уголовное дело по ч. 3 ст. 30 п. `в` ч. 3 ст. 158 УК РФ



Судья Бурдинов В.И.                                        Дело № 22-901/11г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск                                                                                          15 июня 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Сюбаева И.И., судей Волкова Н.К. и Кольбова Е.А., при секретаре Хальмеевой И.Р.,

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя Юфатовой Е.В., кассационные жалобы адвоката Просвиряковой В.И., осужденного Кадяйкина С.А. на приговор Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2011, которым

Кадяйкин С.А., <дата> года рождения, уроженец <адрес>, со средне-специальным образованием, женатый, имеющий двоих несовершеннолетних детей, не работающий, без определенного места жительства, ранее судимый:

<...>

<...>

осужден по ч. 3 ст. 30 ст. 70 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 1 года 4 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Волкова Н.К., пояснения осужденного Кадяйкина С.А., адвоката Просвирякова В.И., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Кандрина Д.И., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Кадяйкин С.А. осужден за то, что <дата> в период времени с <...> до <...> часов, незаконно проникнув в помещение жилого <адрес>, принадлежащее КЕВ, совершил покушение на тайное хищение личного имущества потерпевшей на общую сумму в <...> рублей, т.е. с причинением значительного материального ущерба последней. Данное преступление совершено Кадяйкиным С.А. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В судебном заседании Кадяйкин С.А. вину в совершенном преступлении признал полностью, согласился с предъявленным ему обвинением, поддержал заявленное им ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. От стороны обвинения возражений не поступило.

В кассационном представлении государственный обвинитель Юфатова Е.Ф., не оспаривая доказанность вины и квалификацию действий Кадяйкина С.А., считает приговор незаконным и подлежащим отмене ввиду нарушения норм уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона и несправедливости приговора. Считает, что суд должен был назначить наказание с учетом ч. 7 ст. 316 УПК РФ, менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, то есть, менее 1 года лишения свободы. Просит приговор отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе адвокат Просвиряков В.И. считает приговор суда чрезмерно суровым и подлежащим изменению, поскольку он не отвечает принципам справедливости. Считает, что суд недостаточно принял во внимание смягчающие вину обстоятельства, мнение потерпевшей, то, что преступление не оконченное. Просит приговор изменить, снизить назначенное ему наказание до не связанное с лишением свободы.

В кассационной жалобе осужденный Кадяйкин С.А. выражает несогласие с приговором суда. Указывает, что потерпевшая, которая является его тетей, просила строго его не наказывать, все похищенное было возвращено. Также указывает, что у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, работал неофициально, вину признал, в содеянном раскаялся. Просит отменить приговор, назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как следует из протокола судебного заседания, свою вину Кадяйкин С.А. признал полностью и ходатайствовал о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, это ходатайство поддержано адвокатом Просвирякова В.И., государственный обвинитель Юфатова Е.Ф., потерпевшая КЕВ против рассмотрения дела в особом порядке не возражали.

С учетом вышеизложенного, судебное разбирательство по делу проведено и приговор вынесен в порядке требований главы 40 УПК РФ. При этом вина Кадяйкина С.А. была установлена, действия его были правильно квалифицированы ст. 30 ч. 3 и 158 ч. 3 п. «в» УК РФ.

Однако, как обоснованно указывает в своем кассационном представлении гособвинитель, при назначении наказания Кадяйкину С.А., суд нарушил требования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Поскольку уголовное дело в отношении Кадяйкина С.А. рассмотрено в порядке особого производства, то согласно требований ст. 316 ч. 7 УПК РФ, назначенное подсудимому наказание в таком случае не может превышать двух третей максимального срока за совершенное преступление – в данном случае 4 года лишения свободы.

Также судом было установлено, что Кадяйкиным С.А. было совершено покушение на тайное хищение чужого имущества, с незаконным проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба., а в соответствии с ст. 158 ч. 3 УК РФ как за оконченное преступление, относительно к данному делу это будет 3 года лишения свободы.

Кроме того суд, назначая наказание Кадяйкину С.А.без учета правил рецидива (ст. 68 ч. 2 УК РФ следует, что срок наказания при любом виде рецидива преступления не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Таким образом, суд при данных обстоятельствах, должен был назначить Кадяйкину С.А. наказание менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное Кадяйкиным С.А. преступление, то есть менее 1 года лишения свободы.

Поскольку судом в нарушении вышеуказанных требований законодательства Кадяйкину С.А было назначено за совершенное им преступление 1 год лишения свободы, то данную ошибку суда следует исправить и следует уменьшить назначенный данному осужденному срок наказания на 2 месяца, изменив в этой части приговор, не отменив его, как об этом ставит вопрос гособвинитель.

В то же время оснований для смягчения Кадяйкину С.А. наказания до не связанного с реальным лишением свободы, как об этом ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия, с учетом данных о личности Кадяйкина С.А., судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 381, 382 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2011 года в отношении Кадяйкина С.А. изменить, назначенное ему судом наказание по ст. 30 ч. 3 и 158 ч. 3 п. «а» УК РФ, снизить до 10 месяцев лишения свободы и в силу ст. 70 УК РФ всего к отбытию назначить 1 год 2 месяца лишения свободы в ИК строгого режима. Кассационное представление государственного обвинителя и кассационные жалобы осужденного Кадяйкина С.А. и адвоката Просвирякова В.И. удовлетворить частично.

Председательствующий                                                                      Сюбаев И.И.

Судьи                                               Волков Н.К., Кольбов Е.А.