уголовное делопо ч. 1 ст. 105 УК РФ - непризнание вины



Судья Кияйкин В.М.                                          Дело № 22-497/11г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск                                                                                           6 апреля 2011 года.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Елховиковой М.С., судей Волкова Н.К. и Дерябина Е.В., при секретаре Евстифеевой О.А.,

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя Куряевой Н.А., кассационные жалобы потерпевшего АШС, осужденного Кадеркаева И.К., адвоката Аймурановой Р.А. на приговор Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2011 года, которым

Кадеркаев И.К., <...> года рождения, уроженец и житель <...>, холостой, не военнообязанный, работающий <...> ранее не судим;

осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Волкова Н.К., пояснения: осужденного Кадеркаева И.К. и в его защиту адвоката Аймурановой Р.А., поддержавших доводы своих кассационных жалоб; мнение прокурора Котковой Е.А., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Кадеркаев И.К. осужден за то, что <...> примерно в <...>, совершил умышленное убийство АНС Преступление совершено в <...> в сторожевом вагончике, расположенном в 400 метрах к юго-западу от <...>, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

В судебном заседании осужденный Кадеркаев И.К. вину в совершении преступлений не признал.

В кассационном представлении государственный обвинитель Куряева Н.А. считает приговор суда незаконным ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона и его несправедливости и подлежащим отмене. Указывает, что в приговоре неполно указано место совершения преступления, не в полном объеме отражены показания свидетелей КМН, КНН и ЖАИ, которые положены в основу приговора, также судом не дана оценка заключениям судебно-биологических экспертиз. Считает, что при назначении наказания суд не учел и состояние здоровья Кадеркаева И.К., у которого обнаружена олигофрения в степени легкой дебильности, которое могло повлечь назначение ему более мягкого наказания. Кроме того, судом не был решен вопрос о назначении дополнительного наказания. Просит приговор отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе потерпевший АШС выражает несогласие с приговором суда, поскольку считает, что убийство его брата совершил не Кадеркаев И.К., а ЖАИ и КМН Считает, что хотя вина Кадеркаева И.К. в убийстве его брата не была в суде доказана, но суд назначил ему суровое наказание. Просит также приговор отменить.

В кассационной жалобе адвокат Аймуранова Р.А. считает вынесенный приговор незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Указывает, что свидетели ЖАИ и КМН дали не точные, противоречивые показания, данные противоречия судом не устранены. Считает, что показания свидетеля КНН носят формальный характер, поскольку она также является заинтересованным лицом, в вечер совершения преступления, она для чего-то ходила к вагончику. Просит приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе осужденный Кадеркаев И.К. указывает, что он не совершал убийства АНС, что потерпевшего избивал ЖАИ и КМН Когда он стал их разнимать, КНН стал угрожать ему, и он ушел домой. О смерти АНС он узнал утром. Указывает, что КНН дал показания, в которых не отрицает, что ЖАИ избивал потерпевшего. Кроме того, суд не установил, для чего КНН ходила в вагончик. Считает, что вина его не доказана, поэтому просит приговор отменить, и оправдать его.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор подлежащим оставлению без изменения.

Доводы кассационных жалоб о невиновности осужденного Кадеркаева И.К. в смерти АНС опровергаются материалами дела.

Вина Кадеркаева И.К. в содеянном подтверждена не только показаниями свидетелей: КМН, ЖАИ, КНН, СНА об обстоятельствах совершения убийства АНС, которые суд признал достоверными, поскольку они по существу согласуются друг с другом, не противоречат, а дополняют друг друга. Оснований для оговора осужденного со стороны указанных свидетелей, на что ссылается осужденный в своей кассационной жалобе, не установлено. В начале судебного заседания осужденный Кадеркаев И.К. признавал свою вину в нанесении побоев АНС, позже стал отрицать вину и в этом. Поскольку показания осужденного Кадеркаева опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, суд первой инстанции обоснованно посчитал их недостоверными, надуманными, данными с целью избегания уголовной ответственности и оценивает их как избранную осужденным позицию защиты.

Кроме того, вина Кадеркаева И.К. также подтверждается письменными доказательствами по делу: протоколом осмотра места происшествия от 12.10.20101 года, где был обнаружен труп АНС с признаками насильственной смерти, на топчане обнаружена полимерная веревка, изъяты следы бурого цвета (т. 1 л.д. 3-23), заключением судебно-криминалистических исследований, согласно которым на веревке обнаружен пот, который может принадлежать как Кадеркаеву, так и АНС, возможна принадлежность ЖАИ, поскольку кровь одногрупная с Кадеркаевым И.К. и полностью исключает возможность принадлежности КМН (т. 1 л.д. 182, 187, л.д. 189-172, 207-214), заключением судебно-медицинской экспертизы (т. 2 л.д. 69-73), из которого следует, что смерть АНС наступила в результате механической асфиксии от сдавливания органов шеи петлей при удушении и тупой травмы шеи.

Данные доказательства согласуются между собой. Суд первой инстанции признал указанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и обоснованно положил в основу обвинительного приговора.

Оснований же не доверять показаниям свидетелей и заключениям судебных экспертиз, которыми подтверждается вина Кадеркаева И.К., у суда не имелось.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при вынесении приговора обоснованно опирается на заключения судебно-медицинских экспертиз. Суд проверил и признал несостоятельными заявленные в судебном заседании доводы Кадеркаева И.К. о совершении убийства АНС КМН и ЖАИ При этом суд дал оценку показаниям свидетелей по делу, изложил в приговоре показания свидетелей КМН, КНН и ЖАИ, относящиеся к обстоятельствам по делу и не нашел существенных противоречий в их показаниях.

Это опровергает доводы кассационного представления о том, что показания вышеуказанных свидетелей приведены в приговоре неполно и что судом не дана оценка заключениям экспертиз.

В приговоре суд достаточно полно мотивировал свои выводы относительно виновности осужденного Кадеркаева И.К. и квалификации его действий ст. 105 ч. 1 УК РФ, что опровергает доводы кассационных жалоб о том, что в судебном заседании не было добыто достаточных доказательств вины Кадеркаева И.К. в совершенном преступлении и что суд не учел, что убийство АНС совершили КМН и ЖАМ

Как следует из санкции статьи 105 ч. 1 УК РФ, указанное в ней дополнительное наказание имеет альтернативный характер, а поэтому без указания мотива не назначение судом Кадеркаеву И.К. данного дополнительного наказания, не может служить основанием для отмены приговора, о чем просит в своем кассационном представлении гособвинитель.

При обсуждении вопроса о мере наказания Кадеркаеву И.К., с учетом содеянного, данных о его личности, положений ст. 60 УК РФ, суд правильно указал в приговоре о необходимости назначения данному осужденному наказание в виде реального лишения свободы в пределах санкции уголовного закона, но не в максимальном размере, что и было сделано судом.

Однако, как обоснованно указывается в кассационном представлении, хотя в судебном заседании и было установлено, что, согласно заключения судебно-психиатрической экспертизы, Кадеркаев И.К. обнаруживает врожденную легкую умственную отсталость в виде олигофрении в степени легкой дебильности, суд не обсуждал вопроса о признании такого состояния здоровья в качестве смягчающего обстоятельства, которое могло повлечь назначение ему более мягкого наказания.

Судебная коллегия соглашается с таким мнением государственного обвинителя и считает необходимым, в соответствии со ст. 61 УК РФ, такое состояние здоровья Кадеркаева И.К. признать в качестве обстоятельства, смягчающее его наказание, в связи с чем следует уменьшить назначенный судом данному осужденному срок наказания в виде лишения свободы на 2 месяца. Оснований для более значительного смягчения Кадеркаеву И.К. назначенного наказания, судебная коллегия не усматривает.

    Других оснований для изменения приговора по данному делу и оснований для его отмены, о чем ставится вопрос в кассационных жалобах и в кассационном представлении, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2011 года в отношении Кадеркаев И.К. изменить: признать в качестве смягчающего наказание обстоятельства наличие у него олигофрении в легкой степени дебильности и срок наказания Кадеркаеву И.К. снизить до 9 лет 10 месяцев лишения свободы в ИК строгого режима. В остальной части данный приговор оставить без изменения, кассационное представление государственного обвинителя Куряевой Н.А., кассационные жалобы потерпевшего АШС, осужденного Кадеркаева И.К., адвоката Аймурановой Р.А. – без удовлетворения.

Председательствующий                               Елховикова М.С.

Судьи                                             Волков Н.К., Дерябин Е.В.