Включение в спецстаж периода работы в должности цеховой медсестры здравпункта городской поликлиники



Судья Солдатов М.О. Дело № 33-1351/27

Докладчик Адушкина И.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Александрова С.В.

судей Адушкиной И.В.

Скипальской Л.И.

при секретаре судебного заседания Ярлушкиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 августа 2010 года в городе Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Адушкиной И.В., объяснения истицы Садыковой В.В. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Садыкова В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным и подлежащим отмене, включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы и понуждении к назначению пенсии.

В обоснование своих требований указала, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №1 от 09 апреля 2010 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. Не засчитаны в специальный стаж периоды ее работы в должности цеховой медсестры здравпункта городской поликлиники №5 с 3 сентября 1986 г. по 25 августа 1987 г., с 15 сентября 1987 г. по 1 января 1995 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 17 мая 1988 г. по 22 сентября 1989 г., отпуска без содержания с 10 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г., с 9 января 1990 г. по 15 января 1990 г., 7 августа 1992 г., 21 августа 1992 г., 29 октября 1992 г., с 1 декабря 1992 г. по 2 декабря 1992 г., с 26 августа 1993г. по 27 августа 1993 г., курсы повышения квалификации с 24 октября 1994 г. по 18 ноября 1994 г.); в должности цеховой медсестры в МСЧ АО «Лайме» с 4 января 1995 г. по 28 февраля 1995 г.; отпуска без содержания с 4 августа 1997 г. по 9 августа 1997 г. и с 5 сентября 2007 г. по 7 сентября 2007 г.; кроме того, исключен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1998 г. по 11 мая 2000 г.

Просила решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №1 от 9 апреля 2010 г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа отменить, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж периоды её работы с в должности цеховой медсестры здравпункта городской поликлиники №5 с 3 сентября 1986 г. по 25 августа 1987 г., с 15 сентября 1987 г. по 1 января 1995 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 17 мая 1988 г. по 22 сентября 1989 г. и курсы повышения квалификации с 24 октября 1994 г. по 18 ноября 1994 г.); в должности цеховой медсестры в МСЧ АО «Лайме» с 4 января 1995 г. по 28 февраля 1995 г. и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения в Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии - с 1апреля 2010 года.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2010 года постановлено: «Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №1 от 9 апреля 2010 года об отказе Садыковой В.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить Садыковой В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения:

периоды работы в должности цеховой медсестры здравпункта городской поликлиники №5 с 3 сентября 1986 г. по 25 августа 1987 г., с 15 сентября 1987 г. по 1 января 1995 г. (за исключением периодов нахождения истицы в отпусках без содержания с 10 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г., с 9 января 1990 г. по 15 января 1990 г., 7 августа 1992 г., 21 августа 1992 г., 29 октября 1992 г., с 1 декабря 1992 г. по 2 декабря 1992 г., с 26 августа 1993 г. по 27 августа 1993 г.);

период нахождения на курсах повышения квалификации с 24 октября 1994 г. по 18 ноября 1994г.; а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 17 мая 1988 г. по 22 сентября 1989 г.;

периоды её работы в должности цеховой медсестры в МСЧ АО «Лайме» с 4 января 1995 г. по 28 февраля 1995 г.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Садыковой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 апреля 2010 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Садыковой В.В. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей».

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» Хромова Н.А. просила решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для включения спорных периодов работы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а именно: должность цеховой медсестры не соответствует Спискам должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденных Постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1067.

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 1 апреля 2010 года истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №1 от 09 апреля 2010 г. Садыковой В.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. Не засчитаны в специальный стаж периоды ее работы в должности цеховой медсестры здравпункта городской поликлиники №5 с 3 сентября 1986 г. по 25 августа 1987 г., с 15 сентября 1987 г. по 1 января 1995 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 17 мая 1988 г. по 22 сентября 1989 г., отпуска без содержания с 10 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г., с 9 января 1990 г. по 15 января 1990 г., 7 августа 1992г., 21 августа 1992 г., 29 октября 1992 г., с 1 декабря 1992 г. по 2 декабря 1992 г., с 26 августа 1993г. по 27 августа 1993 г., курсы повышения квалификации с 24 октября 1994 г. по 18 ноября 1994 г.), так как занимаемая должность не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября. 1991г. и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067; в должности цеховой медсестры в МСЧ АО «Лайме» с 04 января 1995 г. по 28 февраля1995г.по тем же основаниям; отпуска без содержания с 4 августа 1997 г. по 9 августа 1997 г. и с 5 сентября 2007 г. по 7 сентября 2007 г.; кроме того, исключен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1998 г. по 11 мая 2000 г.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию по выслуге лет» от 6 сентября 1991 года № 464, действовавшего в спорный период работы истицы - в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В пункте 1 прилагаемого Списка указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 1.6.1. Штатных нормативов медицинского персонала городских поликлиник, входящих в состав городских больниц (медико-санитарных частей со стационарами), утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 г. № 999 предусмотрена должность «заведующий здравпунктом-фельдшер или медицинская сестра».

Согласно письму Минтруда РФ и ПФР от 29 сентября 2000 года №№ 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 « О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов в высшим профессиональным образованием, в учреждениях здравоохранения, утв. Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. №395.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", установлено, что к среднему медицинскому персоналу отнесены: заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра).

Следовательно, судом первой инстанции правомерно включены в специальный стаж Садыковой В.В. периоды ее работы в должности цеховой медсестры здравпункта городской поликлиники №5 и цеховой медсестры в МСЧ АО «Лайме».

В период с 17 мая 1988 г. по 22 сентября 1989 г. истица находилась в отпусках по уходу за ребенком до полутора и трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 г. N 667 с 1 декабря 1989 г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В соответствии с п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Между тем, законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.

Включая периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 24 октября 1994 г. по 18 ноября 1994 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за это время за истицей сохранялись должность, заработная плата, производились страховые отчисления.

Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковой являлась истица. (Данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., вопрос № 30).

При условии включения вышеназванных спорных периодов работы, отпуска по уходу за ребенком и периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации специальный стаж Садыковой В.В. составит более 30 лет.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы уплаченную ею в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ государственную пошлину.

Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий С.В.Александров

Судьи И.В.Адушкина

Л.И.Скипальская