об отмене судебных постановлений о перасчете сумм возмещения вреда, причиненого в результате ЧАЭС



Дело № 44-г-13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Суда Республики Мордовия

г.Саранск 05 августа 2010 г.

Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Курышева Г.А.,

членов Президиума Александрова С.В., Лукшина А.В., Сюбаева И.И., Янгличевой Ф.А.

при секретаре Васиной Н.Г.

с участием заместителя прокурора Республики Мордовия Максимова А.А.

рассмотрел надзорную жалобу представителя Федеральной службы по труду и занятости Анохина А.В. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 марта 2010 года по делу по иску П. к Российской Федерации в лице ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, взыскании недополученных за прошлое время денежных сумм.

Заслушав доклад члена Президиума Верховного Суда Республики Мордовия Демидчик Н.В., заключение заместителя прокурора Республики Мордовия Максимова А.А., полагающего состоявшие судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия,

установил:

П. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, взыскании недополученных за прошлое время денежных сумм

В обоснование требований указано, что в период с *** года он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что повлекло установление ему в 1997 году *** группы инвалидности и *** утраты профессиональной трудоспособности, а с 2002 года - *** группы инвалидности и *** утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.

В счет возмещения вреда, причиненного здоровью, ответчиком ежемесячно выплачивается денежная компенсация, с размером которой он не согласен, поскольку считает, что размер возмещения вреда должен быть исчислен исходя из его условного месячного заработка с применением ежегодных индексов роста величины прожиточного минимума.

Просил суд взыскать с ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» недополученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 17 декабря 1997 года по 30 ноября 2009 года включительно в размере ***, ежемесячно, начиная с 1 декабря 2009 года в возмещение вреда, причиненного здоровью, ***, с последующей индексацией в установленном законом порядке, и расходы по оплате услуг представителя ***.

Решением Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 15 декабря 2009 года с ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» за счет средств федерального бюджета в пользу П.. взысканы недополученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 17 декабря 1997 года по 30 ноября 2009 года включительно в размере ***, расходы на оплату услуг представителя ***, ежемесячно, начиная с 1 декабря 2009 года в возмещение вреда, причиненного здоровью, ***, с последующей индексацией в установленном законом порядке, государственная пошлина ***.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 марта 2010 года решение оставлено без изменения.

В связи с подачей представителем Федеральной службы по труду и занятости Анохиным А.В. надзорной жалобы на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 марта 2010 года и сомнениями в их законности, дело по иску П. к Российской Федерации в лице ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, взыскании недополученных за прошлое время денежных сумм истребовано из районного суда и после изучения определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 19 июля 2010 года передано для рассмотрения в судебное заседание суда надзорной инстанции.

П.., его представитель адвокат Емельянова С.В., представители ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» и Федеральной службы по труду и занятости, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда надзорной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 2 статьи 385 ГПК Российской Федерации Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит возможным рассмотрение вопроса в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия считает решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 марта 2010 года подлежащими отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.

Из материалов дела следует, что П.. в период с *** года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

17 декабря 1997 года П. впервые была установлена *** группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, и *** утраты профессиональной трудоспособности.

С 25 ноября 2002 года П. установлена *** группа инвалидности и *** утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.

С 17 декабря 1997 года П. назначено и выплачивалось возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер которой с 1 января 2009 года составил ***.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), в соответствии с которой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

При этом, если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составлял менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения.

Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с *** года, то есть менее одного полного календарного месяца, под которым понимается участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца, суд пришел к выводу о том, что размер возмещения вреда должен быть исчислен из условного месячного заработка, полученного П. в 1987 году в период выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вместе с тем указанный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и без обсуждения вопросов, необходимых для правильного разрешения возникшего спора.

Со вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твёрдые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твёрдых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определённую в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из условного заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 года в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ.

Из положений пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 11 мая 2007 года № 23) следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца. Суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 года сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

Между тем из материалов дела следует, что на 15 февраля 2001 года истцу выплачивалась денежная компенсация вреда здоровью в твердой денежной сумме, однако, отсутствуют данные о том, в каком порядке она была назначена П.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года (в дальнейшем Правилами), а с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При наличии оснований к удовлетворению иска суд также должен был соблюсти требования, предусмотренные статьей 15 Правил о подсчете среднего заработка. В случае, если период работы составил менее одного полного календарного месяца, заработок за все проработанное время делился на число проработанных дней, и полученная сумма умножалась на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете условного заработка истца в настоящем решении данные требования нарушены.

В нарушение приведенных требований закона в материалах дела отсутствуют полные данные о среднем заработке истца в мае 1987 года.

В нарушение статей 12, 56 и 196 ГПК Российской Федерации суд не определил указанные обстоятельства имеющими значение для данного дела в требуемом объеме, какой стороне надлежит их доказывать, эти обстоятельства не выносились на обсуждение сторон и, соответственно, не установлены на основании имеющихся доказательств. Тем самым, суд не создал условия для всестороннего и полного исследования доказательств и не установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела и влияющие на его исход.

Учитывая изложенное, нет оснований полагать, что принцип расчета среднего заработка, из которого было исчислено возмещение вреда при вынесении решения, соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления Президиум Верховного Суда Республики Мордовия признает незаконными и подлежащими отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 387, пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия

постановил:

решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 марта 2010 года по делу по иску П. к Российской Федерации в лице ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, взыскании недополученных за прошлое время денежных сумм отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Г.А. Курышев