ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Р Е Ш Е Н И Е от 01 апреля 2009 года № 3-6/2009 Именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Мордовия в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В. Демидчик, при секретаре судебного заседания Е.В.Федосейкиной с участием в деле: заявителя - Прокурора Республики Мордовия, его представителя прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального и регионального законодательства по Республике Мордовия Федяковой З.Р., представившей в подтверждение своих полномочий удостоверение №130813, заинтересованного лица - Государственного Собрания Республики Мордовия, его представителя Жигуновой И.Н, заведующей сектором правовой экспертизы юридического отдела Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность №131 от 12 марта 2009 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия о признании подпунктов 3, 5 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 20.12.2007г. №109-З «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий с момента вступления в силу решения суда, установил: 12 декабря 2007 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия "Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства". Текст закона опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании «Известия Мордовии» 21 декабря 2007 года л.д. 11-12). Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании подпунктов 3, 5 пункта 1 статьи 2 указанного Закона противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий с момента вступления в силу решения суда по тем основаниям, что изложенные нормы противоречат положениям Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующим вопросы заготовки древесины, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда. В судебном заседании Федякова З.Р. от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании Жигунова И.Н. от имени Государственного Собрания Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразила и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия отказывает прокурору в удовлетворении заявления по следующим основаниям. В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части. Прокурором оспариваются отдельные нормы Закона Республики Мордовия от 20.12.2007г. №109-З «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства». Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также природопользование находятся в соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В свою очередь пунктом 6 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, Закон Республики Мордовия от 20.12.2007г. №109-З «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства», отдельные положения которого оспариваются прокурором, принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий законодательного органа республики. Подпунктами 3 и 5 пункта 1 статьи 2 указанного закона установлено, что лица, использующие лесные участки для ведения охотничьего хозяйства, имеют право на заготовку древесно-веточного корма; осуществление строительства и ремонт дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, определение мест стоянок транспорта. Оспаривая указанные положения республиканского закона, прокурор исходит из того, что в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 25, статей 29 и 23 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов относятся к самостоятельному виду использования лесов, регулируются специальными правилами, поэтому не могут регулироваться законом субъекта Российской Федерации. Предусмотренная республиканским законом возможность строительства и ремонта дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, по мнению прокурора не соответствует требованиям части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, содержащей перечень видов деятельности, допускающих строительство и ремонт дорог. Также прокурор указывает, что формулировка нормы республиканского закона исключает возможность отнесения дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, к лесным, строительство которых регулируется статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации. Суд считает, что изложенные в заявлении прокурора доводы не свидетельствуют о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству. Указанные прокурором пункты 1 и 3 части 1 статьи 25, статьи 29 и 32 Лесного кодекса Российской Федерации регулируют осуществление таких видов лесопользования, как заготовка древесины и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов. При этом статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, а статья 32 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. Изложенная в кодексе характеристика указанных видов лесопользования, предполагающая, в частности, такой необходимый элемент заготовки древесины и заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, как их вывоз из леса, с очевидностью свидетельствует о том, что предусмотренная республиканским законом заготовка древесно-веточного корма для животных в охотничьем хозяйстве, не может быть отнесена к перечисленным видам лесопользования и соответственно противоречить федеральному законодательству. При этом право лиц, использующих лесные участки для ведения охотничьего хозяйства, на заготовку древесно-веточного корма необходимо толковать исходя из содержания всей статьи 2 Закона Республики Мордовия «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства», предусматривающей право этих же лиц на устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездовий и укрытий для животных и другие мероприятия, направленные на увеличение численности животных, отнесенных к объектам охоты, содержать и разводить таких животных в полувольных условиях. Системное толкование данной нормы свидетельствует о том, что заготовка древесно-веточного корма на основании республиканского закона осуществляется в рамках такого вида лесопользования, как ведение охотничьего хозяйства, и имеет целью подкорм животных в охотничьем хозяйстве. В связи с этим является несостоятельным довод прокурора в той части, что оспариваемая норма принята с превышением компетенции субъекта Российской Федерации, поскольку законом республики осуществлено правовое регулирование такого вида лесопользования, как ведение охотничьего хозяйства, и не имеет отношения к указанным прокурором видам лесопользования: заготовка древесины и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов. Предусмотренное республиканским законом право лиц, использующих лесные участки для ведения охотничьего хозяйства, на осуществление строительства и ремонт дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, также не противоречит федеральному законодательству. Часть 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается прокурор, действительно предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: 1) осуществления работ по геологическому изучению недр; 2) разработки месторождений полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов; 6) осуществления рекреационной деятельности; 7) осуществления религиозной деятельности. Однако указанная норма не подлежит применению в данном случае, поскольку не регулирует вопросы, связанные со строительством и ремонтом дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства. Этот вопрос нашел свое отражение в статье 13 Лесного кодекса Российской Федерации, в силу которой в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов. Дороги, необходимые для ведения охотничьего хозяйства, строительство и ремонт которых предусмотрены республиканским законом, создаются в рамках такого вида лесопользования, как ведение охотничьего хозяйства, в связи с чем относятся к числу лесных дорог. При этом суд принимает во внимание довод представителя Государственного Собрания Республики Мордовия о том, что отсутствие в тексте закона слова «лесных» само по себе не исключает отнесение оспариваемых прокурором видов дорог к лесным. Кроме того, очевидно, что строительство дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, исходя из их цели и назначения, относится к созданию лесной инфраструктуры. В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия р е ш и л: заявление Прокурора Республики Мордовия об оспаривании подпунктов 3, 5 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 20.12.2007г. №109-З «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства» оставить без удовлетворения. На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.