нарушений уголовно-процессуального закона при производстве по делу допущено не было, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 6, 60 УК РФ.



Судья: Лёвкин В.Ю.Дело № 22-505/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск13 апреля 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

Председательствующего Колыманова А.Ф.

судей Егоровой А.И., Дерябина Е.В.

при секретаре ЦыгановойА.С.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Сурдяева В.Д., кассационное представление государственного обвинителя – заместителя Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Коновалова А.Н. на приговор Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2011 года, которым

Сурдяев В.Д., <дата> года рождения, <данные изъяты> судимый:

<данные изъяты>

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания Сурдяеву В.Д. исчислять с <дата>.

Мера пресечения в отношении Сурдяева В.Д. до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения – заключение под стражу.

Приговор <данные изъяты> судьи <адрес> от <дата> в отношении Сурдяева В.Д. в виде <данные изъяты>, исполнять самостоятельно по правилам ст.71 ч.2 УК РФ.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Егоровой А.И., пояснения осужденного Сурдяева В.Д. и в его защиту адвоката Сергушкину Ю.Н., просивших приговор суда изменить, наказание, назначенное Сурдяеву В.Д. снизить, объяснения потерпевшей К.В., не возражавшей о снисхождении осужденному, мнение прокурора Мартышкина В.В., поддержавшего доводы изложенные в кассационном представлении об отмене приговора суда за мягкостью назначенного осужденному наказания, судебная коллегия

установила:

Сурдяев В.Д. осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, имевшее место в период времени с <данные изъяты> до <данные изъяты> <дата> в <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в отношении <данные изъяты> - С.Д., при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

В судебном заседании Сурдяев В.Д. виновным себя в инкриминируемом ему деянии фактически признал, показал, что между ним и <данные изъяты> - С.Д. произошла ссора, в процессе которой он разозлился на последнего в этот момент у него в руках находился молоток без ручки, которым он ударил С.Д. один раз по голове, когда он понял что С.Д. умер, тогда он позвонил своим родственникам и сообщил о случившимся.

В кассационном представлении государственный обвинитель – заместитель Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Коновалов А.Н. считает приговор суда незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением уголовно-процессуального закона и несправедливостью приговора. Утверждает, что в описательно-мотивировочной части приговора не в полной мере дана оценка обстоятельствам, характеризующим личность подсудимого Сурдяева В.Д., что повлияло на принятие решения о мере назначенного ему наказания, которое является чрезмерно мягким. Просит приговор суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе судей.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденный Сурдяев В.Д. с приговором суда не согласен ввиду его необоснованности и суровости назначенного наказания. Считает, при назначении наказания суд учел не все смягчающие наказание обстоятельства. Вину в совершенном преступлении он признал полностью, в содеянном раскаялся, написал явку с повинной, активно способствовал раскрытию преступления, потерпевшая просила о назначении ему не строгого наказания. Потерпевший являлся ему <данные изъяты> и он не желал ему причинения какого-либо тяжкого вреда, тем более смерти. Между ними часто происходили ссоры, по вине потерпевшего, о чем подтверждали потерпевшая и свидетели, однако суд не принял это во внимание. Утверждает, что потерпевшего он ударил всего один раз, и сделал это не осознанно, как оказался в его руке молоток он не помнит. Потерпевший плохо видел и был в нетрезвом состоянии, и поэтому, передвигаясь самостоятельно он неоднократно падал. Как усматривается из заключения эксперта передвижение и осуществление каких-либо самостоятельных действий С.Д. при имеющихся у него повреждениях не исключается. Во время следствия на него оказывалось со стороны следователя моральное давление, и так как он находился в депрессивном состоянии, то не осознавал, что подписывает. Просит приговор изменить, срок наказания снизить, применить в отношении него ст.64 УК РФ.

В возражениях на кассационное представление государственного обвинителя - заместителя Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Коновалова А.Н. осужденный Сурдяев В.Д. считает доводы, изложенные в кассационном представлении, надуманными, необоснованными и ничем не подтвержденными. Характеризующий его материал в приговоре суда изложен полностью и судом ему дана правильная оценка. Просит кассационное представление государственного обвинителя оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней осужденного Сурдяева В.Д., кассационного представления государственного обвинителя – заместителя Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Коновалова А.Н., возражения на него осужденным Сурдяевым В.Д., судебная коллегия находит приговор подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Выводы суда о виновности осужденного Сурдяева В.Д. в совершении преступления при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда, подтверждены показаниями потерпевшей К.В., свидетелей Д.Н., Б.Р., Ч.И. об известных им обстоятельствах гибели С.Д., протоколами осмотра места происшествия, заключениями судебно-медицинской, судебно-биологической, судебно-химической экспертиз, вещественными и другими надлежаще исследованными в суде доказательствами, которые приведены и проанализированы в приговоре.

Доказательства, положенные в основу приговора, получены с соблюдением норм уголовно-процессуального закона.

Оценив надлежащим образом исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Сурдяева В.Д. в умышленном причинение смерти другому человеку и правильно квалифицировал его действия по ч.1 ст.105 УК РФ.

Довод кассационной жалобы осужденного о том, что он нанес потерпевшему всего один удар молотком, наличие и происхождение других телесных повреждений в области головы потерпевший мог получить при падении, является несостоятельным, поскольку опровергается заключением эксперта, протоколом осмотра места происшествия, протоколом явки с повинной, протоколом проверки показаний Сурдяева В.Д. на месте совершения преступления, которая сопровождалась видиозаписью, фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия и другими материалами дела.

Как следует из показаний Сурдяева В.Д. об обстоятельствах нанесения телесных повреждений, повлекших смерть его <данные изъяты> - С.Д., он нанес несколько ударов по голове потерпевшего металлическим молотком.

Суд обоснованно и мотивированно, с учетом характера и нанесения телесных повреждений, орудия преступления, указал в приговоре, что осужденный Сурдяев В.Д., нанося потерпевшему молотком не менее 6 ударов в область головы и причинив погибшему ушибленные раны волосистой части головы, лица, ушиб мягких тканей лица, перелом правой скуловой дуги, кровоизлияния в мягкие ткани головы под оболочки и в вещество головного мозга, которые в своей совокупности повлекли за собой тяжкий вред здоровью, как опасные для жизни, действовал с прямым умыслом на лишение жизни потерпевшего, поскольку удары он наносил в жизненно важный орган.

Доводы кассационной жалобы осужденного о том, что во время следствия на него оказывалось давление со стороны следователя и он не осознавал, что подписывает, является необоснованным.

Как видно из материалов дела осужденный Сурдяев В.Д. каких-либо заявлений и ходатайств, как в ходе судебного следствия, так и в судебном заседании, об оказании на него давления со стороны следователя не поступало.

Из заключения комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы, проведенной квалифицированными специалистами, использовавшими методы клинико-психопатологического исследования, следует, что какого-либо временного психического расстройства у Сурдяева В.Д. не обнаружено, в момент совершения преступления находился в состоянии простого алкогольного опьянения, в период времени, который относится к инкриминируемому ему деянию, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Поэтому психическое состояние осужденного Сурдяева В.Д. у судебной коллегии не вызывает сомнения. Пребывание Сурдяева В.Д. в депрессивном состоянии в период предварительного следствия, не подтверждается никакими данными по делу.

Доводы кассационной жалобы осужденного Сурдяева В.Д. о суровости назначенной ему меры наказания и кассационного представления государственного обвинителя о мягкости назначенной осужденному меры наказания, являются необоснованными.

Мера наказания осужденному Сурдяеву В.Д. назначена в соответствии с требованиями ст.6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, которая характеризуется положительно, в том числе, обстоятельств, смягчающих наказание – явки с повинной, активное способствование раскрытию преступления, мнения потерпевшей о снисхождении к виновному, при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, которых судом не установлено, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному, оснований для его смягчения, не имеется.

Судебная коллегия также не усматривает оснований для отмены приговора за мягкостью назначенного осужденному наказания. В представлении таких оснований, предусмотренных уголовным законом, не приводится.

Нарушений уголовно-процессуального закона при производстве по делу допущено не было, оснований для изменения либо отмены приговора не имеется.

Указание на самостоятельное исполнение предыдущего приговора в отношении осужденного Сурдяева В.Д. данный приговор содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2011 года в отношении Сурдяева В.Д. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного и кассационное представление государственного обвинителя – без удовлетворения.

ПредседательствующийА.Ф.Колыманов.

Судьи:А.И.Егорова.

Е.В.Дерябин.