10 августа 2009 года по уголовному делу в отношении Тимонькина Б.Н. и Макеева О.Н. назначено открытое судебное заседание в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Данным постановлением мера пресечения в отношении Макеева О.Н. оставлена без изменения в виде содержания под стражей, срок которого продлен на 6 месяцев, то есть до 30 октября 2010 года включительно.

Определениями Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 23 октября 2009 года, 22 января 2010 года срок содержания под стражей в отношении Макеева О.Н. продлевался, последний раз - до 27 апреля 2010 года включительно.

Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 23 апреля 2010 года Макееву О.Н. продлен срок содержания под стражей по тем основаниям, что обстоятельства, по которым была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и продлевался срок содержания под стражей, не изменились, а также с учетом опасности и обстоятельств инкриминируемых ему деяний, связанных с угрозами применения физического насилия, имеются основания полагать, что подсудимый может продолжить заниматься преступной деятельностью, повлиять на ход судебного следствия путем угроз в адрес участников дела, скрыться от суда.

В кассационной жалобе адвокат Кемаев Р.В. в защиту интересов Макеева О.Н., считая определение незаконным и необоснованным, просит его отменить, избрать в отношении его подзащитного меру пресечения в виде залога. В обоснование своих доводов указывает, что суд первой инстанции не исключил принципиальной возможности применения в отношении Макеева О.Н. меры пресечения в виде залога. Ходатайство стороны защиты было отклонено только на том основании, что не были представлены доказательства стоимости предложенного в качестве залога имущества, превышающей 500 тысяч руб., что является недопустимым. Считает, что в нарушение требований ст.49 Конституции РФ и положений ст.99 УПК РФ судом принят во внимание тот факт, что инкриминируемые Макееву О.Н. преступления совершены с применением угроз в адрес потерпевших. Кроме того, было оставлено без внимания то обстоятельство, что мать подсудимого Макеева О.Н. страдает тяжелым заболеванием Номер обезличен, лечение которого требует серьезных денежных затрат, а с учетом низкого размера её пенсии, очевидным является необходимость оказания ей материальной помощи со стороны сына.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает определение как законное и обоснованное подлежит оставлению без изменения.

При продлении меры пресечения в виде заключения под стражу судом соблюдены требования ст.255 УПК РФ, регламентирующие решение вопроса о мере пресечения в отношении подсудимого.

Из материалов дела усматривается, что мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Макеева О.Н. избрана обоснованно, с соблюдением требований ст.97 УПК РФ.

Продляя Макееву О.Н. срок содержания под стражей, суд обосновал отсутствие оснований для избрания иной, более мягкой меры пресечения на данном этапе судебного разбирательства, правильно учел степень общественной опасности и тяжесть преступлений, в совершении которых он обвиняется, данные о личности, в том числе и те, на которые указывает в своей жалобе адвокат, наличие судимостей, объем и сложность уголовного дела, и обоснованно пришел к выводу о том, что, находясь на свободе, подсудимый может продолжить свой преступный образ жизни, скрыться от суда, либо иным путем воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу.

Основания для применения такой меры пресечения, как содержание под стражей не отпали, не изменились и новых обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения иной меры пресечения, не возникло, что подтверждено судом в определении о продлении срока содержания под стражей.

При этом в обжалуемом определении не сделано каких-либо выводов о виновности либо невиновности Макеева О.Н., но в то же время выявлено наличие в отношении подсудимого разумного и обоснованного подозрения в совершении им преступления, что является необходимым условием законности продления срока содержания под стражей.

Следовательно, нельзя согласиться с доводами жалобы адвоката Кемаева Р.В. о необоснованности принятого судом решения.

Признавая обжалуемое определение правомерным, судебная коллегия учитывает также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой законность и обоснованность избранной по судебному решению меры пресечения определяется не только формально установленным сроком ее действия, но и наличием выявленных в состязательном процессе фактических и правовых оснований для ее применения. При этом, как вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, должна обеспечиваться соразмерность ограничений, связанных с заключением лица под стражу в качестве меры пресечения, тяжести инкриминируемого ему преступления, его личности, поведению в период производства по делу, а также наказанию, которое, в случае признания его виновным в совершении преступления, может быть назначено и может подлежать реальному отбытию.

При таких обстоятельствах выводы суда о необходимости продления в отношении Макеева О.Н. срока содержания под стражей являются обоснованными и оснований для изменения подсудимому меры пресечения, в том числе на залог, судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену судебного решения, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 23 апреля 2010 года о продлении Макееву О.Н. срока содержания под стражей оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Кемаева Р.В. - без удовлетворения.

Председательствующий А.Ф. Колыманов

Судьи Н.Г. Шелковская

Л.Г. Петелина