Судья Пахомов А.В. Дело № 33-1208/22 Докладчик Скипальская Л.И. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: председательствующего Александрова С.В. судей Скипальской Л.И. Володиной Г.Ф. при секретаре Королевой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 июля 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Фроловой С.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска от 11 июня 2010 г. Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения Фроловой С.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Администрации городского округа Саранск Серова С.В. (доверенность № 19-9 от 26.04.2010 г.), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия установила: Фролова С.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности выделить ей отдельное изолированное жилое помещение не ниже социальных норм по г. Саранску с постоянной регистрацией вне очереди и с правом приватизации. В обоснование требований указала, что 18.02.2009 г. она обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки. В заявлении о предоставлении ей жилого помещения указала, что в связи с реконструкцией здания, где она зарегистрирована, руководителем *** М. неоднократно нарушаются ее права на улучшение жилищных условий, а именно, умышленно не выдаются документы из домовой книги, о составе семьи и другие документы, необходимые для ее постановки в очередь на жилье. 30.03.2009 г. общественной комиссией по жилищным вопросам ей было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не предоставлены вышеуказанные документы. Считала данный отказ неправомерным, поскольку на основании решения Пролетарского районного суда г. Саранска от 23.12.2008 г., вступившего в законную силу 24.02.2009 г., она была снята с регистрационного учета по адресу постоянного места жительства. В связи с этим, она не может по независящим от нее причинам представить требуемые документы. 30.07.2009 г. она повторно обратилась с заявлением на внеочередное предоставление жилья к Главе Администрации городского округа Саранск *** а также к Главе Республики Мордовия *** и Председателю Правительства Республики Мордовия *** В сентябре 2009 года были получены отказы Администрации городского округа Саранск в предоставлении ей жилого помещения вне очереди, в связи с отсутствием регистрации по месту постоянного жительства. Также был получен отказ ТО УФМС РФ по Республике Мордовия ПВС МВД России по *** району г.Саранска в регистрации по новому месту жительства - на даче, предоставленной ей родственницей для регистрации и проживания. 14.10.2009 г. она вновь обратилась к Главе Администрации городского округа Саранск о незаконности отказа в предоставлении ей жилого помещения из-за отсутствия регистрации в г.Саранске. В ноябре 2009 года получен очередной отказ со ссылкой на отсутствие у нее регистрации. Считала отказы Администрации городского округа Саранск незаконными, поскольку в настоящее время у нее нет никакого другого жилого помещения, кроме дачи, расположенной в *** районе г. Саранска, ***, ***. Температура воздуха в помещении дачи примерно на 5-7 градусов выше температуры окружающей среды. В осеннее-зимне-весенний периоды времени, при постоянных устойчивых отрицательных температурах воздуха, это обстоятельство приводит к переохлаждению организма, что при наличии у нее дыхательной недостаточности II степени и вентиляционной легочной недостаточности III степени привело к переохлаждению и экстренной госпитализации в МУЗ «Городская клиническая больница ***» г. Саранска с *** г. по *** г. и с *** г. по *** г. в МУЗ «Городская клиническая больница ***». Просила суд обязать жилищную комиссию Администрации городского округа Саранск выделить ей отдельное изолированное жилое помещение не ниже социальных норм по г. Саранску с постоянной регистрацией вне очереди и с правом приватизации, взыскать в ее пользу в счет компенсации морального вреда *** рублей л.д. 1, 37). Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 11 июня 2010 г. исковые требования Фроловой С.Н. оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе Фролова С.Н. с решением суда не согласна, просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения. Судом первой инстанции установлено, что 18 февраля 2009 г. Фролова С.Н. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что она является малоимущим инвалидом с детства, не имеет никакого жилья и проживает на даче в черте г. Саранска л.д. 2). Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск *** от *** г. утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Саранск от *** г. ***, согласно которому Фроловой С.Н. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не представлены все необходимые документы (подпункт «а» пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335) л.д. 3). Письмом и.о. Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск К. от *** г. № *** Фроловой С.Н. было сообщено о том, что жилые помещения и безвозмездная субсидия на приобретение жилья предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан осуществляется по месту их постоянного жительства (регистрации). В настоящее время Фролова С.Н. в муниципальном образовании городского округа Саранск не зарегистрирована. В этой связи сообщалось, что в случае регистрации и предоставлении необходимых документов, ее просьба будет рассмотрена дополнительно л.д. 7). Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Как следует из материалов дела и истицей не оспаривается, Фролова С.Н. на момент обращения с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о постановке на учет в качестве нуждающейся по месту жительства не была зарегистрирована. В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.08.2005 г. № 335, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы. В силу пунктов 6 и 7 Правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется администрациями муниципальных образований по месту жительства граждан. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются лица, постоянно проживающие на территории муниципального образования. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются следующие документы: документы о составе семьи гражданина-заявителя (справка о составе семьи с места жительства, свидетельства о рождении детей, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), иные документы, подтверждающие состав семьи); выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет; копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи; акт проверки жилищных условий по установленной форме; документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья; выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом; документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи. Из документов, представленных Фроловой С.Н. в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует, что Фроловой С.Н. не были представлены: документы о составе семьи (справка о составе семьи с места жительства), выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета. В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Местом жительства в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Обстоятельством, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713. Фролова С.Н. не имеет регистрации по месту жительства на территории Республики Мордовия. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. В этой связи, предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно в случае постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Фроловой С.Н. было отказано в постановке на данный учет. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). В судебном заседании истица Фролова С.Н. указала, что она проживает на даче, расположенной в ***, ***. Согласно статьям 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации дача не относится к жилым помещениям, следовательно, дача не может быть признана непригодной для проживания, поскольку не предназначена для проживания граждан. При таких обстоятельствах, требования Фроловой С.Н. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности выделить ей отдельное изолированное жилое помещение не ниже социальных норм по г. Саранску с постоянной регистрацией вне очереди, обоснованно оставлены без удовлетворения. Поскольку истицей в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК Российской Федерации не представлено доказательств тому, что ей причинен моральный вред, в частности, что действиями (бездействием) Администрации городского округа Саранск ей причинены физические или нравственные страдания, суд также правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, что убедительно мотивировано в решении суда. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал истице в удовлетворении предъявленных требований, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своих выводов и дав правильную оценку представленным доказательствам. В связи с этим доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда. Доводы кассационной жалобы истицы повторяют фактические и правовые основания ее требований, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Ленинского районного суда г. Саранска от 11 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фроловой С.Н. - без удовлетворения. Председательствующий С.В. Александров Судьи Л.И. Скипальская Г.Ф. Володина