Умышленноепричинение смерти другому человеку.



Судья Юркина О.В. Дело №22-810/12

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск 14 марта 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Елховиковой

судей Петелиной Л.Г., Шелковской Н.Г.,

при секретаре Королевой Т.Г.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу адвоката Ширманова С.Ю. в защиту интересов осужденного Кудряшова С.Н. на приговор Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 18 января 2012 года, которым

Кудряшов С.Н., <данные изъяты>, ранее не судимый    

- осужден по части 1 статьи 105 УК Российской Федерации к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Шелковской Н.Г., объяснения осужденного Кудряшова С.Н., адвоката Ширманова С.Ю., просивших об удовлетворении кассационной жалобы, мнение прокурора Русяева И.А. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия

установила:

Кудряшов С.Н. осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Преступление совершено <данные изъяты> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

Вину в содеянном Кудряшов признал частично.

В кассационной жалобе адвокат Ширманов С.Ю. в защиту интересов осужденного Кудряшова С.Н., считая приговор незаконным в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит о его изменении, переквалификации содеянного Кудряшовым на часть 1 статьи 108 УК Российской Федерации. В обосновании чего указал, что судом были неверно установлены обстоятельства и мотивы преступления. Полагает, что действия погибшего фактически содержали признаки состава преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 139 и пункта «в» части 2 статьи 163 УК Российской Федерации, поскольку он против воли Кудряшовых проник в ночное время в их квартиру, избив обоих, незаконно требовал передачи денег. Утверждает, что в квартире Кудряшовых произошло избиение А. сначала подсудимого Кудряшова, а затем его отца подсудимого, который пытался заступиться за сына и прекратить противоправное поведение А.. Полагает, что Кудряшов С.Н. в данной ситуации находился в состоянии необходимой обороны, учитывая физическое превосходство А., его агрессивное поведение. Считает, что убийство Кудряшовым С.Н. совершено при превышении пределов необходимой обороны и мотивом его действий явились защита себя и своего отца от преступного посягательства А., а не неприязненные отношения, как указано судом.

Утверждает, что за основу суду следовало взять показания Кудряшова и его отца, данные ими в ходе судебного заседания, поскольку они убедительны, согласуются с другими доказательствами по делу, их пояснения в части наличия противоречий в показаниях заслуживают внимание и объясняются их психологическим состоянием.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы защиты, судебная коллегия находит приговор Чамзинского районного суда Республики Мордовия законным и обоснованным.

Кудряшов вину в совершении преступления признал частично.

Выводы суда о виновности Кудряшова в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК Российской Федерации, основаны на анализе и оценке совокупности достаточных доказательств, исследованных в судебном заседании.

Суд принял предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Обвинительный приговор соответствует требованиям УПК Российской Федерации.

Выводы суда о виновности Кудряшова в совершении преступления подтверждаются исследованными надлежащим образом в судебном заседании доказательствами:

-из показаний Кудряшова следует, что в течение дня он употреблял спиртные напитки сначала с отцом дома, затем с А. в кафе. Уходя из кафе, он взял сотовый телефон А., лежащий на столе, опасаясь, что тот его забудет. Дома он лег спать. Как оказался А. в их квартире, он не может сказать. Тот подошел к нему, спросил, где сотовый телефон. Когда Кудряшов показал ему на телефон, А. начал кричать на него, скинул с дивана на пол, начал наносить удары по лицу ногами и требовать деньги. После того, как отцу, пытавшемуся заступиться за сына, А. нанес удар, и тот упал на пол. А. продолжал стоять недалеко от него, при этом ничего не делал. В это время Кудряшов взял в руки нож, встал и когда А. подошел близко к нему, он решил, что с намерением продолжить избиение, он нанес А. удар.

Из показаний Кудряшова, оглашенных в судебном заседании следует, что сотовый телефон А. случайно оказался в его кармане. Когда А. пришел к нему в квартиру и стал просить телефон, он отдал. После этого А. прошел в квартиру, между ними возникла словесная ссора, последний стал требовать деньги, ударил его кулаком по лицу, отчего он упал на пол. После этого А. стал бить его, затем ударил отца, пытавшегося заступиться за сына. В это время Кудряшов встал с пола, схватил со стола нож, направился в сторону А., и когда тот на его окрик оглянулся – нанес удар лезвием ножа в область груди потерпевшего. Когда А, прижался к нему передней частью грудной клетки и они повалились на диван, нанес несколько ударов ножом, не менее двух, со стороны спины А.. (т.1 л.д. 96-102, 121-125).

Из показаний свидетеля 1 следует, что <дата> они с сыном употребляли спиртное, около 20 часов за сыном зашел А. и оба куда-то ушли. Вернулся сын около 22 часов, вместе с сыном еще выпили водки и легли спать. Около 02 час. 30 мин. в квартиру постучался А., поднял с дивана сына, начал бить его, спрашивая, где сотовый телефон, после чего начал просить деньги. Когда он попытался заступиться за сына, А. ударил его, отчего он потерял сознание. Когда пришел в себя, то сын сидел на диване, а А. в крови лежал на полу.

В ходе предварительного следствия свидетель показывал, что сын вернулся домой около 00 часов 30 минут в состоянии алкогольного опьянения, минут через 15 пришел А., который, взяв сотовый телефон у его сына, стал кричать на него, требовать деньги. А. прошел в комнату, где у них с сыном произошла драка (т.1 л.д. 107-110).

Из показаний потерпевшей следует, что со слов соседа ее сына ей стало известно, что в ночь на <дата> по возвращению домой он не обнаружил сотовый телефон и позвонил на свой номер с телефона соседа П.. На звонок ответил Кудряшов, сказав, что телефон у него, после чего А. решил забрать телефон.

Из заключения судебно – медицинской экспертизы трупа у А. обнаружены проникающая колото-резаная рана передней стенки живота с повреждением поперечной мышцы живота, прямой мышцы живота, сердечной сорочки, задней стенки левого предсердия сердца на всю толщу мышцы сердца с образованием гемо-перикарда и кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани; проникающая колото-резаная рана в области 7-8 межреберья с повреждением широчайшей мышцы, пристеночной плевры и кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани; колото-резаная рана задней поверхности верхней трети левого плеча с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани. Телесные повреждения причинены типичным действием лезвия колюще-режущего орудия с достаточной силой, глубина раневого канала не менее 12 см. смерть ФИО8 наступила от тампонады околосердечной сорочки кровью (т. 1 л.д. 62-70).

Со слов эксперта Х.удар в область грудной клетки погибшему А. причинен под углом 45-15 градусов, движением снизу вверх, два других ранения, в область спины, - под прямым углом, о чем свидетельствуют ровные края ран, при этом ранение в область 7-8 межреберья причинено ударом достаточной силы.

Иные письменные материалы дела, исследованные в ходе судебного следствия, также подтверждают вину Кудряшова в совершении данного преступления и свидетельствуют о прямом умысле последнего на причинение смерти А..

Вышеперечисленные доказательства в своей совокупности опровергают доводы жалобы адвоката о совершении Кудряшовым преступления при превышении пределом необходимой обороны.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о совершении осужденным умышленного убийства А.. Об умысле на умышленное убийство свидетельствует орудие преступления -нож, место нанесения удара – жизненно-важные органы в области грудной клетки слева, область спины; характер и локализация телесных повреждений. Ни осужденный Кудряшов, ни его отец не указывали на применение А. каких-либо предметов, могущих причинить существенный вред, как осужденному, так и его отцу.

Наличие противоправного поведения А., признанного судом в качестве смягчающего обстоятельства, само по себе не может подвергнуть сомнению вывод суда об умысле Кудряшова на умышленное убийство А..

Судебная коллегия полагает необоснованным довод жалобы защиты о том, что Кудряшов был вынужден защищать себя, поскольку ни осужденный, ни свидетель Кудряшов не указали на обстоятельства, убедительно свидетельствующие о наличие реальной угрозы со стороны А..

Со слов свидетеля 2, в квартире Кудряшова-отца часто происходят «гулянки», поэтому к сильному шуму, скандалам из квартиры Кудряшовых он привык и не придал значение шуму и грохоту, доносившемуся из квартиры в ночь с 20 на <дата>

Следовательно, никакой реальной угрозы жизни и здоровью Кудряшовым перед нанесением Кудряшовым С.Н. удара А. имелось. Более того, в течение вечера и ночи <дата> Кудряшов С.Н. употреблял спиртные напитки, состояние алкогольного опьянения само по себе усугубило поведение осужденного.

Нельзя согласиться и с иными доводами жалобы защиты, взаимосвязанными между собой и имеющими цель подтвердить довод о наличии в действиях Кудряшова превышение пределов необходимой обороны. Опровержение данных доводов изложено выше.

При назначении размера и вида наказания Кудряшову суд в соответствии с требованиями статей 6, 43, 60 УК Российской Федерации в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, наличие смягчающих обстоятельств по делу при отсутствии отягчающих, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Назначенное судом наказание является справедливым. Суд обоснованно не усмотрел оснований для применения положений статей 64, 73 УК Российской Федерации.

Нарушений уголовно -процессуальных норм, влекущих отмену приговора, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 377, 378, 388 УПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 18 января 2012 года в отношении Кудряшова С.Н. оставить без изменения, кассационное представление государственного обвинителя и кассационную жалобу защиты без удовлетворения.

Председательствующий М.С. Елховикова

Судьи Л.Г. Петелина

Н.Г. Шелковская