приговор изменен.Признаны смяг. обст. актив.способ. раскрытию преступл и действия направленные на оказание мед.помощи потерп. Действия осужденных переквал на ч.4 ст. 111 в ред. ФЗ-№26 по которой Игонину назнач наказ 9 л 6 мес л/св, Захарову 8 л 8 мес л/с



Судья: Зеленов О.А.                         Дело № 22-2242/09.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саранск 25 июля 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Елховиковой М.С.,

судей Устимова М.А. и Скипальской Л.И.,

при секретаре Королевой Т.Г.,

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Куряевой Н.А., кассационные жалобы адвокатов Захаровой Л.А., Ерехметьевой Р.И., осужденных Игонина Н.А., Захарова Е.В., на приговор Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2009 года, которым

Игонин Н. А., <данные изъяты> юридически не судимый,

осужден по ст. 111 ч.4 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;

Захаров Е. В., <данные изъяты>, юридически не судимый,

осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Елховиковой М.С., пояснения осужденного Игонина Н.А. и в его защиту адвоката Захаровой Л.А., осужденного Захарова Е.В. и в его защиту адвоката Ерехметьевой Р.И., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Суховой О.В., поддержавшего доводы кассационного представления об изменении приговора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Игонин Н.А. и Захаров Е.В. осуждены за то, что <дата> в <данные изъяты> часов, находясь в квартире Д.Г.В., расположенной по адресу: <адрес>, во время ссоры при распитии спиртных напитков, умышленно причинили Д.Г.В. тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего, группой лиц.

В судебном заседании осужденный Игонин Н.А. вину признал частично, осужденный Захаров Е.В. вину не признал.

В кассационной жалобе адвокат Ерехметьева Р.И. считает приговор в отношении осужденного Захарова Е.В. подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом. При этом указывает, что вина Захарова Е.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ не доказана. Указывает также, что судом не дана должная оценка показаниям свидетеля З.Н,П., результатам судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств № 116 от 13 февраля 2008 года, а также противоречиям в показаниях остальных свидетелей. Просит приговор отменить, уголовное дело в отношении Захарова Е.В. прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.

В кассационной жалобе адвокат Захарова Л.А. в защиту осужденного Игонина Н.А. считает приговор суда чрезмерно суровым в части назначенного наказания, не соответствующим данных о личности данного осужденного и не учитывающим смягчающих наказание обстоятельств. Указывает, что судом не была дана должная юридическая оценка противоправному поведению самого потерпевшего и противоречивые показания свидетелей. Просит приговор изменить, переквалифицировать действия Игонина Н.А.

В кассационной жалобе осужденный Захаров Е.В. считает назначенное ему наказание чрезмерно суровым. Указывает на то, что суд не в полной мере учел данные о его личности. Просит снизить назначенное наказание. В дополнении к кассационной жалобе Захаров Е.В. просит назначить дополнительную судебную экспертизу на предмет установления принадлежности отпечатков пальцев, а также дополнительную экспертизу на предмет установления принадлежности крови.

В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Игонин Н.А. указывает на то, что судом при вынесении приговора не учтен факт противоправного поведения потерпевшего, а также вызов скорой помощи и милиции, оказание содействия органам следствия, противоречивые показания свидетелей. Просит приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В кассационном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора Лямбирского района Республики Мордовия Куряева Н.А., не оспаривая доказанность вины осужденных, указывает, что в приговоре недостаточно мотивирована квалификация действий осужденных, а также недостаточно мотивировано назначенное наказание, а также при назначении наказания суд не в полной мере учел личности осужденных, отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства по делу. Просит приговор суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Вина обоих осужденных материалами дела установлена.

Сам Игонин Н.А. в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что во второй половине дня <дата> он пришел в квартиру своего односельчанина Д.Г.В., где застал, кроме хозяина квартиры, Захарова Е.В. и Б.А.Н., которые распивали спиртное. Они поссорились с Д.Г.В. и тот приставил нож к его горлу. Он отвел его руку с ножом и нанес 2 удара рукой в лицо, отчего последний упал около газовой плиты. Как ушел из данной квартиры Захаров Е.В., он не помнит. Ночью он проснулся в квартире Д.Г.В. и обнаружил, что тот лежит с окровавленным лицом на полу и хрипит. Он перенес Д.Г.В. на кровать и стал вызывать «скорую помощь», однако по ошибке вызвал милицию. Приехавшие сотрудники милиции, осмотрев Д.Г.В., обнаружили, что тот уже мертв, задержали сначала его, а затем и Захарова Е.В. и отвезли в Лямбирское РОВД.

Захаров Е.В. суде также пояснял, что после распития спиртных напитков в квартире Д.Г.В. и ухода оттуда Б.А.Н., там остались он, Игонин Н.А. и сам Д.Г.В., который стал оскорблять его и Игонина Н.А. и ножом замахнулся на Игонина Н.А. Однако тот выбил нож из рук Дергунова и ударил Дергунова рукой в лицо. Он разнял дерущихся и около 20 часов ушел к себе домой.

Допрошенный в ходе предварительного расследования Захаров Е.В. показывал, что Д.Г.В. стал оскорблять его и Игонина Н.А. нецензурной бранью, после чего Игонин Н.А. нанес Д.Г.В. не менее 4 ударов кулаком в лицо. Он взял стул и также нанес Д.Г.В. несколько ударов стулом по голове. От его ударов стулом Дергунов упал на пол, а Игонин Н.А. нанес Д.Г.В. удары ногами по голове и туловищу, затем подпрыгнул и двумя ногами прыгнул на грудь Д.Г.В. и тот был без сознания. Затем он ушел домой, а Игонин Н.А. остался в доме Д.Г.В.

Игонин Н.А. в ходе предварительного следствия также показывал, что в ходе распития спиртного Д.Г.В. стал оскорблять его и Захарова Е.В. и он решил избить того. С этой целью он нанес Д.Г.В. не менее 2-3 ударов в лицо, а Захаров Е.В. в это время ребром стула нанес Д.Г.В. не менее 4 ударов по голове. От ударов Д.Г.В. упал на пол и того пошла кровь из головы. Он ещё нанес упавшему на пол Д.Г.В. ногами по голове туловищу не менее 2-3 ударов, а затем подпрыгнул и двумя ногами прыгнул на грудь Д.Г.В. Когда они увидели, что Д.Г.В. потерял сознание, то Захаров Е.В. ушел из квартиры, а он остался там и лег спать. Проснувшись ночью, он споткнулся об Д.Г.В., который был уже мертв.

Суд дал надлежащую оценку изменению показаний Захарова Е.В. и Игонина Н.А., и обоснованно признал правдивыми их показания, данные в ходе предварительного следствия.

В судебном заседании проверялись и доводы осужденных о том, что такие признательные показания в ходе предварительного следствия они давали при подсказке работников милиции и под их воздействием.

Было установлено, что признательные показания Захаров Е.В. и Игонин Н.А. в ходе предварительного следствия давали неоднократно, будучи допрошенными как в качестве подозреваемых, так и в качестве обвиняемых в присутствии своих адвокатов. Свои показания Захаров Е.В. и Игонин Н.А. подтвердили и при выходе на место происшествие с участием адвокатов, понятых, с записью их показаний на видеопленку.

Судом исследовалось и постановление следователя от <дата> об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям в суде Игонина Н.А. и Захарова Е.В. о применении к ним насилия со стороны сотрудников ОВД по Лямбирскому району РМ во время проведения предварительного расследования по данному делу, за отсутствием состава преступления.

Признательные показания Игонина Н.А. и Захарова Е.В. в ходе предварительного следствия являются последовательными и подтверждаются всеми доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Поэтому суд обоснованно признал признательные показания осужденных правдивыми и положил их в основу приговора.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от <дата>, при осмотре квартиры Д.Г.В., на кровати обнаружен труп хозяина квартиры, со множеством телесных повреждений, на кухне обнаружен и изъят стул, испачканный веществом бурого цвета и на полу имеется также вещество бурого цвета, которые изъяты.

Согласно заключению судебно – медицинской экспертизы, на трупе Д.Г.В. многочисленные раны головы, лица, переломы ребер, повреждения левого легкого, печени и селезенки, ушибы, повлекшие за собой причинение тому тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни, данные телесные повреждения образовались от воздействия тупых твердых предметов – от не менее 32 ударов. Смерть Д.Г.В. наступила в результате этих травм, осложнившимся травматическим шоком, в срок до 1 суток к моменту их причинения.

Экспертизой вещественных доказательств установлено, что повреждение кожного препарата от трупа Д.Г.В., относится к ушибленному и могло образоваться от действия ребра стула, изъятого в ходе осмотра места происшествия.

Из заключений экспертиз вещественных доказательств следует, что на фуфайке, спортивных брюках, правом ботинке, принадлежащих Захарову Е.В. и на куртке, джинсовых брюках и ботинках Игонина Н.А., обнаружена кровь, происхождение которой не исключается от погибшего Д.Г.А., а присутствие крови владельцев данных вещей возможно лишь в примеси, при условии наличия у них источника кровотечения.

Судом опровергнуты доводы кассационных жалоб осужденного Захарова Е.В. и его адвоката о непричастности данного лица к смерти потерпевшего.

Судебная коллегия считает необоснованными доводы кассационного представления о том, что в приговоре недостаточно мотивирована квалификация действий осужденных, поскольку из приговора видно, что квалификация действии осужденных по части 4 статьи 111 УК РФ мотивирована.

Установив, что Игонин Н.А. и Захаров Е.В. группой лиц, на почве ссоры умышленно причинили потерпевшему Д.Г.В. тяжкий вред здоровью, опасный для жизни потерпевшего, что повлекло по неосторожности смерть Д.Г.В., суд правильно квалифицировал действия каждого из них ст. 111 ч. 4 УК РФ.

Наказание осужденному Захарову Е.В. суд назначил в соответствии с содеянным, с учетом положительных данных о личности, наличия малолетнего ребенка, участия в боевых действиях в Северо-Кавказском Регионе.

Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу, что при назначении наказания Игонину Н.А. судом не были учтены все смягчающие обстоятельства.

Как видно из приговора, его описательно-мотивировочная часть содержит сведения о том, что Игонин вызвал на место преступления сотрудников милиции, а также вызвал «скорую медицинскую помощь». Данные факты подтверждаются рапортом сотрудника милиции, а также проверкой телефонных соединений с сотового телефона Игонина, и признаны судом соответствующими действительности.

Однако при назначении наказания Игонину Н.А. суд безмотивно не учел данные обстоятельства в качестве смягчающих, что повлияло на размер назначенного ему наказания.

С учетом изложенного следует признать в качестве смягчающих наказание Игонина Н.А. обстоятельств активное способствование раскрытию преступления и действия, направленные на оказание медицинской помощи потерпевшему, и назначить наказание Игонину Н.А. с учетом положений части 1 статьи 62 УК РФ.

Вместе с тем судебная коллегия не усматривает оснований для признания в качестве смягчающего обстоятельства противоправное поведение потерпевшего, поскольку установлено, что и осужденные и потерпевший находились в нетрезвом состоянии, преступление совершено на почве ссоре, возникшей в процессе распития спиртного.

Судебная коллегия также приходит к следующему выводу.

Федеральным Законом № 26-ФЗ от 07.03.2011 года внесены изменения в часть 4 статьи 111 УК РФ, по которой Захаров Е.В. и Игонин Н.А. были осуждены.

В соответствии со статьей 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.

Поэтому действия Захарова Е.В. и Игонина Н.А. надлежит переквалифицировать с части 4 статьи 111 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ в редакции ФЗ №26 от 07.03.2011 года, по которой назначить наказание в меньшем размере.

Нарушений уголовно-процессуального закона при производстве по делу допущено не было, оснований для отмены приговора по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2009 года в отношении Игонина Н. А. и Захарова Е. В. изменить, частично удовлетворив кассационное представление и кассационные жалобы осужденного Игонина Н.А. и адвоката Захаровой Л.А..

Признать в качестве смягчающих наказание Игонину Н.А. обстоятельств активное способствование раскрытию преступления и действия, направленные на оказание медицинской помощи потерпевшему.

Действия Игонина Н.А. переквалифицировать с части 4 статьи 111 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ в редакции ФЗ №26 от 07.03.2011 года, по которой назначить наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Действия Захарова Е.В. переквалифицировать с части 4 статьи 111 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ в редакции ФЗ №26 от 07.03.2011 года, по которой назначить наказание в виде 8 лет 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части приговор оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного Захарова Е.В. и адвоката Ерехметьевой Р.И. – без удовлетворения.

Председательствующий                        М.С. Елховикова

Судьи                                    М.А. Устимов

                                        Л.И. Скипальская.