пункт `а` части 3 статьи 286 УК РФ



Судья: Светкина В.Н.              Дело №22 – 3798/11г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск                       28 декабря 2011г.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Сюбаева И.И.,

судей Волкова Н.К., Петелиной Л.Г.,

при секретаре    Вершининой И.В.,

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя – прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутова М.К. на приговор Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года, которым

Бекшаев В. П., <дата> года рождения, уроженец <адрес> не судимый,

осужден по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы. В силу статьи 73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года, с возложением обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 73 УК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 47 УК РФ Бекшаев В.П. лишен права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах сроком на 2 года.

Заслушав доклад судьи Петелиной Л.Г., адвоката Казакова А.А., мнение прокурора Суховой О.В., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Бекшаев В.П. осужден за превышение должностных полномочий, то есть за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, с применением насилия.

Как установлено судом, преступление им совершено <дата> около <данные изъяты> в <адрес> при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационном представлении прокурор Кочкуровского района Мангутов М.К., не оспаривая доказанность вины Бекшаева В.П. и правильность квалификации его действий, считает приговор суда незаконным в связи с существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона, неправильным применением уголовного закона. Суд, обоснованно исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, правильно назначил в соответствии с частью 1 статьи 47 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах. Между тем в нарушение требований статьи 47 УК РФ суд не конкретизировал вид таких должностей. Кроме того, учитывая, что Бекшаев В.П. совершил превышение должностных полномочий с применением насилия, суд, признавая обстоятельством, отягчающим наказание, совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, не учел требования части 2 статьи 63 УК РФ, согласно которым если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания. Просит приговор суда отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Он признается таковым, если постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.

Судебное разбирательство по делу проведено, и приговор вынесен в порядке требований Главы 40 УПК РФ при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. Требования уголовно-процессуального закона при этом были полностью соблюдены.

При таких обстоятельствах осуждение Бекшаева В.П. по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ судебная коллегия находит правильным.

Вместе с тем судебная коллегия находит обоснованными доводы кассационного представления о допущенных нарушениях уголовного закона, вследствие которых приговор подлежит изменению.

В соответствии с частью 2 статьи 63 УК РФ, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Поскольку субъектом преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 УК РФ, может быть лишь должностное лицо, которое постоянно или временно или по специальному полномочию осуществляло функции представителя власти или выполняло организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, то суд не должен был учитывать в качестве отягчающего наказание обстоятельство, предусмотренное пунктом «о» части 1 статьи 63 УК РФ «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел».

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым приговор в этой части изменить.

Как усматривается из материалов дела, суд, признав виновным Бекшаева В.П. по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ, назначил ему как наказание в виде лишения свободы, так и предусмотренное санкцией данной статьи уголовного закона дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах на 2 года.

Вместе с тем, назначая данное дополнительное наказание, суд первой инстанции не учел, что по смыслу закона при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания, суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность. Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Однако, назначая Бекшаеву В.П. дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах, суд не конкретизировал, какие именно должности, в каких органах, связанные с исполнением каких обязанностей осужденный впредь в течение установленного срока не может занимать, в связи с чем, предусмотренное статьей 286 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности в данном случае нельзя считать назначенным Бекшаеву В.П. Указание о назначении этого наказания подлежит исключению из приговора.

Вносимые в приговор изменения являются основанием для снижения назначенного Бекшаеву В.П. наказания.

Оснований для изменения категории преступления, по которому Бекшаев В.П, осужден, в связи с внесенными в статью 15 УК РФ Федеральным Законом № 420-ФЗ от <дата> изменениями, судебная коллегия не усматривает.

Судом первой инстанции дело рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Нарушений, влекущих безусловную отмену приговора, не допущено. В кассационном представлении не ставится вопрос о несправедливости назначенной Бекшаеву В.П. меры наказания, его мягкости, потому оснований для отмены приговора суда, о чем просит автор кассационного представления, не имеется.

Руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года в отношении Бекшаева В. П. изменить, частично удовлетворив кассационное представление.

Из приговора исключить указание суда о наличии отягчающего наказание Бекшаева В.П. обстоятельства «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел», а также назначенное дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах сроком на 2 года.

Назначенное по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ Бекшаеву В.П. наказание снизить до 3 лет лишения свободы.

В остальной части приговор оставить без изменения.

Председательствующий                             И.И.Сюбаев

Судьи                                         Н.К.Волков

Л.Г. Петелина