О признании нормативных правовых актов незаконными



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

от 10 июня 2009 года № 3-11/2009

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В. Демидчик

при секретаре судебного заседания Е.В.Федосейкиной

с участием прокурора В.М.Родиной

с участием в деле:

заявителя - Соломатина Андрея Анатольевича,

органа, принявшего оспариваемый нормативный акт - Правительства Республики Мордовия, его представителя Зиновьева Олега Михайловича, представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 3 июня 2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саранске дело по заявлению Соломатина Андрея Анатольевича об оспаривании в части Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года №20,

установил:

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года №20 утверждено Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения л.д.4-6).

Первоначальный текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании «Известия Мордовии» 2 февраля 2005 года №14 л.д.18-19), последующие изменения в том же печатном издании.

Соломатин А.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующими пункта 2 в части слов «лица, сопровождающие инвалидов 1 группы» и абзаца второго пункта 6 указанного Положения в последней редакции л.д.57-61). В обоснование заявленных требований указал, что нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, поскольку ухудшает его положение в части ранее предоставляемой льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте лица, сопровождающего инвалида 1 группы.

В судебном заседании Соломатин А.А. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и дополнительно объяснил следующее. В соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года, он, как инвалид 1 группы, пользовался льготой в виде бесплатного проезда в общественном транспорте лица, его сопровождающего. Считает, что замена натуральных льгот денежной компенсацией не означает их отмену, поэтому указанная льгота в виде бесплатного проезда лица, сопровождающего инвалида 1 группы, должна быть ему сохранена в силу пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. Однако оспариваемые положения нормативного акта республики предусматривают приобретение социальной проездной карты не самим инвалидом, а лицом, его сопровождающим, что нарушает права инвалида.

Кроме того, решением Верховного Суда Республики Мордовия от 2 сентября 2005 года уже проверялась законность этого же Положения в той части, в какой оно ограничивало право бесплатного проезда в общественном транспорте лица, сопровождающего инвалида 1 группы. Внося в Положение оспариваемые изменения, Правительство Республики Мордовия в нарушение требований части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ преодолело указанное решение повторным принятием такого же акта. Просил удовлетворить заявление.

Представитель Правительства Республики Мордовия Зиновьев О.М. заявленные требования не признал и объяснил следующее.

Предоставление предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мер социальной поддержки, связанных с оплатой проезда инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации. Предоставляемые в соответствии со статьей 28.1 указанного закона инвалидам ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) включают в себя расходы на транспортное обслуживание инвалидов. Оспариваемое Соломатиным А.А. постановление представляет собой дополнительную меру социальной поддержки. Внесение в него изменений в части приобретения проездной карты для лиц, сопровождающих инвалида 1 группы, было произведено во исполнение решения Верховного Суда Республики Мордовия от 2 сентября 2005 года. Формулировка пункта 6 Положения о единой социальной проездной карте не исключает ее приобретение самим инвалидом и за его средства. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Родиной В.М., полагавшей заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, изучив письменные материалы, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела следует, что заявитель Соломатин А.А. является инвалидом 1 группы, установленной ему бессрочно, что подтверждается копией заключения ВТЭК от 21 мая 1991 года л.д.3).

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной защитой инвалидов, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями). Согласно преамбуле предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 30 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривалось право лица, сопровождающего инвалида 1 группы, на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Указанная норма признана утратившей силу, а льготы в натуральной форме заменены на денежную компенсацию в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Размеры выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам установлены статьей 28.1 Федеральной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 14.07.2008 N 110-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 5 того же Закона закреплено право субъектов Российской Федерации на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

С указанной нормой согласуется предусмотренное подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) положение, согласно которому решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В пункте 4 статьи 14 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" (с последующими изменениями), принятого во исполнение названного Федерального закона л.д.28-44), указано, что порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду на всех видах городского и пригородного автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) в пределах Республики Мордовия устанавливается Правительством Республики Мордовия, в частности, для инвалидов и лиц, сопровождающих инвалидов 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности (подпункты 7 и 8).

В соответствии с приведенным Законом Республики Мордовия Правительством республики принято постановление от 31 января 2005 года № 20, которым утверждено Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения (с последующими изменениями). Указанная карта является документом, предоставляющим право бесплатного проезда отдельным категориям населения республики (пункт 1), в том числе инвалидам и лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности (пункт 2).

Абзац второй пункта 6 Положения предусматривает порядок реализации проездной карты лицам, сопровождающим указанных инвалидов.

Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами и вышеназванным Законом Республики Мордовия приводит к выводу о том, что оспариваемые нормы Положения приняты Правительством Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, и последнему не противоречат.

Обосновывая нарушение своих прав, Соломатин А.А. ссылается на то обстоятельство, что в соответствии с оспариваемыми нормами сопровождающее лицо обязано приобретать проездной билет самостоятельно и за свой счет, поскольку предусмотренный порядок реализации проездных карт исключает возможность приобретения карты на сопровождающее лицо самим инвалидом и за свой счет.

Изложенный довод заявителя основан на неправильном толковании положений нормативного правового акта. Согласно абзацу второму пункта 6 Положения при реализации проездной карты инвалидам 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам при предъявлении соответствующих документов инвалида может осуществляться продажа проездной карты лицу, сопровождающему указанные категории граждан. В этом случае в проездной карте в строке «Ф.И.О.» делается запись «лицо, сопровождающее», в строке «категория» указывается категория инвалида, в строке «Документ, подтверждающий категорию» - соответствующие реквизиты документа сопровождаемого инвалида. Указанная карта действительна только при сопровождении инвалидов данных категорий.

Содержание оспариваемой нормы с очевидностью свидетельствует о том, что приобретение проездной карты для сопровождающего лица самим инвалидом и за его счет не исключается. В этой части каких-либо запретов или обязанности приобретать карту самим сопровождающим лицом и за свой счет Положение не содержит. Кроме того, предусмотренный порядок оформления карты без указания в ней фамилии, имени и отчества сопровождающего лица предполагает возможность ее использования в течение срока действия разными сопровождающими лицами. Иной порядок реализации проездных карт на практике, если он имеет место, является основанием для оспаривания действий соответствующих органов или должностных лиц, а не для оспаривания положений нормативного правового акта.

Ссылка Соломатина А.А. на ранее принятое решение по вопросу соответствия федеральному законодательству этих же норм также отклоняется по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2005 года был признан недействующим в том числе пункт 2 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года №20 в той части, в какой он предоставляет право на приобретение единой социальной проездной карты инвалиду 1 группы без сопровождающего его лица л.д.51-53).

Во исполнение указанного решения постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2005 года №486 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года №20 «О единой социальной проездной карте» л.д.54-56) были внесены изменения в Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения в той части, в какой оно оспаривается в настоящее время заявителем, то есть в части реализации проездной карты лицу, сопровождающему инвалида 1 группы.

Указанные изменения соответствуют содержанию резолютивной части решения, поскольку недействительной была признана норма в части приобретения единой социальной проездной карты инвалидом 1 группы без сопровождающего его лица.

Таким образом, внесенные изменения направлены не на преодоление принятого судебного решения, а, напротив, в рамках его исполнения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленного Соломатиным А.А. требования.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 -199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Соломатина Андрея Анатольевича о признании недействующими пункта 2 в части слов «лица, сопровождающие инвалидов 1 группы» и абзаца второго пункта 6 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года №20, оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного СудаРеспублики Мордовия Н.В. Демидчик